Этапы проведения практического занятия.
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).
Задания для СРС во внеучебное время
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
Цели занятия.
Мотивация изучения темы.
Генетика изучает закономерности наследственности и изменчивости, которые относятся к основным свойствам живой материи, всех организмов.
Изучение данной темы необходимо для понимания закономерностей наследования признаков, сцепленных с полом. Это важно знать при медико-генетическом консультировании, когда рассчитывается вероятность рождения больного ребенка.
3.1.Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности – Лечебное дело. В результате освоения данной темы формируются общекультурные и профессиональные компетенции: ОК–1, ПК–2, ПК-5, ПК-12, ПК-32.
3.2.Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - наследования пола у человека и животных, наследование, сцепленное с полом, строение половых хромосом, сцепление генов и кроссинговер, генетические карты хромосом, метод картирования хромосом человека, хромосомную теорию наследственности.
«Уметь» - предполагается способность выпускника применять полученные знания для решения типовых задач соответствующей сферы профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы: решать генетические задачи на различные взаимодействия генов, пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.
«Владеть» - предполагается обязательное наличие опыта (навыков) в проведении определенных практических действий: методами изучения наследственности у человека, базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редактор, техникой работы в сети Интернет.
1. Половые хромосомы (курс школьной биологии).
2. Сцепление генов и кроссинговер (курс школьной биологии).
3. Опыты Моргана (курс школьной биологии).
5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
1. Пол как менделирующий признак.
2. Половые хромосомы и определение пола у человека и животных.
3. Морфологические (цитологические) карты Х и У- хромосом человека.
4. Наследование, сцепленное с полом. Гемизиготные организмы.
5. Наследование, зависимое от пола.
6. Нарушение расхождения половых хромосом.
7. Явление сцепленного наследования. Полное и неполное сцепление генов.
8. Группы сцепления.
9. Принципы определения расстояния между генами.
10. Карты хромосом: функциональные и морфологические. Методы составления хромосомных карт человека.
11. Положения хромосомной теории наследственности Т. Моргана
12. Опыт Штерна.
1. Подготовка рефератов и кратких сообщений по темам: Варианты определения пола у человека и животных; Предопределение пола у человека; Наследование признаков, зависимых от пола; Кроссинговер и его значение.
2. Подготовить тему: «Закономерности наследования на молекулярном уровне. Строение нуклеиновых кислот. Биосинтез белка. Изменчивость и ее формы».
Тесты для самоконтроля
1. Если дигетерозиготный организм образует только 2 типа гамет, то наблюдается … сцепление генов. (Вставьте пропущенное слово или понятие).
2. Если дигетерозиготный организм образует только 4 типа гамет, то наблюдается … сцепление генов. (Вставьте пропущенное слово или понятие).
3. Расстояние между генами в морганидах равно % … (Вставьте пропущенное слово или понятие).
4. Биологическое явление, нарушающее сцепление генов, называется … (Вставьте пропущенное слово или понятие)
5. Развитие признаков, сцепленных с полом, обусловлено генами, локализованными в: а) аутосомах мужского организма; б) аутосомах женского организма; в) гомологичных участках X и Y- хромосом; г) аутосомах обоих полов.
6. Развитие голандрических признаков обусловлено генами, локализованными в: а) аутосомах мужского организма; б) хромосомах половых клеток; в) гомологичных участках X и Y- хромосом; г) негомологичных участках X – хромосомы; д) негомологичных участках Y- хромосомы.
7. Вариант определения пола у человека: а) прогамный; б) хромосомный; в) эпигамный; г) проэмбриональный.
8. Тельце Барра – это: а) активная Y- хромосома; б) инактивированная Y- хромосома; в) активная X – хромосома; г) инактивированная X – хромосома.
9. В негомологичном участке X – хромосомы локализованы гены: а) гипертрихоза; б) гемофилии; в) синдактилии 2и3 пальцев на ногах; г) дальтонизма; д) ихтиоза.
10. В негомологичном участке Y – хромосомы локализованы гены: а) гипертрихоза; б) гемофилии; в) синдактилии 2и3 пальцев на ногах; г) дальтонизма; д) ихтиоза.
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
I. Вводная часть занятия | 5-10 % | ||
1. | Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 5 мин |
2. | Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 5 мин |
II. Основная часть занятия | 80-90 % | ||
3. | Контроль исходных знаний, умений и навыков | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков | 65 мин |
4. | Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе | 10 мин |
5. | Демонстрация методики | Показать ориентировочную основу действия (ООД) | 5 мин |
6. | Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 50 мин |
7. | Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 10 мин |
8. | Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка | 15 мин |
III. Заключительная часть занятия | 5-10 % | ||
9. | Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия | 10 мин |
10. | Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 5 мин |