Этапы проведения практического занятия.
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).
Задания для СРС во внеучебное время
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
Цели занятия.
Мотивация изучения темы.
Тема занятия.
Закономерности наследования признаков на организменном уровне. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
Генетика изучает закономерности наследственности и изменчивости, которые относятся к основным свойствам живой материи, всех организмов. Наследственность – свойство организмов передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям, материальная и функциональная преемственность между поколениями.
Каждый врач должен знать закономерности наследования признаков (заболеваний). На основе этого он сумеет определить риск возникновения заболевания и дать прогноз семье.
3.1.Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности – Лечебное дело. В результате освоения данной темы формируются общекультурные и профессиональные компетенции: ОК–1, ПК–1, ПК-3, ПК-5, ПК-32.
3.2.Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - основные понятия и термины современной генетики, основные закономерности наследственности и изменчивости: закон единообразия, закон расщепления, закон чистоты гамет, закон независимого комбинирования; множественный аллелизм; группы крови по системе АВО; резус-фактор; взаимодействия аллельных генов; взаимодействия неаллельных генов.
«Уметь» - предполагается способность выпускника применять полученные знания для решения типовых задач соответствующей сферы профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы: решать генетические задачи на различные взаимодействия генов, пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.
«Владеть» - предполагается обязательное наличие опыта (навыков) в проведении определенных практических действий: базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редактор, техникой работы в сети Интернет, методами изучения наследственности у человека.
1. Законы Менделя (курс школьной биологии).
2. Взаимодействия аллельных генов (курс школьной биологии).
3. Взаимодействие неаллельных генов (курс школьной биологии).
5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
1. История развития генетики.
2. Законы Менделя.
3. Взаимодействие аллельных генов: полное доминирование, сверхдоминирование, неполное доминирование, кодоминирование. Межаллельная комплиментация.
4. Множественный аллелизм. Механизм образования.
5. Генетические маркеры крови человека (система АВО, резус-фактор, МN).
6. Комбинированное действие генов: гетерозиготность по двум аномальным аллелям (“компаунд” гетерозиготность).
7. Плейотропия. Летальные и полулетальные гены.
8. Эффект положения генов.
9. Модифицирующие действия генов.
10. Генный баланс.
11. Взаимодействие неаллельных генов (полигенное наследование, рецессивный и доминантный эпистаз, комплементарность).
1. Подготовка рефератов и кратких сообщений по темам: Этапы развития генетики; Резус-фактор и резус-конфликт; Роль ученых в развитии генетики. Эпистаз. Бомбейский феномен; Полигенные признаки у человека.
2. Подготовить тему: «Закономерности наследования на клеточном уровне. Генетика пола. Сцепление генов и кроссинговер. Хромосомная теория наследственности».
Тесты для самоконтроля.
1. Аллельные гены – это: а) гены, находящиеся в разных хромосомах; б) гены, находящиеся на разных уровнях гомологичных хромосом; в) гены, находящиеся в одном и том же локусе гомологичных хромосом; г) гены, находящиеся в негомологичных хромосомах; д) гены, находящиеся в одной хромосоме
2. Компаунд-гетерозигота – это: а) сочетание двух аномальных генов в генотипе с последующим развитием более тяжелой формы заболевания; б) сочетание двух аномальных генов в генотипе с последующим развитием нормы; в) сочетание двух здоровых генов с последующим развитие заболевания
3. Взаимодействие аллельных генов: а) комплементарное; б) полное доминирование; в) плейотропное; г) эпистатическое; д) множественный аллелизм; е) кодоминирование; ж) полимерия
4. Аллельные гены при мейозе оказываются в: а) разных клетках; б) одной клетке; в) в одной или разных клетках в зависимости от вида организма
5. Свойство организмов повторять в ряде поколений сходные признаки называется: а) преемственность; б) наследственность; в) изменчивость; г) фенотип
6. Элементарная дискретная единица наследственности: а) хромосома; б) ДНК; в) ген; г) РНК; д) аминокислота
7. Менделирующие признаки наследуются: а) моногенно; б) полигенно; в) по типу полного доминирования; г) по типу неполного доминирования; д) по типу кодоминирования.
8. В браке женщины с 1 группой крови и мужчины с IV группой крови у потомков наблюдаются: а) I группа крови; б) II группа; в) III группа; г) IV группа; д) все группы крови.93. "Чистота" гамет означает: а) наличие в гамете только одного гена из аллельной пары; б) наличие в гамете разных аллельных генов; в) наличие в гамете одной из пары аллельных генов; г) наличие в гамете одной пары аллелей; д) отсутствие в гамете генов.
10. Количество типов гамет три гетерозиготного организма (АаВвСс) при свободном наследовании: а) 4; б) 8; в) 9; г)6; д) 16.
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
I. Вводная часть занятия | 5-10 % | ||
1. | Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 5 мин |
2. | Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 5 мин |
II. Основная часть занятия | 80-90 % | ||
3. | Контроль исходных знаний, умений и навыков | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков | 65 мин |
4. | Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе | 10 мин |
5. | Демонстрация методики | Показать ориентировочную основу действия (ООД) | 5 мин |
6. | Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 50 мин |
7. | Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 10 мин |
8. | Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка | 15 мин |
III. Заключительная часть занятия | 5-10 % | ||
9. | Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия | 10 мин |
10. | Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 5 мин |