Этапы проведения практического занятия.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

Задания для СРС во внеучебное время

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Цели занятия.

Мотивация изучения темы.

Тема занятия.

Закономерности наследования признаков на организменном уровне. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

Генетика изучает закономерности наследственности и изменчивости, которые относятся к основным свойствам живой материи, всех организмов. Наследственность – свойство организмов передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям, материальная и функциональная преемственность между поколениями.

Каждый врач должен знать закономерности наследования признаков (заболеваний). На основе этого он сумеет определить риск возникновения заболевания и дать прогноз семье.

3.1.Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности – Лечебное дело. В результате освоения данной темы формируются общекультурные и профессиональные компетенции: ОК–1, ПК–1, ПК-3, ПК-5, ПК-32.

3.2.Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - основные понятия и термины современной генетики, основные закономерности наследственности и изменчивости: закон единообразия, закон расщепления, закон чистоты гамет, закон независимого комбинирования; множественный аллелизм; группы крови по системе АВО; резус-фактор; взаимодействия аллельных генов; взаимодействия неаллельных генов.

«Уметь» - предполагается способность выпускника применять полученные знания для решения типовых задач соответствующей сферы профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы: решать генетические задачи на различные взаимодействия генов, пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.

«Владеть» - предполагается обязательное наличие опыта (навыков) в проведении определенных практических действий: базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редактор, техникой работы в сети Интернет, методами изучения наследственности у человека.

1. Законы Менделя (курс школьной биологии).

2. Взаимодействия аллельных генов (курс школьной биологии).

3. Взаимодействие неаллельных генов (курс школьной биологии).

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

1. История развития генетики.

2. Законы Менделя.

3. Взаимодействие аллельных генов: полное доминирование, сверхдоминирование, неполное доминирование, кодоминирование. Межаллельная комплиментация.

4. Множественный аллелизм. Механизм образования.

5. Генетические маркеры крови человека (система АВО, резус-фактор, МN).

6. Комбинированное действие генов: гетерозиготность по двум аномальным аллелям (“компаунд” гетерозиготность).

7. Плейотропия. Летальные и полулетальные гены.

8. Эффект положения генов.

9. Модифицирующие действия генов.

10. Генный баланс.

11. Взаимодействие неаллельных генов (полигенное наследование, рецессивный и доминантный эпистаз, комплементарность).

1. Подготовка рефератов и кратких сообщений по темам: Этапы развития генетики; Резус-фактор и резус-конфликт; Роль ученых в развитии генетики. Эпистаз. Бомбейский феномен; Полигенные признаки у человека.

2. Подготовить тему: «Закономерности наследования на клеточном уровне. Генетика пола. Сцепление генов и кроссинговер. Хромосомная теория наследственности».

Тесты для самоконтроля.

1. Аллельные гены – это: а) гены, находящиеся в разных хромосомах; б) гены, находящиеся на разных уровнях гомологичных хромосом; в) гены, находящиеся в одном и том же локусе гомологичных хромосом; г) гены, находящиеся в негомологичных хромосомах; д) гены, находящиеся в одной хромосоме

2. Компаунд-гетерозигота – это: а) сочетание двух аномальных генов в генотипе с последующим развитием более тяжелой формы заболевания; б) сочетание двух аномальных генов в генотипе с последующим развитием нормы; в) сочетание двух здоровых генов с последующим развитие заболевания

3. Взаимодействие аллельных генов: а) комплементарное; б) полное доминирование; в) плейотропное; г) эпистатическое; д) множественный аллелизм; е) кодоминирование; ж) полимерия

4. Аллельные гены при мейозе оказываются в: а) разных клетках; б) одной клетке; в) в одной или разных клетках в зависимости от вида организма

5. Свойство организмов повторять в ряде поколений сходные признаки называется: а) преемственность; б) наследственность; в) изменчивость; г) фенотип

6. Элементарная дискретная единица наследственности: а) хромосома; б) ДНК; в) ген; г) РНК; д) аминокислота

7. Менделирующие признаки наследуются: а) моногенно; б) полигенно; в) по типу полного доминирования; г) по типу неполного доминирования; д) по типу кодоминирования.

8. В браке женщины с 1 группой крови и мужчины с IV группой крови у потомков наблюдаются: а) I группа крови; б) II группа; в) III группа; г) IV группа; д) все группы крови.93. "Чистота" гамет означает: а) наличие в гамете только одного гена из аллельной пары; б) наличие в гамете разных аллельных генов; в) наличие в гамете одной из пары аллельных генов; г) наличие в гамете одной пары аллелей; д) отсутствие в гамете генов.

10. Количество типов гамет три гетерозиготного организма (АаВвСс) при свободном наследовании: а) 4; б) 8; в) 9; г)6; д) 16.

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
I. Вводная часть занятия 5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 5 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 5 мин
II. Основная часть занятия 80-90 %
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 65 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 10 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 5 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 50 мин
7. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 10 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин
III. Заключительная часть занятия 5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 10 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 5 мин