Ситуационные задачи
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.
Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (курация, выполнение лабораторной работы и т.д.).
1. Ответить на вопросы тестированного контроля.
2. Решить задачи.
3. Определить органеллы по электронограммам.
4. Определение органелл по постоянным микропрепаратам.
(тесты, задачи и т.д.).
1. В секреторной клетке хорошо развита гранулярная эндоплазматическая сеть. Какой природы синтезируется вещество (белковой, углеводной, жировой), куда оно поступает?
2. С помощью электронной микроскопии установлено, что в цитоплазме клеток печени (гепатоцитов) в процессе жизнедеятельности могут появляться и исчезать розеткообразные структуры, содержащие гликоген. Как называется такая структура (по классификации), почему?
3. В клетку поступило вещество, нарушающее целостность мембран лизосом. Какие изменения произойдут в клетке, почему? Какие виды лизосом Вы знаете?
4. С помощью микроманипулятора из клетки удалили комплекс Гольджи. Как это отразится на ее дальнейшей жизнедеятельности, почему (объяснить все функции данной органеллы)?
5. В клетке нарушился процесс синтеза белков тубулинов. К чему это может привести?
6. В период формирования сперматозоида произошло разрушение митохондриального комплекса. К чему это может привести, почему?
7. В условиях пищевого и кислородного голодания в клетках наблюдается аутолиз. Какие органеллы играют ведущую роль в данном процессе, почему?
8. В клетке «А» хорошо развита эргастоплазма, в клетке «Б» в цитоплазме много свободных полисом. Какая из клеток вырабатывает белковый секрет, почему?
9. В клетке «А» хорошо развита шероховатая ЭПС, в клетке «Б» - гладкая ЭПС. Какая из клеток вырабатывает белковый секрет, а какая – углеводный?
10. Представлены три клетки. У одной – хорошо развиты микроворсинки, у другой – реснички, у третьей – жгутик. Приведите пример таких клеток, на каком процессе они специализированы (какую функцию выполняют указанные органеллы этих клеток)?
9. Учебно-материальное обеспечение:
9.1 Литература:
а) обязательная:
1. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: «Вища школа», 2012.
2. Ярыгин В. Н. с соавтор. Биология в 2-х томах. М.: Гэотар-медиа, 2011.
3. Чебышев Н. В. Биология. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2011.
б) дополнительная
1. Иванов В. П. Биология /Учебно-методическое пособие для мед. вузов. Курск, 2003.
2. Грин Н., Стаут У., Жейлор Д. Биология: в 3 томах. – М.: Мир, 1990.
10. Материальное обеспечение:
а) Таблицы: митоз, строение органелл, мейотический период жизни клетки, строение семенника, кариотип, строение яичника.
б) Световые микроскопы.
в) Постоянные микропрепараты.
Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра___Биологии, ботаники и экологии___
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол №___ от «___»__________2013_г. Заведующий кафедрой _____________ ______В.С. Каредина ________ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическим занятиям
Модуль ___ Законы генетики и ее значение для медицины______________________
(наименование модуля)
учебной дисциплины (модуля)__Биология____________________________________
(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)
для специальности_____060101-Лечебное дело _________________________________
(шифр-наименование специальности)
курс _____I_______ семестр ______1____
Составитель: Солодкова О.А., к.м.н., доцент Зенкина В.Г., к.м.н., доцент (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность) Рецензент:_Божко Г.Г.., к.б.н., доцент (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность) |
Владивосток - 2013г.