Этапы проведения практического занятия.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

Задания для СРС во внеучебное время

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

1. Основные уровни организации живых систем.

2. Основные положения современной клеточной теории.

2. Свойства живой материи. Формы жизни.

4. Клетка как открытая система.

5. Строение и функции плазматической мембраны. Понятие активного и пассивного транспорта веществ. Типы межклеточных контактов.

6. Понятие гемолиза и плазмолиза.

7. Строение прокариотической и эукариотической клетки.

8. Морфология и функции общих и специальных органелл клетки.

9. Включения клетки, их роль и классификация.

10. Эволюция клетки.

11. Морфология и функция интерфазного ядра.

12. Морфология и классификация хромосом. Правило хромосом.

13. Понятие кариотипа и идиограммы. Эухроматин и гетерохромати. Понятие полового хроматина (Тельца Барра).

14. Политенные хромосомы, хромосомы типа ламповых щеток. Пуффы Бальбиани.

15. Сущность митотического и жизненного цикла стволовых и специализированных клеток.

16. Цитогенетическая характеристика мейоза.

17. Основные стадии редукционного и эквационного деления мейоза.

18. Понятие бивалента, тетрады, синапсиса, хиазм.

19. Отличительные особенности интерфазы и интеркинеза.

20. Биологический смысл кроссинговера.

21. Гаметогенез.

22. Оплодотворение и его фазы.

23. Эволюция форм полового и бесполого размножения. Половой диморфизм.

Определение умений и практических навыков студентов

1. Правила микроскопирования на малом и большом увеличении.

2. Определение клеточных структур по микропрепаратам.

4. Определение органелл по электронограммам.

5. Решение ситуационных задач.

Перечень постоянных микропрепаратов

1. Клетки крови лягушки.

2. Нервная клетка.

3. Эпителий почки.

4. Комплекс Гольджи в клетках спинального ганглия котенка.

5. Включения гликогена в клетках печени аксолотля.

6. Включения жира в клетках печени аксолотля.

7. Митоз в клетках корешка лука.

8. Политенные хромосомы.

9. Семенник кота.

10. Яичник млекопитающего.

11. Синкарион.

1. Подготовка к сдаче практических навыков: микроскопирование на малом и большом увеличении, приготовление микропрепаратов, определение клеточных структур по препаратам, решение ситуационных задач по цитологии.

2. Подготовить тему: «Закономерности наследования признаков на организменном уровне. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов».

1. Заслуга Яна Пуркинье заключается в том, что: А – увидел содержимое клетки и назвал его протоплазмой; Б – доказал клеточное строение всех организмов; В – открыл ядро; Г – создал микроскоп

2. Р. Вирхов впервые предложил, что: А – растения и животные состоят из клеток; Б – клетки животных и растений имеют сходное строение; В – клетка происходит от клетки

3. Р. Броун открыл: А – клеточный центр, ядро; Б – ядро; В – плазмолемму, ядрышко, Г – органеллы, включения

4. Термин «биология» предложил: А – Вирхов; Б – Ламарк; В – Пуркинье; Г – Шлейден; Д – Берг

5. Впервые описание клетки сделал: А – Левенгук; Б – Р. Гук; В – М. Шлейден; Г – Т. Шванн; Д – Р. Вирхов

6. Существуют следующие формы жизни: А – вирусы; Б – бактерии; В – животные; Г – грибы; Д – прокариоты; Е – растения; Ж – эукариоты; З – неклеточные; И – клеточные; К – сине-зеленые водоросли

7. К неклеточным формам жизни относятся: А – вирусы; Б – плазмиды; В – вирионы; Г – бактерии; Д – прионы; Е – сине-зеленые водоросли

8. Клеточными неядерными организмами являются: А – бактериофаги; Б – вибрионы холеры; В – сине-зеленые водоросли; Г – вирусы; Д – простейшие; Е – бактерии

9. Бактерии имеют: А – митохондрии; Б – клеточный центр; В – рибосомы; Г – ядро; Д – цитоплазму; Е – ДНК

10. Характеристика прокариотов: А – малые размеры; Б – любые размеры; В – отсутствие ядра; Г – ядро есть; Д – отсутствует система мембран; Е – присутствует система мембран; Ж – генетический материал – кольцевая хромосома; З – отсутствует клеточный центр; И – присутствует клеточный центр; К – быстро делятся; Л – не делятся

11. Элементарной единицей изучения организации жизни на молекулярном уровне является: А – ген, Б – ДНК; В – РНК; Г – клеточные компоненты; Д – клетка

12. Уровни организации живого в биологических микросистемах: А – молекулярный; Б – популяционный; В – субклеточный; Г – тканевой; Д – организменный; Е – клеточный

13. К биологическим мезосистемам относятся следующие уровни: А – клеточный; Б – тканевой; В – молекулярный; Г – органный; Д – субклеточный; Е - организменный

14. К биологическим макросистемам относятся следующие уровни: А – клеточный; Б – тканевой; В – молекулярный; Г – биосферный; Д – субклеточный; Е – организменный; Ж – популяционно-видовой; З - биоценотический

15. Составные компоненты зрелых частиц вирусов: А – белковая оболочка; Б – липиды; В – нуклеокапсид; Г – углеводные компоненты; Д – нуклеиновая кислота; Е – аминокислота

16. Аномальные формы белков, вызывающие медленно протекающие тяжелые инфекции: А – вирионы; Б – вироиды; В – плазмиды; Г – прионы

17. Назовите межклеточные контакты по типу межклеточного сцепления: А – простой контакт; Б – плотный контакт; В – контакт типа «замка»; Г – десмосомный контакт; Д – щелевой контакт

18. Щелевой контакт относится к: А – контакту сцепления; Б – изолирующему контакту; В – коммуникационному контакту; Г – синаптическому контакту

19. В клетке есть следующие микроэлементы: А – кислород; Б – углерод; В – хлор; Г – цинк; Д – медь

20. Химическое вещество, участвующее в поддержании осмотического давления в клетке: А – белки; Б – жиры; В – углеводы; Г – хлорид натрия; Д – АТФ

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
I. Вводная часть занятия 5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 5 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 5 мин
II. Основная часть занятия 80-90%
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 65 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 10 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 5 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 50 мин
7. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, и др.) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 10 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин
III. Заключительная часть занятия 5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 10 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 5 мин