Этапы проведения практического занятия.
Тесты для самоконтроля.
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).
Задания для СРС во внеучебное время
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
Цели занятия.
Мотивация изучения темы.
Тема занятия.
Морфология и функции интерфазного и
митотического ядра эукариотической клетки
Изучение биологии клетки - элементарной, структурно-функциональной и генетической единицы организма необходимо для формирования материалистического представления о природе болезней. Ядро является хранителем наследственной информации. Генетическая информация, необходимая для развития организма, содержится в хромосомах. Знание морфологии хромосом имеет большое значение для медицины, так как позволяет точно установить характер нарушений в кариотипе пациента.
3.1.Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности – Лечебное дело. В результате освоения данной темы формируются общекультурные и профессиональные компетенции: ОК–1, ПК–2, ПК-5, ПК-12, ПК-32.
3.2.Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - морфологию и функции интерфазного и митотического ядра, строение и упаковку хромосом, виды хромосом, строение и функции гетеро- и эухроматина, периоды митотического и жизненного циклов клетки, факторы, влияющие на митотическую активность, амитоз, эндомитоз, политению.
«Уметь» - предполагается способность выпускника применять полученные знания для решения типовых задач соответствующей сферы профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы: пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности, работать с микроскопом и бинокуляром, определять в микропрепаратах фазы митоза, решать ситуационные задачи на расхождение хромосом при митозе.
«Владеть» - предполагается обязательное наличие опыта (навыков) в проведении определенных практических действий: навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий.
1. Митотический цикл клетки (курс школьной биологии).
2. Cтроение хромосом (курс школьной биологии).
5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
1. Морфология и функция интерфазного и митотического ядра клетки.
2. Строение и функция ядерной оболочки (ядерные поры, связь оболочки с органеллами клетки).
3. Морфология и классификация хромосом. Правило хромосом.
4. Понятие кариотипа и идиограммы. Эухроматин и гетерохромати. Понятие полового хроматина (Тельца Барра).
5. Политенные хромосомы, хромосомы типа ламповых щеток. Пуффы Бальбиани.
6. Сущность митотического и жизненного цикла стволовых и специализированных клеток.
7. Понятие эндомитоза и политении.
8. Амитоз. Виды амитоза.
9. Значение клеточной пролиферации в медицине.
1. Подготовка рефератов и кратких сообщений по темам: Факторы, вызывающие нарушение митоза. Патология митоза. Факторы, влияющие на митотическую активность.
2. Подготовить тему: «Мейоз. Гаметогенез. Работа с электронограммами».
1. Раскрыть основные термины и понятия: кариотип, идиограмма, половые хромосомы, гетерохроматин, эухроматин.
1. Кариотип – это: а) гаплоидный набор хромосом; б) набор хромосом половой клетки; в) диплоидный набор хромосом; г) совокупность генов в гаплоидном наборе хромосом; д) набор хромосом соматической клетки.
2. Идиограмма – а) несистематизированный кариотип; б) систематизированный кариотип; в) порядок расположения генов в хромосоме; г) порядок расположения нуклеотидов в хромосоме; д) расположение хромосом кариотипа по мере убывания их величины.
3. Денверская классификация хромосом человека учитывает: а) размеры хромосом; б) количество хроматид; в) характер окрашивания хромосом; г) центромерный индекс; д) наличие центромер.
4. Структурные компоненты интерфазного ядра: а) кариолемма и строма; б) кариолемма, граны, ядрышки; в) кариолимфа, хроматин, ядрышки; г) цитолемма, хроматин, кариолемма.
5. Согласно Денверской классификации хромосомы человека разделены на … групп: а) 5; б) 6; в) 7; г) 8.
7. Правила хромосом: а) непостоянства числа; б) парности и индивидуальности; в) индивидуальности, непостоянства числа и формы; г) постоянства числа.
8. Функции ядра: а) хранение и передача генетической информации; б) синтез специфических белков; в) синтез полисахаридов; г) регуляция процессов жизнедеятельности клетки.
9. Функции ядрышек: а) осуществляет взаимосвязь кариолимфы с цитоплазмой; б) синтез ДНК; в) синтезируют р-РНК и обеспечивают сборку субъединиц рибосом; г) синтез т-РНК.
10. Парижская классификация хромосом человека учитывает: а) размеры теломер; б) количество хроматид; в) характер окрашивания; г) центромерный индекс.
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
I. Вводная часть занятия | 5-10% | ||
1. | Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 5 мин |
2. | Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 5 мин |
II. Основная часть занятия | 80-90 % | ||
3. | Контроль исходных знаний, умений и навыков | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков | 65 мин |
4. | Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе | 10 мин |
5. | Демонстрация методики | Показать ориентировочную основу действия (ООД) | 5 мин |
6. | Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 50 мин |
7. | Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 10 мин |
8. | Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка | 15 мин |
III. Заключительная часть занятия | 5-10% | ||
9. | Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия | 10 мин |
Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 5 мин |