Этапы проведения практического занятия.

Тесты для самоконтроля.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

Задания для СРС во внеучебное время

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

1. Основные положения современной клеточной теории.

2. Свойства живой материи.

3. Уровни организации живых систем.

4. Доклеточные и клеточные формы жизни.

5. Строение прокариотической клетки.

6. Схема строения эукариотической клетки.

7. Строение плазматической мембраны.

8. Типы межклеточных контактов.

9. Транспорт веществ через биологические мембраны. Понятие активного и пассивного транспорта веществ. Понятие плазмолиза и гемолиза.

10. Схема строения эукариотической клетки.

11. Классификация органелл (общие и специальные, мембранные и немембранные).

12. Строение и функции общих органелл (комплекс Гольджи, ЭПС, рибосомы, лизосомы, митохондрии, клеточный центр, микротельца, микротрубочки, микрофиламенты, пластиды).

13. Специальные органеллы и их роль в жизнедеятельности клетки (миофибриллы, нейрофибриллы, микроворсинки, реснички, жгутики, синаптические пузырьки, тонофибриллы, базальные тельца).

14. Классификация включений (трофические, секреторные, специальные).

15. Клетка как открытая система.

16. Эволюция клетки (симбиотическая и инвагинационная теории).

1. Подготовка рефератов и кратких сообщений по темам: Неклеточные формы жизни; Вирусные инфекции; Прионы и их значение; Транспорт лекарственных средств через биологические мембраны. Синтетический аппарат клетки; Лизосомы и их классификация; Трофические включения и их значение.

2. Подготовить тему: «Морфология и функции интерфазного и митотического ядра эукариотической клетки».

1. Раскрыть основные термины и понятия: гликокаликс, плазмалемма, гиалоплазма, органеллы, включения.

1. Уровни организации живого в биологических микросистемах все, кроме: а) молекулярного; б) субклеточного; в) тканевого; г) клеточного.

2. К биологическим мезосистемам не относится уровень: а) клеточный; б) тканевой; в) органный; г) организменный.

3. Рибосомы располагаются: а) на мембранах ЭПС и в гиалоплазме; б) в гиалоплазме и кариоплазме; в) на внутренней ядерной мембране и в хлоропластах; г) на наружной ядерной мембране и в лизосомах; д) в матриксе митохондрий и лизосомах.

4. Структурные компоненты комплекса Гольджи: а) пузырьки и цистерны; б) каналы, кристы и строма; в) граны, строма и пузырьки; г) субъединицы, кристы и вакуоли; д) кристы, матрикс и каналы.

5. Функции комплекса Гольджи: а) сортировка, упаковка и секреция веществ; б) образование комплексных соединений органических веществ и лизосом; в) синтез АТФ, белков и глиоксисом; г) синтез цитоплазматических мембран; д) синтез белков и секреция веществ.

6. Клеточная мембрана не выполняет функцию: а) ограничительную; б) защитную; в) связи между клетками; г) рецепторную; д) транспортную; е) синтетическую.

7. Субмембранный комплекс плазматической мембраны представлен: а) ресничками; б) жгутиками; в) микротрубочками; г) включениями.

8. Функции митохондрий: а) синтез специфических белков; б) расщепление белков до аминокислот; в) синтез моносахаридов и АТФ; г) синтез АМФ; д) расщепление органических соединений до Н2О и СО2.

9. Транспорт веществ в клетку с затратой энергии АТФ: а) поступление в клетку ионов по градиенту концентрации; б) фагоцитоз; в) пиноцитоз и диффузия; г) осмос и эндоцитоз; д) поступление в клетку веществ против градиента концентрации.

10. Основу элементарной мембраны составляют: а) мономолекулярный слой липидов; б) бимолекулярный слой липидов, гидрофильные концы которых обращены друг к другу; в) сплошной слой белковых молекул; г) сплошной слой углеводов; д) бимолекулярный слой липидов, гидрофобные концы которых обращены друг к другу.

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
I. Вводная часть занятия 5-10%
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 5 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 5 мин
II. Основная часть занятия 80-90%
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 65 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 10 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 5 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 50 мин
7. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 10 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин
III. Заключительная часть занятия 5-10%
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 10 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 5 мин