Понятия чаще всего интернациональны, тогда как значения слов национальны.

Лексикология как раздел языкознания

Слог

Такт

ИК-7

ИК-6

ИК-5

ИК-4

ИК-3

ИК-2

ИК-1

ИК-1 наблюдается при выражении завершенности в повествовательных предложениях:

Анна стоит на мосту. Наташа поет.

Для ИК-1 характерно понижение тона на ударной части.

Обычно, в простых повествовательных предложениях и сложноподчиненных.

       
   
 

 


 

ИК-2 реализуется в вопросе с вопросительными словами:

Кто пьет сок? Как поет Наташа?

При ИК-2 ударная часть произносится с некоторым повышением тона.

Обычно в предложениях со специальном вопросом (с вопросительным словом); формой обращения; с просьбой или приказом; с конструкцией а не.

               
   
     
 
 
   
 

 


ИК-3 характерна для вопроса без вопросительного слова:

Это Антон? Ее зовут Наташа?

Для этой интонации характерно значительное повышение тона на ударной части.

Обычно в предложениях с общим вопросом (без вопрос. слова); альтернативный вопрос с или; сравнение с а; с вопросом в сложном предложении; вежливой просьбой; перечислением.

 
 


Сего́дня понеде́льник и́ли вто́рник?

Э́то стол, а это стул.

Вы зна́ете, кто он?

Да́йте, пожа́луйста, ко́фе.

Здесь кни́ги, газе́ты и журна́лы.

 

ИК-4 - это вопросительная интонация, но с сопоставительным союзом а:

А вы? А это?

На ударной части происходит повышение тона, продолжающееся на безударных слогах.

Обычно в неполных фразах, начинающихся с а; при переспросе.

 
 


А Ю́ра?

Меня́ зову́т А́нна. А вас?

Я из Москвы́. Отку́да?

 

ИК-5 реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сегодня день! На ударной части - повышение тона.

ИК-6, так же как и ИК-5, реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сок вкусный! Повышение тона происходит на ударной части и продолжается на заударной части.

ИК-7 употребляется при выражении завершенности в повествовательных предложениях, но ударная часть в отличие от ИК-1 эмоционально окрашена: И Антон стоит на мосту.

Ударение(акцент)

Ударение(акцент) – это выделение звука, слога, слова, группы слов, что позволяет определить 3 типа ударения: слоговое, словесное, фразовое.

Слоговое ударение имеет место тогда, когда слог совпадает со словом, например, в восточных языках (китайский, тибетский, тайский, малайский, вьетнамский).

Словесное ударение – это выделение одного из слогов слова. Это выделе­ние может происходить при помощи различных фонетических средств.

Фразовое ударение подчеркивает значимость той или иной части предложения или придает дополнительное значение к основному содержанию фразы.

 

Наиболее загруженной частью фразы в русском является ее конец, там сосредоточено «фразовое ударение».

Перенос резкого понижения (реже – повышения) с отступа в середину фразы обычно называют логическим ударением, т. е. смещенным фразовым ударением.

 

Выделяют три основных вида ударения:

v Силовое (динамическое) - если ударный слог отличается от безударных большей силой, возникающей вследствие большей напряжённости мышц речевого аппарата.

v Количественное - связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.

v Музыкальное - если ударный слог отличается от безударных изменением высоты основного тона голоса.

ü Русское ударение – количественно-динамическое

 

Такт- группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой. Примером такта может служить ритмическая группа во французском языке.

Для такта характерны явления – проклитика и энклитика.

Если безударный слог стоит перед ударным, это явление называется проклитикой. В качестве проклитиков часто выступают и безударные слова – артикли, предлоги, частицы.

Если безударный слог стоит после ударного, это случай энклитики.

Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.

 

Физиологически слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

Акустически слог – это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними (предшествующим и последующим.

Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные – неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог.

Слоги разделяются на:

(в зависимости от положения в них слогового звука)

· Открытый слог оканчивается слоговым звуком: ва-та.

· Закрытый слог оканчивается неслоговым звуком: там, лай.

· Неприкрытый слог начинается на гласный звук: а-орта.

· Прикрытый слог начинается на согласный звук: ба-тон.

 

Чем: Начинается Заканчивается
Гласной Неприкрытый a, at Открытый a, ta
Согласной Прикрытый ta, tat Закрытый at, tat

 


Тема № 6 Лексикология

1. Лексикология как раздел языкознания

2. Слово как основная номинативная единица языка

3. Понятие лексемы

4. Лексическое значение слова и понятие

5. Развитие лексических значений

6. Лексико-фразеологическая система языка.

7. Внутренняя форма слова. Этимология.

8. Национальные особенности семантики.

Лексикологией(гр. lexis - слово + logos - учение) называется раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику) языка.

Термин лексика(гр. lexikos - словесный, словарный) обозначает словарный состав языка.

Используется и в более узких значениях: совокупность слов, употребляемых в той или иной функциональной разновидности языка (книжная лексика), в отдельном произведении (лексика "Слова о полку Игореве"); о лексике писателя (лексика Пушкина) и даже одного человека (У докладчика богатая лексика).

Исследуя лексику как систему, лексикология имеет в виду взаимодействие между значениями слов и понятиями.

В лексикологии слово рассматривается, прежде всего, с точки зрения значения, смысла и связей этого слова с другими словами.

Лексикология изучает закономерности функционирования и развития словарного состава языка, разрабатывает принципы стилистической классификации слов, нормы литературного словоупотребления в его соотношении с просторечием, вопросы профессионализмов, диалектизмов, архаизмов, неологизмов.