Понятия чаще всего интернациональны, тогда как значения слов национальны.
Лексикология как раздел языкознания
Слог
Такт
ИК-7
ИК-6
ИК-5
ИК-4
ИК-3
ИК-2
ИК-1
ИК-1 наблюдается при выражении завершенности в повествовательных предложениях:
Анна стоит на мосту. Наташа поет.
Для ИК-1 характерно понижение тона на ударной части.
Обычно, в простых повествовательных предложениях и сложноподчиненных.
![]() | |||
![]() |
ИК-2 реализуется в вопросе с вопросительными словами:
Кто пьет сок? Как поет Наташа?
При ИК-2 ударная часть произносится с некоторым повышением тона.
Обычно в предложениях со специальном вопросом (с вопросительным словом); формой обращения; с просьбой или приказом; с конструкцией а не.
![]() | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
![]() | |||||||
ИК-3 характерна для вопроса без вопросительного слова:
Это Антон? Ее зовут Наташа?
Для этой интонации характерно значительное повышение тона на ударной части.
Обычно в предложениях с общим вопросом (без вопрос. слова); альтернативный вопрос с или; сравнение с а; с вопросом в сложном предложении; вежливой просьбой; перечислением.
![]() |
Сего́дня понеде́льник и́ли вто́рник?
Э́то стол, а это стул.
Вы зна́ете, кто он?
Да́йте, пожа́луйста, ко́фе.
Здесь кни́ги, газе́ты и журна́лы.
ИК-4 - это вопросительная интонация, но с сопоставительным союзом а:
А вы? А это?
На ударной части происходит повышение тона, продолжающееся на безударных слогах.
Обычно в неполных фразах, начинающихся с а; при переспросе.
![]() |
А Ю́ра?
Меня́ зову́т А́нна. А вас?
Я из Москвы́. Отку́да?
ИК-5 реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сегодня день! На ударной части - повышение тона.
ИК-6, так же как и ИК-5, реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сок вкусный! Повышение тона происходит на ударной части и продолжается на заударной части.
ИК-7 употребляется при выражении завершенности в повествовательных предложениях, но ударная часть в отличие от ИК-1 эмоционально окрашена: И Антон стоит на мосту.
Ударение(акцент)
Ударение(акцент) – это выделение звука, слога, слова, группы слов, что позволяет определить 3 типа ударения: слоговое, словесное, фразовое.
Слоговое ударение имеет место тогда, когда слог совпадает со словом, например, в восточных языках (китайский, тибетский, тайский, малайский, вьетнамский).
Словесное ударение – это выделение одного из слогов слова. Это выделение может происходить при помощи различных фонетических средств.
Фразовое ударение подчеркивает значимость той или иной части предложения или придает дополнительное значение к основному содержанию фразы.
Наиболее загруженной частью фразы в русском является ее конец, там сосредоточено «фразовое ударение».
Перенос резкого понижения (реже – повышения) с отступа в середину фразы обычно называют логическим ударением, т. е. смещенным фразовым ударением.
Выделяют три основных вида ударения:
v Силовое (динамическое) - если ударный слог отличается от безударных большей силой, возникающей вследствие большей напряжённости мышц речевого аппарата.
v Количественное - связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.
v Музыкальное - если ударный слог отличается от безударных изменением высоты основного тона голоса.
ü Русское ударение – количественно-динамическое
Такт- группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой. Примером такта может служить ритмическая группа во французском языке.
Для такта характерны явления – проклитика и энклитика.
Если безударный слог стоит перед ударным, это явление называется проклитикой. В качестве проклитиков часто выступают и безударные слова – артикли, предлоги, частицы.
Если безударный слог стоит после ударного, это случай энклитики.
Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.
Физиологически слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.
Акустически слог – это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними (предшествующим и последующим.
Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные – неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог.
Слоги разделяются на:
(в зависимости от положения в них слогового звука)
· Открытый слог оканчивается слоговым звуком: ва-та.
· Закрытый слог оканчивается неслоговым звуком: там, лай.
· Неприкрытый слог начинается на гласный звук: а-орта.
· Прикрытый слог начинается на согласный звук: ба-тон.
Чем: | Начинается | Заканчивается |
Гласной | Неприкрытый a, at | Открытый a, ta |
Согласной | Прикрытый ta, tat | Закрытый at, tat |
Тема № 6 Лексикология
1. Лексикология как раздел языкознания
2. Слово как основная номинативная единица языка
3. Понятие лексемы
4. Лексическое значение слова и понятие
5. Развитие лексических значений
6. Лексико-фразеологическая система языка.
7. Внутренняя форма слова. Этимология.
8. Национальные особенности семантики.
Лексикологией(гр. lexis - слово + logos - учение) называется раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику) языка.
Термин лексика(гр. lexikos - словесный, словарный) обозначает словарный состав языка.
Используется и в более узких значениях: совокупность слов, употребляемых в той или иной функциональной разновидности языка (книжная лексика), в отдельном произведении (лексика "Слова о полку Игореве"); о лексике писателя (лексика Пушкина) и даже одного человека (У докладчика богатая лексика).
Исследуя лексику как систему, лексикология имеет в виду взаимодействие между значениями слов и понятиями.
В лексикологии слово рассматривается, прежде всего, с точки зрения значения, смысла и связей этого слова с другими словами.
Лексикология изучает закономерности функционирования и развития словарного состава языка, разрабатывает принципы стилистической классификации слов, нормы литературного словоупотребления в его соотношении с просторечием, вопросы профессионализмов, диалектизмов, архаизмов, неологизмов.