Ных исследований. Были прерваны контакты с научными учрежде-

Пытывала острую нехватку финансов для поддержки фундаменталь-

Значительные трудности в своем развитии переживала отечест-

Ла в ряде случаев к падению качества образовательной подготовки.

Давательских кадров в негосударственных школах и вузах приводи-

Противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных препо-

Жеров, банкиров. Модернизация отечественного образования имела

Выпускников, пополняющих ряды экономистов, биржевиков, менед-

Товку специалистов в области менеджмента1. Увеличивалось число

В соответствии с потребностями общества вузы увеличили подго-

Ческие сдвиги вызвали перемены в структуре высшего образования.

Увеличилась сеть негосударственных высших учебных заведений.

По общественным наукам.

Мы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего

Ников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые програм-

Ходили от унифицированной системы преподавания, от единых учеб-

Форма школьного обучения получила в крупных городах — в Моск-

Го их числа. Наиболее широкое распространение альтернативная

Учебными заведениями действовали негосударственные школы, ли-

Альтернативная образовательная система. Наряду с государственными

Отечественного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки

Социально-экономические реформы вызвали перемены в области

Туры и искусства.

Культуры, в сохранении преемственности и лучших традиций литера-

Культурной политики заключались в поддержке различных отраслей

Турной жизнью. Исчезли жесткий идеологический диктат и директи-

Перестала существовать централизованная система управления куль-

Тельство занимало все более прочные позиции а сфере культуры.

Имущественная дифференциация населения. Частное предпринима-

Укреплялась негосударственная форма собственности, углублялась

Вой политической системы и социально-экономических отношений.

Развитие отечественной культуры осуществлялось в условиях но-

Культурная жизнь в России в 90-е годы XX — начале XXI в__ ___________ 499

вы «сверху». Была отменена цензура печати. Задачи государственной

цеи, гимназии, колледжи. В первые годы нового столетия в Россий-

ской Федерации насчитывалось около 700 негосударственных обще-

образовательных школ, что составляло немногим более 1% от обще-

ве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Школы и вузы постепенно от-

В начале XXI в. они составляли 27—28% от общего числа вузов,

в них обучались 8—12% всех студентов. Политические и экономи-

венная наука. Российская академия наук (преемница АН СССР) ис-

ниями бывших советских республик и стран Восточной Европы.

Слабая материально-техническая база отечественной науки, низкая