Ных исследований. Были прерваны контакты с научными учрежде-
Пытывала острую нехватку финансов для поддержки фундаменталь-
Значительные трудности в своем развитии переживала отечест-
Ла в ряде случаев к падению качества образовательной подготовки.
Давательских кадров в негосударственных школах и вузах приводи-
Противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных препо-
Жеров, банкиров. Модернизация отечественного образования имела
Выпускников, пополняющих ряды экономистов, биржевиков, менед-
Товку специалистов в области менеджмента1. Увеличивалось число
В соответствии с потребностями общества вузы увеличили подго-
Ческие сдвиги вызвали перемены в структуре высшего образования.
Увеличилась сеть негосударственных высших учебных заведений.
По общественным наукам.
Мы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего
Ников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые програм-
Ходили от унифицированной системы преподавания, от единых учеб-
Форма школьного обучения получила в крупных городах — в Моск-
Го их числа. Наиболее широкое распространение альтернативная
Учебными заведениями действовали негосударственные школы, ли-
Альтернативная образовательная система. Наряду с государственными
Отечественного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки
Социально-экономические реформы вызвали перемены в области
Туры и искусства.
Культуры, в сохранении преемственности и лучших традиций литера-
Культурной политики заключались в поддержке различных отраслей
Турной жизнью. Исчезли жесткий идеологический диктат и директи-
Перестала существовать централизованная система управления куль-
Тельство занимало все более прочные позиции а сфере культуры.
Имущественная дифференциация населения. Частное предпринима-
Укреплялась негосударственная форма собственности, углублялась
Вой политической системы и социально-экономических отношений.
Развитие отечественной культуры осуществлялось в условиях но-
Культурная жизнь в России в 90-е годы XX — начале XXI в__ ___________ 499
вы «сверху». Была отменена цензура печати. Задачи государственной
цеи, гимназии, колледжи. В первые годы нового столетия в Россий-
ской Федерации насчитывалось около 700 негосударственных обще-
образовательных школ, что составляло немногим более 1% от обще-
ве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Школы и вузы постепенно от-
В начале XXI в. они составляли 27—28% от общего числа вузов,
в них обучались 8—12% всех студентов. Политические и экономи-
венная наука. Российская академия наук (преемница АН СССР) ис-
ниями бывших советских республик и стран Восточной Европы.
Слабая материально-техническая база отечественной науки, низкая