Под руководством А. П. Александрова способы защиты кораблей от

Незадолго до начала Великой Отечественной войны были созданы

Низовать промышленный способ получения синтетического каучука.

Ной техники стали научной основой для создания первых опытных

А. И. Алиханов и др.). Работы К. Э. Циолковского в области ракет-

Венных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по

Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских цен-

Рии.

Тах. Другое постановление касалось подготовки учебников по исто-

Истории в школах (1934 г.). На его основании восстанавливались ис-

Мени как определенного этапа в отечественной истории. СНК СССР

На развитии высшей и средней школы, было осмысление своего вре-

Одной из черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся

Тыс., со средним специальным — с 288 тыс. до 1,5 млн

Ленность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до

Стов для всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. чис-

Хозяйственного развития потребовало увеличения подготовки специали-

В стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов народно-

Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 40-х годов

Принимались меры по развитию системы среднего специального

И потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки

Образовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры

Числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с тем обра-

Задачи индустриального развития страны требовали все большего

В сельской местности.

Тыс. новых школ. Более 15 тыс. школ начали действовать

Рой пятилетки в городах и рабочих поселках открылись свыше

Ва были выделены на школьное строительство. Только в годы вто-

зовательный уровень рабочих был невысок: средняя продолжитель-

ность их школьного обучения составляла 3,5 года. %Процент негра-

мотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между обще-

кадров была создана сеть производственного обучения: технические

школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности.

и высшего образования. Были отменены ограничения для «классово чу-

ждых элементов» при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфаки.

и ЦК ВКП(б) приняли постановление о преподавании гражданской

торические факультеты в Московском и Ленинградском университе-

тров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты

органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйст-

проблемам микрофизики (П. Л. Капица), физики полупроводников

(А. Ф. Иоффе), атомного ядра (И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров,

ракет. Исследования ученого-химика С. В. Лебедева позволили орга-*

Культурная жизнь в конце 20-х — 30-е годы___________________________397