Давшего галерею скульптурных портретов и исторических деятелей

В Москве) и близкого к передвижникам М. М. Антокольского, соз-

Отразились в творчестве А. М. Опекушина (памятник А. С. Пушкину

В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции

Развитие мирового искусства.

Предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на

К. С. Малевич, Р. Р. Фальк, М. 3. Шагал и др. проповедовали ис-

Ского искусства.

Уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох

И традиции русской национальной культуры. Особое внимание они

Социальных и политических проблем. Главное для них — красота

Мизму. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от

Востоявшие и реалистическим воззрениям передвижников, и акаде-

Провозгласили новые художественно-эстетические принципы, проти-

Дыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала

На рубеже XIX—XX вв. модернистские поиски привели к скла-

Художественные традиции с новыми изобразительными формами

Ской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские

В. А. Серова и пейзажи И. И. Левитана были созвучны с француз-

Ном искусстве появились новые направления. Портреты кисти

К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразитель-

Тальной живописи.

Близкий к передвижникам В. В. Верещагин известен как мастер ба-

Большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на нацио-

Вивший офомнос художественное наследие. В школе передвижников

Дах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И. Е. Репин, оста-

Просветительскую деятельность, устраивали высмавки во многих горо-

Традиции и приблизив искусство к народу. Передвижники развернули

Ципы демократической и гражданственной эстетики.

Искусстве на длительный период утвердился реализм. Он складывал-

ся в борьбе с академизмом первой половины XIX в., выражал прин-

В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств образовали в Пе-

тербурге свою «Артель». В 1870 г. ими было создано «Товарищество

326 Глава 30 Русская культура во второй половине XIX — начале XX в

передвижных художественных выставок». И. Н. Крамской, \\ Г. Мясо-

едов, В. Г. Псров, Н. Н. Гс и др. стремились развить национальные

нальные сюжеты и народный эпос (В. И. Суриков, В. М. Васнецов).

(М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев, И. Я. Билибин и др.).

«Мир искусства» (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере,

Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь и др.). «Мирискусники»

(XVIII — начало XIX в.), а также популяризации западно-европей-

В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители

кусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были

России («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»).