Давшего галерею скульптурных портретов и исторических деятелей
В Москве) и близкого к передвижникам М. М. Антокольского, соз-
Отразились в творчестве А. М. Опекушина (памятник А. С. Пушкину
В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции
Развитие мирового искусства.
Предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на
К. С. Малевич, Р. Р. Фальк, М. 3. Шагал и др. проповедовали ис-
Ского искусства.
Уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох
И традиции русской национальной культуры. Особое внимание они
Социальных и политических проблем. Главное для них — красота
Мизму. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от
Востоявшие и реалистическим воззрениям передвижников, и акаде-
Провозгласили новые художественно-эстетические принципы, проти-
Дыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала
На рубеже XIX—XX вв. модернистские поиски привели к скла-
Художественные традиции с новыми изобразительными формами
Ской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские
В. А. Серова и пейзажи И. И. Левитана были созвучны с француз-
Ном искусстве появились новые направления. Портреты кисти
К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразитель-
Тальной живописи.
Близкий к передвижникам В. В. Верещагин известен как мастер ба-
Большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на нацио-
Вивший офомнос художественное наследие. В школе передвижников
Дах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И. Е. Репин, оста-
Просветительскую деятельность, устраивали высмавки во многих горо-
Традиции и приблизив искусство к народу. Передвижники развернули
Ципы демократической и гражданственной эстетики.
Искусстве на длительный период утвердился реализм. Он складывал-
ся в борьбе с академизмом первой половины XIX в., выражал прин-
В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств образовали в Пе-
тербурге свою «Артель». В 1870 г. ими было создано «Товарищество
326 Глава 30 Русская культура во второй половине XIX — начале XX в
передвижных художественных выставок». И. Н. Крамской, \\ Г. Мясо-
едов, В. Г. Псров, Н. Н. Гс и др. стремились развить национальные
нальные сюжеты и народный эпос (В. И. Суриков, В. М. Васнецов).
(М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев, И. Я. Билибин и др.).
«Мир искусства» (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере,
Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь и др.). «Мирискусники»
(XVIII — начало XIX в.), а также популяризации западно-европей-
В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители
кусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были
России («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»).