Следует отметить деятельность И. Д. Сьпина, выпустившего серию
Книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо
Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских
Народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание.
Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении
Повсдания. Наибольшую известность приобрел Московский народный
Висимо от социального статуса, материального положения и вероис-
Демократизации высшего образования способствовали вечерние
Рально-концертные представления.
Книгами и журналами, в них устраивались публичные лекции и теат-
Крыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться
Для развития культурно-просветительской деятельности были от-
Ное, среднее и высшее образование.
Бочие курсы. Программа обучения на них предусматривала началь-
В которых давались основы грамотности и элементарные профессио-
Странение получили бесплатные . воскресные школы для взрослых,
Школьные формы образования. С 60-х годов XIX в. большое распро-
Организации при земствах и научных обществах, а также новые вне-
Российская интеллигенция, создававшая различные просветительские
В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая
Ности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству.
И в начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамот-
Просветительская деятельность. В пореформенной России
Первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведе-
Венных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку
И Томске, в начале XX в.— в Саратове. Быстро росло количество
Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования.
Его демократизации.
Способом сохранения сословной системы образования и торможения
Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе
специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной
институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государст-
поступление женщин в университеты затруднялось, то на обществен-
ные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге
(Бссгужевские), Москве (В. И. Гсрье) и других городах. Накануне
ний, в которых обучалось 130 тыс. студентов.
нально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать ра-
народные университеты, в которые принимались все желающие неза-
Глава 30 Русская культура во второй половине XIX — начале XX в 321
университет имени А. Л. Шанявского, основанный в 1908 г.
книг «Библиотека для самообразования», и Ф. Ф. Павленкова, изда-
вавшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».