Следует отметить деятельность И. Д. Сьпина, выпустившего серию

Книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо

Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских

Народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание.

Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении

Повсдания. Наибольшую известность приобрел Московский народный

Висимо от социального статуса, материального положения и вероис-

Демократизации высшего образования способствовали вечерние

Рально-концертные представления.

Книгами и журналами, в них устраивались публичные лекции и теат-

Крыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться

Для развития культурно-просветительской деятельности были от-

Ное, среднее и высшее образование.

Бочие курсы. Программа обучения на них предусматривала началь-

В которых давались основы грамотности и элементарные профессио-

Странение получили бесплатные . воскресные школы для взрослых,

Школьные формы образования. С 60-х годов XIX в. большое распро-

Организации при земствах и научных обществах, а также новые вне-

Российская интеллигенция, создававшая различные просветительские

В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая

Ности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству.

И в начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамот-

Просветительская деятельность. В пореформенной России

Первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведе-

Венных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку

И Томске, в начале XX в.— в Саратове. Быстро росло количество

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования.

Его демократизации.

Способом сохранения сословной системы образования и торможения

Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе

специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной

институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государст-

поступление женщин в университеты затруднялось, то на обществен-

ные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге

(Бссгужевские), Москве (В. И. Гсрье) и других городах. Накануне

ний, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

нально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать ра-

народные университеты, в которые принимались все желающие неза-

Глава 30 Русская культура во второй половине XIX — начале XX в 321

университет имени А. Л. Шанявского, основанный в 1908 г.

книг «Библиотека для самообразования», и Ф. Ф. Павленкова, изда-

вавшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».