Ных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные ес-
Лялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностран-
Училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уде-
Система среднего образования включала гимназии и реальные
Пенно снижалось.
Синода поддержать церковно-приходскис школы, их значение посте-
Способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и
Чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно
Ковно-приходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму,
Начальное образование давали государственные, земские и цер-
Вине XIX в., в основных чертах сохранилась до 1917 г.
В начале XX в. Система образования, сложившаяся во второй поло-
На расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамот-
Сионально образованных работников. Поэтому правительство пошло
Образовании. Однако потребности производства требовали профес-
Ропы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном
Просвещение и образование. В отличие от стран Западной Ев-
Сложился своеобразный историко-художественный период, который
Дило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России
Кусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приво-
С мироощущением человека XX в. Они требовали нового осмысле-
В духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные
Культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала
Лением влияния церкви на общество.
Ния реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и уси-
Альное призрение. Вторая линия была нацелена на формирование об-
Жета тратилось на культурные нужды, медицинскую помощь и соци-
Две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокуль-
В политике правительства в области культуры прослеживались
Судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.
турных потребностей государства. Около 10% государственного бюд-
щественного сознания в духе обновленной теории «официальной
народности» и предотвращение демократизации образования. Эта ли-
художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золо-
того века» предшествующего времени. На рубеже XIX—XX вв.
ния социальных и нравственных проблем: личность и общество, ис-
его современники назвали «серебряным веком» русской культуры.
ности населения с 7% в начале 60-х годов XIX в. до примерно 30%
320 Глава 30 Русская культура во второй половине XIX — начале XX в
тественно-технические знания.
В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» за-
прещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек,
мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об
окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было