Ных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные ес-

Лялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностран-

Училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уде-

Система среднего образования включала гимназии и реальные

Пенно снижалось.

Синода поддержать церковно-приходскис школы, их значение посте-

Способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и

Чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно

Ковно-приходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму,

Начальное образование давали государственные, земские и цер-

Вине XIX в., в основных чертах сохранилась до 1917 г.

В начале XX в. Система образования, сложившаяся во второй поло-

На расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамот-

Сионально образованных работников. Поэтому правительство пошло

Образовании. Однако потребности производства требовали профес-

Ропы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном

Просвещение и образование. В отличие от стран Западной Ев-

Сложился своеобразный историко-художественный период, который

Дило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России

Кусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приво-

С мироощущением человека XX в. Они требовали нового осмысле-

В духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные

Культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала

Лением влияния церкви на общество.

Ния реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и уси-

Альное призрение. Вторая линия была нацелена на формирование об-

Жета тратилось на культурные нужды, медицинскую помощь и соци-

Две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокуль-

В политике правительства в области культуры прослеживались

Судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.

турных потребностей государства. Около 10% государственного бюд-

щественного сознания в духе обновленной теории «официальной

народности» и предотвращение демократизации образования. Эта ли-

художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золо-

того века» предшествующего времени. На рубеже XIX—XX вв.

ния социальных и нравственных проблем: личность и общество, ис-

его современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

ности населения с 7% в начале 60-х годов XIX в. до примерно 30%

320 Глава 30 Русская культура во второй половине XIX — начале XX в

тественно-технические знания.

В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» за-

прещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек,

мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об

окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было