Информационные продукты, услуги. Информационный рынок.

Информационный рынок России

Регулирование информационных отношений подзаконными нормативно-правовыми актами.

Помимо федеральных законов в сфере информатизации и информационных ресурсов, действует значительное число подзаконных актов федерального уровня: Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Среди Указов необходимо упомянуть: «Об основах государственной политики в сфере информатизации» от 20.01.1994 № 170 (в ред.09.07.97), № 863 от 22.07.98 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интелектуальной собственности в сфере науки и технологий», № 2334 от 31.12.93. «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» и др. Кроме актов Президента и постановлений Правительства действуют всевозможные ведомственные нормативно-правовые акты.

Перечень действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере информатизации (по состоянию на январь 2004г.), приведен в приложении 1.

Таким образом, в заключение можно сделать следующий вывод. На настоящий момент времени для законодательства в сфере информатизации и информационных отношений, характерны наличие разнородных нормативно-правовых актов, большое число пробелов, неопределенность во внутренних связях данных актов. И, очевидно, требуется большая законотворческая деятельность для устранения этих пробелов и приведения норм права в единую связанную систему.

Что такое информационные продукты? Как и любой рынок, информационный рынок должен иметь информационные продукты, которые имеют спрос, предложение, соответствующую цену, покупаются и продаются на этом рынке.

Базой для создания информационных продуктов являются информационные ресурсы. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе (бумажном, магнитном, оптическом) в виде документов, книг, статей, обзоров, компьютерных программ, баз данных и прочее.

Таким образом: информационный продукт – это совокупность данных, сформированная производителем для распространения вещественной или невещественной форме.

Информационные продукты распространяются таким же способом, как и любые другие материальные продукты, с помощью услуг.

Услуга – это результат производственной деятельности предприятия или организации, направленной на удовлетворение потребностей человека или организации в использовании различных продуктов.

Информационная услуга – это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Исходя из возможных видов информационных продуктов, классификация информационных услуг может быть представлена следующим образом:

Информационные услуги:

1.Выпуск информационных изданий – предполагает подготовку к выпуску следующей печатной продукции: реферативные сборники, библиографические указатели, тематические обзорные издания, справочные издания. Данные информационные издания подготавливаются всеми видами информационных служб (особенно ГосНТИ) и содержит вторичную информацию, которая создаётся при обработке первичных источников (монографии, отчетов по НИР, диссертаций, патентов и прочее).

2. Ретроспективный поиск информации – это целенаправленный по заявке пользователя (по указанной теме) поиск информации в базах данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток либо по электронной почте в виде файла.

3.Традиционные услуги НТИ. Они выполняются по предварительному заказу пользователя и включают в себя:

· подготовка переводов текстов (статьи, информационные обзоры на иностранных языках);

· подготовка обзоров, в виде рукописей (обзор достижений по определенным отраслям техники, технологии, науки и прочее).

4.Дистанционный доступ к удаленным базам данных. Он организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает очень быстрыми темпами и опережает все виды других информационных услуг. Предпосылками для этого являются:

· быстрый рост пользователей Internet, развитие телекоммуникационных систем;

· высокая оперативность представления этих услуг;

· возможность отказа от создания собственных информационных систем, которые требуют больших материальных затрат.

Поставщики такого рода услуг должны иметь собственный Web-узел или сайт в Internet и располагать соответствующими информационными ресурсами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен пользователям по подписке на основе абонементной платы или на основе заключенных договоров. Схема оплаты может быть разная. Но, в основном, это почасовая оплата, зависящая от объёма получаемой информации.

5.Подготовка и оказание информационных услуг на основе информационных технологий. Это следующие услуги:

· разработка и предоставление программного обеспечения;

· разработка информационных систем и информационных технологий;

· обработка данных в вычислительных центрах;

· представление телекоммуникационных услуг связи для передачи данных.

6.Предоставление первоисточников. Эта услуга является традиционной услугой библиотечных служб, ГосНТИ, РосПатента и прочее. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и производство их копий (с помощью множительной техники).

 

Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать, где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны. Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.

Информационный рынок – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок характеризуется определенной коммерческой номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их представления, ценами. На информационном рынке в качестве предмета продажи выступает: информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация в виде соответствующих информационных ресурсов.

Поставщиками информационных продуктов могут быть:

· центры, библиотеки, специализированные организации, где создаются и хранятся информационные ресурсы, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации (центры НТИ, РосПатенты и прочее);

· службы телекоммуникации и передачи данных;

· специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для её анализа, обобщения, прогнозирования (например служба Госстатистики, архивы, банки, биржы, информационные агентства);

· коммерческие фирмы (информационные брокеры). В качестве примера, можно привести одного из крупнейших информационных брокеров на российском информационном рынке, - фирму РосБизнесКонсалтинг.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные физические и юридические лица, решающие свои производственные, финансовые и коммерческие задачи.

Мировой рынок информационных услуг зародился с середины 50-х годов 20 века. Основными поставщиками информационных услуг являлись информационные центры академических, профессиональных обществ, госучреждений, учебных учреждений. Основные потребители – это ученые и специалисты в области науки и техники. С середины 70-х годов в связи с развитием компьютерной техники и телекоммуникации, важнейшим видом информационных услуг стала разработка и обеспечение доступа к различным базам данных, содержащим информацию по всевозможным отраслям знаний. В настоящее время информационная индустрия в развитых рыночных странах (США, Япония, страны Западной Европы) приобретают все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества. Достаточно назвать всемирно известную фирму Microsoft, которая за чуть более 20-летний срок превратилась в мирового лидера по ставке программных продуктов.

В России в силу ряда специфических причин коммерческий рынок информационных услуг образовался с начала 90-х годов. Но темп развития информационного рынка России достаточно впечатляет.