Российской буржуазии и политической инертностью народных масс.
Рактер. Он прежде всего обусловливался традиционной слабостью
Однако процесс модернизации России имел специфический ха-
Ную монархию.
Общественности в жизни страны и превращении России в буржуаз-
Ской модели. Был сделан первый шаг по расширению роли
Лась к передовой для того времени европейской социально-политиче-
Го пути развития страны. Россия в определенной степени приблизи-
Значение реформ. Проведенные преобразования имели прогрес-
Разования и цензуры.
Зы, во многом сводившие на нет основные положения реформы об-
Для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать ука-
Пространялись на провинциальную печать и массовую литературу
А также центральных периодических изданий. Новые правила не рас-
Рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества,
Гогических вопросов.
Стоятельность решения административно-финансовых и научно-педа-
Дированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливалась само-
Дети всех сословий, способных внести плату за обучение.
Ские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии
Всесословное образование. Наряду с государственными возникли зем-
Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное
Суда и армии логически потребовали изменения системы образования.
Реформы в сфере образования и печати. Реформы управления,
И вместе с тем поднять ее боеспособность.
Все это позволило сократить численность армии в мирное время
Система управления вооруженными силами.
Рального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась
Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимна-
Коренное развитие военного парового флота.
Ских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ус-
Вольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерий-
Ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода.
Тельной степени сокращались в зависимости от образовательного
До 6, на флоте — до 7 лет. Сроки действительной службы в значи-
В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкост-
зии, специализированные юнкерские училища и академии — Гене-
В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных
училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование.
были разделены на классические и реальные. В них принимались
В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликви-
В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они от-
менили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг,
сивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционно-