Лицы России. В целом же ее облик изменился мало, она оставалась

Существенные преобразования затронули лишь центр старой сто-

Вершено лишь в 1883 г.)

Бавления от нашествия французов в 1812 г. (Строительство было за-

Екту в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя как символ из-

Шой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. По его про-

И этнографических выставок, музыкальных концертов.

Использовалось для проведения парадов, для сельскохозяйственных

Шихся в 1817 г. из заграничного похода. В дальнейшем это здание

Пятилетия победы над Наполеоном и для смотра войск, возвращав-

О. И. Бове). Грандиозное здание Манежа было построено в честь

Д. И. Жилярди), Манежа и Александровского сада (архитектор

И Большого театров. Крупным архитектурным ансамблем стала Ма-

Оформил ансамбль Театральной площади, возведя здания Малого

Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась в традициях

Бург стал подлинным шедевром мирового зодчества.

И Михайловского дворца. Именно в первой половине XIX в. Петер-

Ских ансамблей зданиями Сената, Синода, Александрийского театра

Рана был создан Исаакиевский собор — самое высокое здание Рос-

А. Н. Воронихиным Казанского собора. По проекту А. А. Монфер-

Ский проспект приобрел завершенный вид после возведения

Ние Биржи и ростральные колонны (архитектор Т. де Томон). Нев-

Бургских проспектов. Стрелку Васильевского острова украсило зда-

Двигнуто здание Адмиралтейства. От него разошлись лучи петер-

Единством и гармоничностью. По проекту А. Д. Захарова было воз-

Рактерная черта — создание крупных ансамблей. Это особенно про-

Архитектура и градостроительство. Русская архитектура первой

Венной войне 1812 г.

Серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечест-

Аничковом мосту и конной статуи Николая I. Ф. П. Толстой создал

В честь победы в войне 1812 г. Б. И. Орловскому принадлежат па-

Перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент

На была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади

мятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Петербурге.

П. К. Клодт был автором четырех конных скульптурных групп на

половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма. Ха-

явилось в Петербурге, в котором многие кварталы поражают своим

сии того времени. К. И. Росси закончил формирование петербург-

классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. О. И. Бове

нежная площадь со зданиями Университета (перестроенными

Глава 22 Русская культура в первой половине XIX в. ____ 247

В 30-х годах классицизм в архитектуре с его лаконичностью,

строгостью линий и форм начал сменяться «русско-византийским

стилем». К. А. Тон преобразил территорию Кремля, построив Боль-