Лицы России. В целом же ее облик изменился мало, она оставалась
Существенные преобразования затронули лишь центр старой сто-
Вершено лишь в 1883 г.)
Бавления от нашествия французов в 1812 г. (Строительство было за-
Екту в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя как символ из-
Шой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. По его про-
И этнографических выставок, музыкальных концертов.
Использовалось для проведения парадов, для сельскохозяйственных
Шихся в 1817 г. из заграничного похода. В дальнейшем это здание
Пятилетия победы над Наполеоном и для смотра войск, возвращав-
О. И. Бове). Грандиозное здание Манежа было построено в честь
Д. И. Жилярди), Манежа и Александровского сада (архитектор
И Большого театров. Крупным архитектурным ансамблем стала Ма-
Оформил ансамбль Театральной площади, возведя здания Малого
Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась в традициях
Бург стал подлинным шедевром мирового зодчества.
И Михайловского дворца. Именно в первой половине XIX в. Петер-
Ских ансамблей зданиями Сената, Синода, Александрийского театра
Рана был создан Исаакиевский собор — самое высокое здание Рос-
А. Н. Воронихиным Казанского собора. По проекту А. А. Монфер-
Ский проспект приобрел завершенный вид после возведения
Ние Биржи и ростральные колонны (архитектор Т. де Томон). Нев-
Бургских проспектов. Стрелку Васильевского острова украсило зда-
Двигнуто здание Адмиралтейства. От него разошлись лучи петер-
Единством и гармоничностью. По проекту А. Д. Захарова было воз-
Рактерная черта — создание крупных ансамблей. Это особенно про-
Архитектура и градостроительство. Русская архитектура первой
Венной войне 1812 г.
Серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечест-
Аничковом мосту и конной статуи Николая I. Ф. П. Толстой создал
В честь победы в войне 1812 г. Б. И. Орловскому принадлежат па-
Перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент
На была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади
мятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Петербурге.
П. К. Клодт был автором четырех конных скульптурных групп на
половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма. Ха-
явилось в Петербурге, в котором многие кварталы поражают своим
сии того времени. К. И. Росси закончил формирование петербург-
классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. О. И. Бове
нежная площадь со зданиями Университета (перестроенными
Глава 22 Русская культура в первой половине XIX в. ____ 247
В 30-х годах классицизм в архитектуре с его лаконичностью,
строгостью линий и форм начал сменяться «русско-византийским
стилем». К. А. Тон преобразил территорию Кремля, построив Боль-