И Д. Пожарскому на Красной площади. По проекту А. А. Монферра-

Ры. И. П. Мартос создал первый в Москве памятник — К. Минину

На рубеже XVIII—XIX вв. наметился подъем русской скульпту-

В литературе.

Ведливо сравнивали П. А. Федотова в живописи с Н. В. Гоголем

Блачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества

Изображению крестьян. Его традиции продолжил П. А. Федотов. Его

Сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов. Он

В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой

Художественные и идейные искания русской общественной мыс-

Всего В. А. Тропинин обращался к изображению людей из народа

Умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. Чаще

Он тоже написал портрет А. С. Пушкина. Перед зрителем предстает

Реалистическую манеру отражали произведения В. А. Тропинина.

Является одним из лучших в создании романтического образа.

Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А. С. Пушкина

Ский, кисти которого принадлежат несколько замечательных картин.

Ярким представителем романтизма в живописи был О. А. Кипрен-

Чем прежде, обращались к портретному жанру.

Ские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских ху-

Любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следо-

Ства также были характерны романтизм и реализм. Однако офици-

Живопись и скульптура. Для русского изобразительного искус-

Ского направления в музыке был композитор А. Н. Верстовский

Вивал приемы и средства музыкальной выразительности в операх

Дения бытовые сюжеты и народные песенные мелодии, удачно раз-

Реалист и новатор А. С. Даргомыжский вводил в свои произве-

Квартеты. Он был родоначальником всех основных жанров нацио-

Ме опер, М. И. Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные

А. С. Пушкина заложили основы русского оперного искусства. Кро-

нальной классической музыки.

«Русалка» и «Каменный гость». Крупном представителем романтиче-

(опера «Аскольдова могила»).

ально признанным методом был классицизм. Академия художеств

стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим

вать канонам классицизма, поощряла написание картин на библей-

дожников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще,

(«Кружевница», «Портрет сына» и др.)-.

ли, ожидание перемен отразились в картинах К. П. Брюллова «По-

следний день Помпеи» и А. А. Иванова «Явление Христа народу».

246____ ______________Глава 22. Русская культура в первой половине XIX в.

посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы»

полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разо-

(«Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др.). Современники спра-