Уставами 1804 и 1835 п. В последнем наглядно проявилось усиле-

Однако даже в лих сложных условиях высшее образование про-

Ческие чувства.

В уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их вла-

С просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий

Лись широкого просвещения народа. Эту позицию обосновал шеф

Зованных или хотя бы грамотных людях. В то же время они боя-

Государственные деятели осознавали растущую потребность в обра-

Му образованию доминировали консервативные тенденции. Многие

В политике правительства по отношению к начальному и средне-

Лучить даже начальное образование.

Цев. Однако основная масса женщин была лишена возможности по-

Сколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черномор-

Торых имели обер-офицсрскос звание. В 30-е годы открылось не-

Лет обучения и включала арифметику, словесность, историю,

Ститутов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смоль-

Образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых ин-

В первой половине XIX в. в России не было системы женского

Словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков,

Широко была распространена система домашнего образования.

Нилевский и др.

А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг,

Скосельский лицей. Программа преподавания в нем почти соответст-

Образцовым учебным заведением стал с 1811 г. знаменитый Цар-

Ние специальных дворянских учебных заведений давало право посту-

Детские корпуса и др. Лишь гимназическое образование или оконча-

Того, открывались и специальные средние -учебные заведения — ка-

пления в университеты.

238 Глава 22 Русская культура в первой половине XIX в

вовала университетской. В лицее получили образование литераторы

М. Е. Салтыков-Щедрин; дипломаты А. М. Горчаков и Н. К. Гире;

министр народною просвещения Д. А. Толстой; публицист Н. Я. Да-

ного института благородных девиц. Программа была рассчитана на

иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В %начале XIX в.

в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы ко-

жандармов А. X. Бенкендорф. «Не должно слишком торопиться

сти». Под строгим правительственным контролем находились все

программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись

религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими монархи-

должало развиваться. Открывались новые университеты в Дерите

(ныне г. Тарту), Петербурге (на базе Педагогического института),

Казани, Харькове. Юридический статус университетов определялся

ние консервативной линии в политике правительства. Университеты