Уставами 1804 и 1835 п. В последнем наглядно проявилось усиле-
Однако даже в лих сложных условиях высшее образование про-
Ческие чувства.
В уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их вла-
С просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий
Лись широкого просвещения народа. Эту позицию обосновал шеф
Зованных или хотя бы грамотных людях. В то же время они боя-
Государственные деятели осознавали растущую потребность в обра-
Му образованию доминировали консервативные тенденции. Многие
В политике правительства по отношению к начальному и средне-
Лучить даже начальное образование.
Цев. Однако основная масса женщин была лишена возможности по-
Сколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черномор-
Торых имели обер-офицсрскос звание. В 30-е годы открылось не-
Лет обучения и включала арифметику, словесность, историю,
Ститутов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смоль-
Образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых ин-
В первой половине XIX в. в России не было системы женского
Словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.
В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков,
Широко была распространена система домашнего образования.
Нилевский и др.
А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг,
Скосельский лицей. Программа преподавания в нем почти соответст-
Образцовым учебным заведением стал с 1811 г. знаменитый Цар-
Ние специальных дворянских учебных заведений давало право посту-
Детские корпуса и др. Лишь гимназическое образование или оконча-
Того, открывались и специальные средние -учебные заведения — ка-
пления в университеты.
238 Глава 22 Русская культура в первой половине XIX в
вовала университетской. В лицее получили образование литераторы
М. Е. Салтыков-Щедрин; дипломаты А. М. Горчаков и Н. К. Гире;
министр народною просвещения Д. А. Толстой; публицист Н. Я. Да-
ного института благородных девиц. Программа была рассчитана на
иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В %начале XIX в.
в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы ко-
жандармов А. X. Бенкендорф. «Не должно слишком торопиться
сти». Под строгим правительственным контролем находились все
программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись
религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими монархи-
должало развиваться. Открывались новые университеты в Дерите
(ныне г. Тарту), Петербурге (на базе Педагогического института),
Казани, Харькове. Юридический статус университетов определялся
ние консервативной линии в политике правительства. Университеты