Гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства, кроме

Было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сослов-

Направлены на создание системы государственного образования. Она

Малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были

Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или

В России в конце XVIII — начале XIX в. он был крайне невысок.

Является одним из показателей культурного состояния страны.

Просвещение и образование. Уровень образованности общества

Ственные культурные традиции.

Общества были иными, чем у народа, у которого складывались соб-

Ми всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки

Вало возможности пользоваться высокими культурными достижения-

Ствовало широкому народному образованию. Крепостничество не да-

Мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препят-

Тельство активно боролось с проявлениями передовой общественной

Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Прави-

Однако консервативные тенденции в политике императоров

Оказала Отечественная война 1812 г.

Влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство

Имела ярко выраженный национальный характер. Существенное

Го национального самосознания русского народа и в связи с этим

Ственные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающе-

Культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в обще-

Ность в грамотных и образованных людях. Города стали основными

Ментов капиталистических отношений в экономику усилило потреб-

На преобразования предшествующего времени. Проникновение эле-

Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось

Она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

Передовых европейских государств, то в культурных достижениях

Номическом и социально-политическом развитии Россия отставала от

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Века.

Ными изменениями продолжали развиваться и во второй половине

Но-политическом движении первой половины XIX в., с незначитель-

Сис1смы. Основные идеи и направления, сложившиеся в обществен-

Обновления страны, совершенствования ее социально-политической

Глава 22

XIX в. позволил назвать это время се «золотым веком». Если в эко-

состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных

училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование

ный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища

для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей;