Гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства, кроме
Было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сослов-
Направлены на создание системы государственного образования. Она
Малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были
Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или
В России в конце XVIII — начале XIX в. он был крайне невысок.
Является одним из показателей культурного состояния страны.
Просвещение и образование. Уровень образованности общества
Ственные культурные традиции.
Общества были иными, чем у народа, у которого складывались соб-
Ми всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки
Вало возможности пользоваться высокими культурными достижения-
Ствовало широкому народному образованию. Крепостничество не да-
Мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препят-
Тельство активно боролось с проявлениями передовой общественной
Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Прави-
Однако консервативные тенденции в политике императоров
Оказала Отечественная война 1812 г.
Влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство
Имела ярко выраженный национальный характер. Существенное
Го национального самосознания русского народа и в связи с этим
Ственные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающе-
Культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в обще-
Ность в грамотных и образованных людях. Города стали основными
Ментов капиталистических отношений в экономику усилило потреб-
На преобразования предшествующего времени. Проникновение эле-
Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось
Она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.
Передовых европейских государств, то в культурных достижениях
Номическом и социально-политическом развитии Россия отставала от
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине
РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Века.
Ными изменениями продолжали развиваться и во второй половине
Но-политическом движении первой половины XIX в., с незначитель-
Сис1смы. Основные идеи и направления, сложившиеся в обществен-
Обновления страны, совершенствования ее социально-политической
Глава 22
XIX в. позволил назвать это время се «золотым веком». Если в эко-
состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных
училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование
ный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища
для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей;