Реакция обрушилась и на вузы, сеть которых тем не менее была
Рода в покорности.
Был один из рычагов сохранения господства дворян и удержания на-
Ляли сущность созданной при Николае I системы образования. Это
В получении образования представителями низших сословий состав-
Замкнутость, оторванность каждой ступени и, главное, ограничение
В Уставе низших и средних учебных заведений 1828 г. Сословность,
Ки в области образования. Законодательно они были закреплены
Комитет разработал основные принципы правительственной полити-
Пы просвещения, определить набор учебных дисциплин и пособий.
Подобная линия продолжалась и при Николас I. В 1826 г. был
Александре I была одним из проявлений аракчсевщины.
И отдали под суд. Реакционная политика в области образования при
Преподавания на всех уровнях. Проверки деятельности Казанского,
Христианское благочестие, строго следить за учебниками и системой
Ховных дел и народного просвещения. Оно было призвано развивать
Постепенно сменялась консервативной и даже реакционной. В 1817 г.
Народного просвещения, в открытии ряда новых учебных заведений
В начале XIX в. либеральная линия правительственной политики
И создать органы управления просвещением и образованием.
Ряд законодательных актов, регламентирующих их деятельность,
Личить количество учебных заведений различных уровней, издать
Ходцами из разных сословий. Все это заставило правительство уве-
Кадрах требовала расширить возможность получения образования вы-
Тановить жесткий контроль за системой просвещения, ociaanib обра-
Разования была противоречивой. С одной стороны, оно пьпалось ус-
В первой половине XIX в. политика правительства в области об-
В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ЦЕНЗУРЫ
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
Могли опереться государственные деятели в 50—60-х годах.
Правительственная политика в области образования и цензуры________________205
зование привилегией господствующею класса. С другой сюроны,
потребность сiраны в чиновниках, технических и административных
в области образования выразилась в создании в 1802 г. Министерства
(университетов, институтов и лицеев), в издании Устава 1804 г. для
университетов, допускавшего их самоуправление. Однако эта линия
Министерство просвещения было реорганизовано в Министерство ду-
Петербургского и других университетов вылились в их «чистку»
и разгром. Лучших профессоров обвинили в вольнодумстве, уволили
создан Комитет по устройству учебных заведений. Его задачи: про-
верить все уставы учебных учреждений, выработать единые принци-