Реакция обрушилась и на вузы, сеть которых тем не менее была

Рода в покорности.

Был один из рычагов сохранения господства дворян и удержания на-

Ляли сущность созданной при Николае I системы образования. Это

В получении образования представителями низших сословий состав-

Замкнутость, оторванность каждой ступени и, главное, ограничение

В Уставе низших и средних учебных заведений 1828 г. Сословность,

Ки в области образования. Законодательно они были закреплены

Комитет разработал основные принципы правительственной полити-

Пы просвещения, определить набор учебных дисциплин и пособий.

Подобная линия продолжалась и при Николас I. В 1826 г. был

Александре I была одним из проявлений аракчсевщины.

И отдали под суд. Реакционная политика в области образования при

Преподавания на всех уровнях. Проверки деятельности Казанского,

Христианское благочестие, строго следить за учебниками и системой

Ховных дел и народного просвещения. Оно было призвано развивать

Постепенно сменялась консервативной и даже реакционной. В 1817 г.

Народного просвещения, в открытии ряда новых учебных заведений

В начале XIX в. либеральная линия правительственной политики

И создать органы управления просвещением и образованием.

Ряд законодательных актов, регламентирующих их деятельность,

Личить количество учебных заведений различных уровней, издать

Ходцами из разных сословий. Все это заставило правительство уве-

Кадрах требовала расширить возможность получения образования вы-

Тановить жесткий контроль за системой просвещения, ociaanib обра-

Разования была противоречивой. С одной стороны, оно пьпалось ус-

В первой половине XIX в. политика правительства в области об-

В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ЦЕНЗУРЫ

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Могли опереться государственные деятели в 50—60-х годах.

Правительственная политика в области образования и цензуры________________205

зование привилегией господствующею класса. С другой сюроны,

потребность сiраны в чиновниках, технических и административных

в области образования выразилась в создании в 1802 г. Министерства

(университетов, институтов и лицеев), в издании Устава 1804 г. для

университетов, допускавшего их самоуправление. Однако эта линия

Министерство просвещения было реорганизовано в Министерство ду-

Петербургского и других университетов вылились в их «чистку»

и разгром. Лучших профессоров обвинили в вольнодумстве, уволили

создан Комитет по устройству учебных заведений. Его задачи: про-

верить все уставы учебных учреждений, выработать единые принци-