Корабли, принадлежавшие иностранным судовладельцам.

Многочисленным, поэтому для торговли с Европой использовались

Балтийские и черноморские порты. Русский торговый флот был не-

Ной Европой внешняя торговля осуществлялась в основном через

При отсутствии развитых сухопутных путей сообщения с Запад-

Ним Новгородом.

Требностям страны. Шоссейных дорог было немного. Они соединяли

Ветствовала экономическим (торговым) и военно-стратегическим по-

Живать в более или менее удовлетворительном состоянии, не соот-

Протяженность дорог, которые правительство пыталось поддер-

Стало около 100.

На реках России появились первые пароходы. К середине века их

Каналов, связавшие Балтику с Москвой и волжским торговым путем.

В 1808—1811 гг. были созданы Мариинская и Тихвинская системы

Было связано главным образом с развитием водного транспорта.

Вине XIX в. малоразвитой и архаичной. Ее усовершенствование

Внутренняя система путей сообщения оставалась в первой поло-

Удовлетворяли хозяйственные потребности страны.

Вой, имевшие сезонный характер. Ни тот, ни другой полностью не

Ной системы. Основными видами транспорта были водный и гуже-

Марок) — все это требовало реорганизации и улучшения транспорт-

Внутренней и внешней торговли, увеличение торговых центров (яр-

Транспорт. Развитие товарно-денежных отношений, расширение

Ности и сельского хозяйства страны.

Рументы и другие предметы, необходимые для развития промышлен-

Ностей дворянства. Ввозили модную одежду, колониальные товары

Импорт в основном был ориентирован на удовлетворение потреб-

XIX в.

Среднеазиатский рынок русские купцы смогли освоить лишь к концу

Вить внешнюю торговлю были неэффективными. Огромный

Курировать с Западом. Попытки правительства помочь буржуазии раз-

Цию. Даже в этих азиатских странах Россия была малоспособна кон-

Большая часть промышленной продукции шла в Китай, Иран, Тур-

Роскоши. Русская буржуазия слабо использовала внешние рынки. Не-

Щики, использовавшие вырученные деньги на приобретение предметов

Новном в Англию) были заинтересованы прежде всего русские поме-

Пеньку, кожи, лен и I. д. В вывозе этих продуктов в Европу (в ос-

Исчезли черные металлы (железо и сплавы на его основе), стала пре-

Вывоз превышал ввоз. Однако структура экспорта изменилась. Из него

обладать сельскохозяйственная продукция. Вывозили пшеницу, лес*

Глава 18 Экономика и социальный строй России в первой половине XIX в 193

(чай, кофе, пряности) и др. Часть импорта составляли машины, инст-

Петербург с Варшавой, Москву с Петербургом, Ярославлем и Ниж-