В 1750 г. по инициативе купца Ф. Г. Волкова в Ярославле. Спустя
Театр. Первый русский профессиональный театр возник
Ние жизни крестьян. Сохранились и народные картинки — лубок.
Нах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображе-
Ские сюжеты (А. П. Лосенко). В акварелях И. А. Ерменева и карти-
Наряду с портретной живописью распространение в XVIII в. по-
Пухиной, А. Б. Куракина, В. И. Арсеньевен и др.).
Явно находился под влиянием сентиментализма (портреты М. И. Ло-
Сильнее выявлены интимные стороны человеческой натуры. Художник
Выразил многогранность человеческой натуры, например, в портретах
Крупнейший портретист второй половины XVIII в. Д. Г. Левицкий
Техникой лучше других удалось передать внутренний мир изображае-
К А. П. Анфопову по живописной манере И. П. Аргунов, вышедший
Портрет XVIII в. в ряд выдающихся достижений мирового искусства.
Века, сто неповторимой индивидуальности — поставила русский
Портретной живописи — передача богатства внутреннего мира чело-
Их внутренний мир, духовную индивидуальность. Эта черта русской
Явились в творчестве А. Т. Матвеева и И. Н. Никитина. Ведущим
Вой половине XVIII в. особенно ярко успехи русской живописи про-
Живопись. Уже в парсунах и иконописи XVII в. (например,
Его создал французский скульптор Э. М. Фальконе.
Ник основателю города, великому историческому деятелю Петру I.
Памятников.
М. В. Ломоносову в Архангельске, цикл выдающихся надгробных
Вы— памятник К. Минину и Д. Пожарскому (1818), памятник
И. П. Мартосу. Им создан первый скульптурный памятник Моск-
Замечательное место в истории русской скульптуры принадлежит
Рующая победу России в Северной войне.
Одним из символов Петербурга стал Медный всадник — памят-
С. Ушакова) наметился путь перехода к светскому искусству. В пер-
жанром их творчества был портрет. В портретах Петра I и «Наполь-
ного гетмана» И. Никитина, в «Автопортрете с женой» А. Матвеева
художники наряду с показом портретных черт своих героев передал*
186 Глава 17 Русская культура XVIII в
Чуть старомодно, но форме напоминая парсуну, выглядя! nopipc-
ты художника А. П. Антропова: А. М. Измайловой, Петра I I I . Близок
из числа крепостных Шереметевых (портрет «Неизвестная крестьян-
ка», «Калмычка Аннушка» и др.). Ф. С. Рокоюву с его филтраиной
мых: портреты нома В. И. Майкова, мужа и жены Суровцевых.
Н. И. Новикова, бо!ача и мецената П. Демидова, воспитанниц Смоль-
ного института, Д. Дидро. В образах, созданных В. Л. Боровиковским,
лучила графика (А. Ф. Зубов), мозаика (М. В. Ломоносов), пейзаж
(С. Ф. Щедрин) и особенно картины на исторические и мифологиче-
два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом
был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр
драмы им. А. С. Пушкина).