В 1750 г. по инициативе купца Ф. Г. Волкова в Ярославле. Спустя

Театр. Первый русский профессиональный театр возник

Ние жизни крестьян. Сохранились и народные картинки — лубок.

Нах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображе-

Ские сюжеты (А. П. Лосенко). В акварелях И. А. Ерменева и карти-

Наряду с портретной живописью распространение в XVIII в. по-

Пухиной, А. Б. Куракина, В. И. Арсеньевен и др.).

Явно находился под влиянием сентиментализма (портреты М. И. Ло-

Сильнее выявлены интимные стороны человеческой натуры. Художник

Выразил многогранность человеческой натуры, например, в портретах

Крупнейший портретист второй половины XVIII в. Д. Г. Левицкий

Техникой лучше других удалось передать внутренний мир изображае-

К А. П. Анфопову по живописной манере И. П. Аргунов, вышедший

Портрет XVIII в. в ряд выдающихся достижений мирового искусства.

Века, сто неповторимой индивидуальности — поставила русский

Портретной живописи — передача богатства внутреннего мира чело-

Их внутренний мир, духовную индивидуальность. Эта черта русской

Явились в творчестве А. Т. Матвеева и И. Н. Никитина. Ведущим

Вой половине XVIII в. особенно ярко успехи русской живописи про-

Живопись. Уже в парсунах и иконописи XVII в. (например,

Его создал французский скульптор Э. М. Фальконе.

Ник основателю города, великому историческому деятелю Петру I.

Памятников.

М. В. Ломоносову в Архангельске, цикл выдающихся надгробных

Вы— памятник К. Минину и Д. Пожарскому (1818), памятник

И. П. Мартосу. Им создан первый скульптурный памятник Моск-

Замечательное место в истории русской скульптуры принадлежит

Рующая победу России в Северной войне.

Одним из символов Петербурга стал Медный всадник — памят-

С. Ушакова) наметился путь перехода к светскому искусству. В пер-

жанром их творчества был портрет. В портретах Петра I и «Наполь-

ного гетмана» И. Никитина, в «Автопортрете с женой» А. Матвеева

художники наряду с показом портретных черт своих героев передал*

186 Глава 17 Русская культура XVIII в

Чуть старомодно, но форме напоминая парсуну, выглядя! nopipc-

ты художника А. П. Антропова: А. М. Измайловой, Петра I I I . Близок

из числа крепостных Шереметевых (портрет «Неизвестная крестьян-

ка», «Калмычка Аннушка» и др.). Ф. С. Рокоюву с его филтраиной

мых: портреты нома В. И. Майкова, мужа и жены Суровцевых.

Н. И. Новикова, бо!ача и мецената П. Демидова, воспитанниц Смоль-

ного института, Д. Дидро. В образах, созданных В. Л. Боровиковским,

лучила графика (А. Ф. Зубов), мозаика (М. В. Ломоносов), пейзаж

(С. Ф. Щедрин) и особенно картины на исторические и мифологиче-

два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом

был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр

драмы им. А. С. Пушкина).