Определение информационных технологий. Возникновение и развитие.

Определение информации и информационного ресурса

Тема 1. Информационные процессы в экономике

Вопросы:

  • Определение информации и информационного ресурса.
  • Определение информационных технологий. Возникновение и развитие.
  • Автоматизированные информационные технологии (АИТ). Этапы и тенденции развития.
  • Свойства, структура и состав АИТ.
  • Объективная необходимость развития информатизации.

 

Информация (инфа) – это сведения, являющиеся объектом хранения, преобразования.

 

Виды инфы:

· Научная

· Экономическая

· Техническая

 

Информационный продукт – различные аспекты знаний, данные, сведения о производственно-хозяйственной деятельности (ПХД) и другие формы инфы, полученные традиционным путем или с помощью электронной техники (пример: коробка ПО 1С или пакеты данных).

Информационный ресурс (ИР) – это совокупность различных форм инфы, её хранилищ, поставщиков и специалистов информационной сферы.

 

Д/з. Дописать последний абзац

Информационные технология (ИТ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение инфы для снижения трудоемкости процессов использования ИР, повышения их надежности и оперативности.

 

Рисунок 1 – Формирование АИТ на основе технических достижений:

АИТ

1875 г. Электрический телеграф и телефон

1895 г. Появление радио

1922 г. Изобретение телевидения

1945 г. Вычислительная техника

1956 г. Цифровые системы связи и вычислительные сети

1978 г. Первый ПК

1978 г. Мощное развитие ПК

 

Автоматизированные информационные технологии (АИТ) – системно-организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого ПО, используемых средств ВТ и связи, а также способов, с помощью которых инфа предлагается клиентам.

Этапы развития АИТ, технических средств и решаемых задач  
 
Год ЭВМ Решаемые задачи Тип АИТ  
Конец 1950-х - начало 1960-х гг. I, II поколения Использование ЭВМ для решения отдельных наиболее трудоемких задач по начислению зарплаты, материальному учету и др.; решение отдельных оптимизированных задач Частичная электронная обработка данных  
1960-е гг. - начало 1970-х гг. II, III поколения Электронная обработка плановой и текущей информации, хранения в памяти ЭВМ нормативно-справочных данных, выдача машинограмм на бумажных носителях ЭСОД (электронная система обработки данных)  
1970-е гг. III поколение Комплексная обработка информации на всех этапах управленческого процесса деятельностью предприятия, организации, переход к разработке подсистем АСУ (материально-технического снабжения товаро-движения, контроль запасов и транспортных перевозок, учет реализации готовой продукции планирование и управление) Централизованная автоматизированная обработка информации и условия ВЦ, ВЦКП (вычислительных центров коллективного использования)  
1980-е гг. IV поколение Развитие АСУТП (АСУ технологическими процессами), САПР (систем и автоматизированного проектирования), АСУП (АСУ предприятиями), ОАСУ (отраслевых АСУ), общегосударственных АСУ: плановых расчетов, статистики, материально-технического снабжения, науки и техники, финансовых расчетов и др. Тенденции к децентрализации обработки данных, решению задач в многопользовательском режиме, переход к безбумажной эксплуатации вычислительной техники Специализация технологических решений на базе мини-ЭВМ, ПЭВМ и удаленного доступа к массивам данных с одновременной универсализацией способов обработки информации на базе мощных супер ЭВМ  
Конец 1980-ч гг. - по настоящее время V поколение Комплексное решение экономических задач; объектно-ориентированный подход в зависимости от системных характеристик предметной области; широкий спектр приложений; сетевая организация информационных структур; преобладание интерактивного взаимодействия пользователя в ходе эксплуатации вычислительной техники. Реализация интеллектуального человеко-машинного интерфейса, систем поддержки принятия решения, информационно-советующих систем НИТ (новая информационная технология) сочетания средств вычислительной техники, средств связи и оргтехники  
         

 


 

3 лекция (12.09.2013)

Классификация АИТ

Общая классификация рассматривается в разрезе следующих признаков:

1. По способу реализации АИС:

1.1. Традиционные;

1.2. Новые информационные технологии.

2. По степени охвата задач управления

2.1. Электронная обработка данных

2.2. Автоматизация функций управления

2.3. Поддержка принятия решений

2.4. Электронный офис

2.5. Экспертная поддержка

3. По классу реализуемых технологических операций

3.1. Работа с текстовыми редакторами

3.2. Работа с табличными процессорами

3.3. Работа СУБД

3.4. Работа с графическими объектами

3.5. Мультимедийные системы

3.6. Гипертекстовые системы

4. По типу пользовательского интерфейса

4.1. Пакетных

4.2. Диалоговые

4.3. Сетевые

5. По способу построения сети

5.1. Локальные

5.2. Многоуровневый

5.3. Распределенные

6. По обслуживаемым предметным областям

6.1. Бухгалтерский учет

6.2. Банковская деятельность

6.3. Налоговая деятельность

6.4. Страховая деятельность

6.5. Другие

 

 

Таблица АИТ (рис 3 стр 22)