Русско-польская война 1654—1667 гг. и русско-шведская вой-
на 1656—1658 IT.Речь Посполигая не признала воссоединения Ук-
раины с Россией. Русско-польская война стала неизбежной. Война
ознаменовалась успехом русских и, украинских войск. Русские вой-
ска заняли Смоленск, Белоруссию, Литву; Б. Хмельницкий — Люб-
лин, ряд городов в Галиции и на Волыни.
Воспользовавшись неудачами Польши, Швеция начала против
нее военные действия. Шведы взяли Варшаву и Краков. Польша
стояла на краю гибели. В условиях «бескоролсвья» после смерти ко-
роля Яна-Казимира Алексей Михайлович, рассчитывая на королев-
ский престол, объявил войну Швеции (1656—1658). Было заключено
русско-польское перемирие. Русские войска взяли Динабург (Даугав-
пилс), Дерпт (Тарту), осадили Ригу, нанесли поражение шведам иод
Гдовом (1657). Однако все успехи России были перечеркнуты изме-
ной украинского гетмана И. Выговского, сменившего умершего
в 1657 г. Б. Хмельницкого. И. Выговский пошел на секретный союз
с Польшей против России.
В 1658 г. было заключено русско-шведское перемирие на три
юда, а в 1661 г.— Кардисский (близ Tapiy) мир. Россия возвращала
завоеванные в ходе войны территории. Балтика оставалась за Швс-
ц-ией. Проблема выхода к Балтийскому морю оставалась первооче-
редной, важнейшей задачей внешней политики.
Драматические события переживала Украина. Гетман И. Выгов-
ский в союзе с Польшей и Крымом разбил царские войска под Ко-
нотоиом (1659). Население Украины не поддержало изменника. Но-
вый гетман Юрий Хмельницкий заключил мир с Москвой, однако
и он вскоре (1660) перешел на сторону короля. И вновь и Запоро-
112 Глава 12 Внутренняя и внешняя политика России в XVII в. «Бунташный» век
жье, и Левобережье Украины не поддержали антирусские действия.
В 1662 г. Юрий Хмельницкий оiказался оч гетмане 1ва и постригся
в монахи. Гетманом Левобережья стал запорожский кошевой атаман
И. Брюховецкий, также добивавшийся отделения Украины от России
(убит казаками в 1668 г.). На Правобережье был свой гет-
ман — П. Дорошенко, который был готов поддаться турецкому сул-
тану, чтобы избавиться и от России, и от Польши. Эти годы на Ук-
раине стали временем разорения («руины») и усобиц.
Изнурительная, затяжная русско-польская война завершилась
в 1667 г. заключением Андрусовского (близ Смоленска) перемирия
на 13 с половиной лет. Россия отказывалась от Белоруссии, но ос-
тавляла за собой Смоленск и Левобережную Украину. Киев, распо-
ложенный на правом берегу Днепра, был передан России на два
года (после завершения этого срока он так и не был возвращен). За-
порожье переходило под совместный контроль Украины и Польши.
Медный бунт 1662 г.Изнурительные войны, которые вела в се-
редине XVII в. Россия, истощили казну. Болезненно ударила по эко-
номике страны моровая язва 1654—1655 гг., унесшая десятки тысяч
жизней. В поисках выхода из тяжелого финансового положения рус-
ское правительство взамен серебряной монеты по той же цене стало
чеканить медную (1654). За восемь лет медных денег (в том числе
и фальшивых) было выпущено так много, что они совершенно обес-
ценились. Летом 1662 г. за один серебряный рубль давали восемь
медных. Правительство собирало налоги серебром, тогда как населе-
ние должно было продавать и покупать продукты на медные деньги.
Жалованье также платили медными деньгами. Возникшая в этих ус-
ловиях дороговизна хлеба и других продуктов привела к голоду. До-
веденный до отчаяния московский люд поднялся на восстание.
Летом 1662 г. несколько тысяч москвичей двинулись в загород-
ную резиденцию царя — село Коломенское. Царь Алексей Михайло-
вич вышел на крыльцо Коломенского дворца и попытался успокоить
толпу, потребовавшую выдать на расправу наиболее ненавистных
бояр. Как пишет современник событий, восставшие «били с царем
но рукам» и «держали его за платье, за пуговицы».
Пока шли переговоры, посланный царем боярин И. Н. Хованский
тайно привел в Коломенское верные правительству стрелецкие пол-
ки. Войдя в царскую резиденцию через задние хозяйственные ворота
Коломенского, стрельцы жестоко расправились с восставшими. По-
гибло более 7 тыс. москвичей. Однако правительство вынуждено
было принять меры для успокоения масс, была прекращена чеканка
медных денег, которые вновь заменялись серебряными. Восстание
в Москве 1662 г. было одним из предвестников новой крестьянской
войны.
Поход Василия Уса.Одним из основных районов, куда направ-
лялись беглые крестьяне, был Дон. Здесь, на южной границе России,
действовал принцип: «С Дона выдачи нет». Обороняя границы Рос-
Глава 12 Внутренняя и внешняя политика России в XVII в «Бунташный» век __ 113
сии, донские казаки часто предпринимали успешные походы (гак на-
зываемые «походы за зипунами») против Крыма и Турции, возвра-
щаясь с богатой добычей. В 1658—1660 гг. турки и крымские тата-
ры блокировали выход в Азовское и Черное моря: в устье Дона
были сооружены две башни, перегородившие реку натянутыми меж-
ду ними цепями. Объектом нападения казаков все чаще становилось
побережье Каспия.
В 1666 г. отряд в 500 казаков под предводительством атамана
Василия Уса предпринял поход с Дона через Воронеж на Тулу. Ка-
заки, желая на военной службе получить средства к существованию,
шли в Москву, чтобы предложить правительству свои услуги в связи
с войной России и Польши. В ходе движения в отряд вливались
крестьяне, бежавшие от господ, а также посадский люд. Отряд Васи-
лия Уса вырос до 3 тыс. человек. С большим трудом царские воево-
ды с помощью регулярных войск вынудили Василия Уса отойти на
Дон. Многие из участников похода Василия Уса впоследствии вли-
лись в повстанческую армию Степана Разина.
Степан Тимофеевич Разин.С. Т. Разин происходил из домови-
того казачества: к казацкой верхушке принадлежали, вероятно, сю
предки в первом поколении. Как сообщает один из современников,
«вид его (Разина.— Авт.) был величественный, осанка благородная,
выражение лица гордое, роста он был высокого, лицо имел рябова-
тое. Он обладал способностью внушать страх и любовь». С. Т. Ра-
зин хорошо знал положение и нужды народа. С казацким посольст-
вом он бывал в Москве. Дважды прошел через всю Россию от Дона
до Соловецких островов в Белом морс. Возглавлял отдельные казац-
кие походы. Не случайно о личности С. Т. Разина были сложены
многочисленные легенды, песни, сказания.
В 1667 г. под руководством С. Т. Разина голутвенные (неиму-
щие) казаки, отправившись в поход за зипунами, захватили Яицкий
городок (современный Уральск) и сделали его своим опорным пунк-
том. В 1668—1669 гг. они подвергли опустошительному набегу Кас-
пийское побережье от Дербента до Баку, разбив флот иранского
шаха. С богатой добычей через Астрахань и Царицын С. Т. Разин
и его войско вернулись на Дон, обосновавшись в Кагальницком го-
родке. Этот поход не выходил еще за рамки обычного казацкого по-
хода за добычей.
Восстание 1670—1671 гг.Весной 1670 г. С. Т. Разин начал но-
вый поход на Волгу. Этот поход имел открыто антиправительствен-
ный характер. В нем приняли участие крепостные крестьяне, казаче-
ство, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работ-
ные люди. Наряду с русскими и украинцами в походе участвовали
многие представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары,
мордва и др.
Среди народа распространились «прелестные (от слова "прель-
щать") письма» С. Т. Разина, в которых излагались требования вое-
114 Глава 12 Внутренняя и внешняя политика России в XVII в «Бунташный» век
ставших: истреблять воевод, бояр, дворян, приказных людей, «измен-
ников вывалить и мирских кравапивцев вывалить». Как писал один
иностранец — современник событий, С. Т. Разин «повсюду обещал
уничтожение рабства, освобождение оч ига .... бояр или дворян ...»
Среди восставших был силен наивный монархизм. Крестьяне верили
в доброго царя. Распространялся слух, что вместе с С. Т. Разиным
на Москву идут якобы сын царя Алексея Михайловича — Алексей
(умерший в 1670 г.) и опальный патриарх Никон.
Весной 1670 г. С. Т. Разин овладел Царицыном. Чтобы обеспе-
чить свой тыл, летом того же года разницы заняли Астрахань, чер-
ный люд которой открыл восставшим ворота города. Армия восстав-
ших двинулась вверх по Волге. Без боя сдались Саратов и Самара.
Надо отметить, что разинцы в духе того времени не щадили своих
противников — иыгки, жестокие казни, насилие «сопровождали» их
действия во время походов. На время затянувшейся осады Симбир-
ска приходится наивысший подъем движения. Восстание охватило
громадную территорию — от низовьев Волги до Нижнего Новгорода
и от Слободской Украины до Заволжья.
Осенью 1670 г. царь Алексей Михайлович произвел смотр дво-
рянского ополчения, 30-тысячная армия двинулась на подавление
восстания. В октябре 1670 г. осада Симбирска была снята, 20-тысяч-
ное войско С. Т. Разина разбито, а сам руководитель восстания, тя-
желораненый, был вывезен в Кагальницкий городок. Зажиточные ка-
заки обманом захватили С. Т. Разина и выдали его правительству.
Летом 1671 г. мужественно державшийся во время пыток С. Т. Ра-
зин был казнен на Красной площади в Москве. Отдельные отряды
повстанцев сражались с царскими войсками до осени 1671 г.
Подавив восстание, правительство принудило казаков Дона при-
нять присягу, что они не будут давать приют царским недругам; а в
1667 г. казаки впервые принесли общую для всех подданных прися-
гу на верность царю. Казачество все больше внимания стало уделять
хлебопашеству.
Восстание С. Т. Разина заставило правительство искать пути ук-
репления существующего строя. Была усилена власть воевод на мес-
тах, проведена реформа податной системы (с 1679 г. перепит к под-
ворному обложению), усилился процесс распространения крепостни-
чества на южные окраины страны. Оно подтолкнуло правительство
к преобразованиям, которые были проведены в конце XVII — первой
четверти XVIII в.
Церковные реформы Никона.Церковная реформа диктовалась
необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои
духовенства. Расширение связей с Украиной и православными наро-
дами бывшей Византийской империи требовало введения одинаковой
церковной обрядности во всем православном мире. Распространение
книгопечатания открывало возможность унификации церковных
книг.
Глава 12 Внутренняя и внешняя политика России в XVII в «Бунташный» век 115
В конце 40-х тдов XVII в. в Москве сложился Кружок ревните-
лей древнего благочестия. В него вошли видные церковные деятели:
царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора
на Красной площади Иоанн, царский постельничий Ф. Ртищев, вы-
дающиеся деятели церкви нижсюродцы Никон и Аввакум и др.
Сын мордовского крестьянина Никон (в миру Никита Минов)
сделал стремительную карьеру. Приняв монашеский постриг на дале-
ких Соловецких островах, Никон вскоре стал игуменом (главой) Ко-
жеозерского монастыря (район Каргополя). Никона связывали зна-
комство и дружба с царем Алексеем Михайловичем, чьей поддерж-
кой он долго пользовался. Никон становится архимандритом
московского Новоспасского монастыря — родовой усыпальницы Ро-
мановых. После короткого пребывания митрополитом Новгородским
(как раз во время новгородского восстания 1650 г.) Никон в 1652 г.
избирается московским патриархом.
Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового право-
славия, властный и «крутой» патриарх* Никон начал реформу по
унификации обрядов и установлению единообразия церковной служ-
бы. За образец были взяты греческие правила и обряды.
Раскол.Реформы, проводившиеся в условиях массового народно-
го недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов
церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авто-
ритет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы
старых порядков — старообрядцы — отказывались признать реформу
Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешне
разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами,
среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по
каким образцам — греческим или русским — унифицировать церков-
ные книги. Спор между ними шел и о том, как следует крестить-
ся— двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход — по
ходу солнца или против солнца и т. д.
Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс,
связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Ты-
сячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедя-
ми расколоучитслей, бежали на Поморский Север, в Заволжье, на
Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.
Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился
в Соловецком восстании 1668—1676 гг. Сюда, в далекую обитель
с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стека-
лись противники реформ. Здесь нашли приют многие разинцы.
В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в мо-
настырь. Из 600 защитников крепости в живых остались только 50.
Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его едино-
мышленники были сосланы в Пустозерск (низовье Печоры) и прове-
ли 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо.
С тех пор старообрядцы часто подвергали себя «огненному креще-
116 Глава 12 Внутренняя и внешняя политика России в XVII в «Бунташный» век
нию» — самосожжению в ответ на приход в мир «Никона-Am ихри-
ста». Трагически сложилась и судьба главного врага старообрядцев
патриарха Никона. Добившись титула «великого государя», святей-
ший патриарх явно переоценил свои силы. В 1658 г. он демонстра-
тивно покинул столицу, заявив, чго не хочет быть патриархом в Мо-
скве, а останется патриархом Руси. В 1666 г. церковный собор с
участием Александрийского и Антиохийского патриархов, которые
имели полномочия от двух других православных патриархов — Кон-
стантинопольского и Иерусалимского, сместил Никона с поста пат-
риарха. Местом его ссылки стал знаменитый Ферапонтов монастырь
под Вологдой. Уже после смерти Алексея Михайловича Никон воз-
вратился из ссылки и умер (1681) неподалеку от Ярославля. Он по-
хоронен в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре иод Мо-
сквой (г. Истра), который сам и построил по тому же плану, что и
иерусалимские святыни,— Москва виделась Никону истинным цен-
тром мирового христианства.
Идеологический кризис, охвативший религиозную жизнь, непре-
кращающееся недовольство народа в «бунташный» XVII в., переме-
ны в мире требовали от России ответа на вызов времени. Этим от-
ветом явились петровские преобразования в первой четверти XVIII в.
Глава 13