Коррекционной) школе VIII вида.

Изучения курса истории в специальной

Сущность и особенности пропедевтики

Формирование исторических представлений начинается в младшей школе и прежде всего на уроках чтения и развития речи. На этих уроках формируются общеучебные умения связанные с анализом и восприятием текстов.

Своеобразны и методы обучения истории по текстуальным источникам. Работа по историческому документу как один из методов познания исторического прошлого практически не имеет места в преподавании других дисциплин. Методы использования художественной литературы в обучении истории служат либо средствами конкретизации, либо документальным источником для познания исторического прошлого, в отличии от преподавания литературы, где художественные произведения и литературные образы являются основным объектом изучения.

В процессе анализа художественных текстов у учеников начинают формироваться и исторические представления: царь, государство, крестьянин и т.п.

В отличие от художественной литературы, воздействующей на читателя путём восприятия и оценки художественного образа, научно-познавательная литература имеет чётко определённую предметность нового для детей значения и целенаправленно излагает тему, опираясь на активность интеллекта читателя. Научно-познавательная литература не только описывает признаки явления, излагает суть исторического события или процесса, но и указывает его связь с другими фактами и явлениями, даёт им научное обоснование.

Научно-познавательная литература подразделяется на научно-популярную и научно-художественную, При общей цели - каждая разновидность научно-познавательной литературы имеет свои задачи. Научно-популярная статья прямо сообщает детям определённые знания. Научно-художественное произведение более для решения той же задачи использует средства художественной выразительности. Они имеют сюжетную линию, систему художественных образов. Трудно провести чёткую грань между научно-популярной и научно-художественной статьёй. Но очевидно, что в научно-популярных произведениях сильнее логический элемент и изложение темы часто ведётся с использованием логических приёмов рассуждения, а в научно-художественных – образный.

Научно-познавательным статьям свойственен особый язык повествования: простота и строгость синтаксических конструкций; точность и однозначность словоупотребления; использование специальных терминов. Эти основные свойства научного изложения не исключают возможности использования в статьях для детей образных свойств языка.

К.Д.Ушинский называл чтение научно-популярных статей логическим чтением. Это верно определяет характер их восприятия. Научно-познавательное чтение требует произвольного внимания, сопровождается активной аналитико-синтетической деятельностью (деление на части, выделение основной мысли каждой части, абстрагирование, установление вывода).

Организация познавательной деятельности учащихся при чтении статей определяется спецификой интеллектуального и речевого развития учеников.

Коррекционная методика преподавания истории определяет шесть этапов работы с научно-познавательной статьёй на уроке.

I этап – предварительная работа. В статье обычно излагается новый для учащихся материал, поэтому перед чтением обязательна подготовка учащихся к его восприятию. Подготовительная работа направлена на то, чтобы пробудить интерес к предмету чтения, облегчить восприятие статьи, помочь её логическому усвоению. На этом этапе работы целесообразно сообщить ученикам название статьи и фамилию автора. В процессе работы необходимо актуализировать опорные для её восприятия представления учеников. Незнакомые слова записываются на доске и объясняются.

II этап – чтение вслух текста по логически законченным абзацам.Чтение сопровождается лексической работой и беседой по содержанию.

III этап – повторное чтение текста детьми.На этом этапе происходит работа по уточнению и углублению понимания прочитанного. Целесообразно производить композиционный анализ текста на уровне программных требований курса «Чтение и развитие речи».

IV этап – обобщение материала прочитанного произведения.Данный этап посвящён объяснению заголовка и формулировке выводов.

V этап – беседа краеведческого характера или работа над дополнительным иллюстративным материалом.

VI этап – пересказ текста с целью более полного запоминания учениками полученной информации.

Особый интерес представляет пропедевтический этап изучения истории по программе под редакцией И.М.Бгажноковой «Мир истории» (пропедевтика), 2 часа в неделю. Современные исследования (Смирнова Л.В. Инновационные подходы к обучению истории умственно отсталых школьников. Автореферат диссертации канд.пед.н. С Петербург, 2000) доказывают необходимость введения пропедевтического этапа целью которого должно стать обобщение имеющихся в элементарном опыте детей исторических фактов и сведений. См. приложение № 2