Вопрос 4.

В соответствии с уставом основными целями Организации Объединенных Наций были провозглашены поддержка международного мира и безо­пасности, развитие дружественных отношений между нациями на осно­ве принципа равноправия и самоопределения народов; сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, куль­турного и гуманитарного характера, «поощрение уважения к правам человека и основным свободам». Провозглашалось, что Организация Объединенных Наций основана на принципе суверенного равенства всех ее членов, которые обязаны добросовестно выполнять свои обяза­тельства, разрешать свои международные споры мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедли­вость, воздерживаться от угрозы силой или ее применения против любого государства.

Учредителями ООН объявлялись 50 стран, представители которых подписали Сан-Францисский договор (чуть позже 51-м государством- учредителем стала Польша, делегация которой не принимала участие в конференции). В дальнейшем прием в члены ООН был открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя обязательства по уставу и которые, «по суждению организации, могут и желают эти обязательства выполнять». Для приема новых государств требовалась рекомендация Совета Безопасности, а решение принималось Генераль­ной Ассамблеей. Исключение из состава ООН рассматривалось как возможная санкция за нарушение устава (хотя в дальнейшем ни одного такого прецедента не было).

Организационная структура Организации Объединенных Наций оказалась чрезвычайно разветвленной и сложной. Ключевую роль в системе ООН изначально играли шесть органов: Генеральная Ассамб­лея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея, состоящая из представителей всех го­сударств-членов, стала главным совещательным органом. В регла­менте проведения ее сессий было предусмотрено, что решения по важным вопросам (мира и безопасности, приема новых членов и проблем бюджета) требуют большинства в две трети голосов. Реше­ния по другим вопросам принимаются простым большинством голо­сов. Каждое государство получило один голос. Устав ООН закрепил необходимость проведения ежегодных сессий Генеральной Ассамб­леи, а также возможность созыва чрезвычайных сессий по требова­нию Совета Безопасности. В соответствии с Уставом Генеральная Ассамблея была уполномочена рассматривать принципы сотрудниче­ства в деле поддержания международного мира и безопасности, обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, а также по вопросам, касающимся полномочий и фун­кций любого органа Организации Объединенных Наций, организовы­вать соответствующие исследования и давать рекомендации, рассматри­вать и утверждать бюджет ООН.

На Совет Безопасности была возложена основная ответствен­ность за поддержание международного мира и безопасности. В его состав было введено пять постоянных членов (Китай, Франция, СССР, Великобритания, США), а также десять членов, избираемых Гене­ральной Ассамблеей на двухлетний срок. Для голосования предус­матривался принцип «единогласия великих держав». В соответствии с ним для решений по «вопросам существа» было необходимо девять голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Сове­та. Если постоянный член не согласен с решением, он мог проголосо­вать против, и этот акт приобретал силу вето. Если же постоянный член не поддерживает решение, но не хочет блокировать его посред­ством вето, он мог воздержаться. Решения по вопросам процедуры требовали большинства голосов (по крайней мере 9 из 15 членов). Совет Безопасности был обязан поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями ООН, расследо­вать любые ситуации, которые могут привести к международным трениям, рекомендовать методы урегулирования таких споров, выра­батывать планы для регулирования уровня вооружений, определять наличие угрозы миру или акта агрессии, призывать членов Организа­ции к применению экономических санкций или других мер, не свя­занных с использованием силы, для предупреждения или прекраще­ния агрессии, предпринимать военные действия против агрессора. В ( соответствии с Уставом все члены Организации Объединенных На- ( ций должны были подчиняться решениям Совета Безопасности и брать обязательства по их исполнению.

Экономический и Социальный Совет был учрежден Уставом в каче- стве главного органа по координации деятельности специализированных учреждений и институтов ООН. Его состав из 54 человек подлежал переизбранию каждые три года. Для решений требовалось простое боль­шинство голосов, причем каждый член Совета получил один голос. Среди специализированных учреждений, чья деятельность стала координиро­ваться Советом, наиболее важные полномочия были предоставлены четы­рем постоянным комитетам (Комитет по программе и координации, Ко­миссия по населенным пунктам, Комитет по неправительственным орга­низациям, Комитет по переговорам с межправительственными учреждени­ями), девяти специализированным комиссиям (Статистическая комиссия, Комиссия по народонаселению и развитию, Комиссия социального разви­тия, Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщин, Комиссия по наркотическим средствам, Комиссия по предотвращению преступлений и уголовному правосудию, Комиссия по науке и технике в целях развития, Комиссия по устойчивому развитию), пяти региональным комиссиям (для Африки, Азии и Тихого океана, Европы, Латинской Аме­рики и Карибского бассейна, Западной Азии), а также исполнительным комитетам различных органов ООН (Детский фонд. Управление Верхов­ного комиссара по делам беженцев. Программа развития, Фонд в области , народонаселения. Мировая продовольственная программа. Международ­ный учебный и научно-исследовательский институт по улучшению поло­жения женщий). Через Экономический и Социальный Совет с ООН оказа­лись связаны самые различные профильные международные организации.

сохранившие юридическую автономию (Международная организация тру­да, Всемирная организация здравоохранения, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Продо­вольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, группа Всемирного банка, Всемирный почтовый союз, Всемирная торго­вая организация и т.д.).

Совет по Опеке был организован для наблюдения за управлением подопечными территориями в составе пяти постоянных членов Совета Безопасности Китая, Франции, СССР, Великобритании и США (в 1994 г. Совет Безопасности прекратил действие Соглашения об опеке ООН в отношении последней из первоначального перечня территорий - подо­печной территории Тихоокеанские Острова (Палау), находившейся под управлением США; с тех пор Совет по Опеке не был ликвидирован, но фактически приостановил свою деятельность).

Главным судебным органом ООН стал Международный Суд, находя­щийся в Гааге и состоящий из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамб­леей и Советом Безопасности. В компетенцию Суда вошло рассмотрение юридических споров между государствами-участниками, консультирова­ние ООН и ее специализированных учреждений по любому юридическо­му вопросу. Юрисдикция Суда была распространена на все дела, которые передавались ему государствами, и все вопросы, предусмотренные Уста­вом ООН или действующими договорами и конвенциями. Частным лицам право обращения в Международный Суд предоставлено не было. Основа­нием для судопроизводства стали прежде всего международные конвен­ции, международные обычаи (как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы), общие принципы права, при­знанные нациями, а также судебные решения и доктрины наиболее квали­фицированных специалистов различных стран.

Для организационного обеспечения деятельности ООН был создан Секретариат со штаб-квартирой в Нью-Йорке. В отличие от аналогично­го органа Лиги наций, функции Секретариата ООН оказались чрезвы­чайно разнообразны - от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от обзора экономических и социальных тенденций до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Со временем Генеральный секретарь ООН стал одной из ключевых фигур в мировой политике. Первым этот пост в 1946 г. занял Трюгве Ли (Норвегия).

Итак, формирование системы ООН радикальным образом измени­ло контуры международного политико-правового пространства. В осно­ву ее концепции были положены идеологические принципы, выдвигав­шиеся еще на Парижской конференции 1919 г., - самоопределение на­ций, система глобальной коллективной безопасности, уничтожение всех видов дискриминации, открытое международное экономическое про­странство (мир «открытых дверей»). Но теперь гарантии мира и безо­пасности рассматривались в теснейшей связи с обеспечением экономи­ческого роста и социальной стабильности человечества. Создание «меж­дународных режимов» в самых различных сферах политического, эконо­мического. социального, гуманитарного развития значительно усиливало наднациональный уровень правового регулирования. Политическое лидер­ство стран, ставших постоянными членами Совета Безопасности, должно было придать этой системе прочный и долговременный характер. Не слу­чайно, что на последнем этапе обсуждения «архитектуры ООН» Рузвельт решился не ставить жестко вопрос о судьбе колониальных империй Вели­кобритании и Франции, а также последствиях «ялтинского раздела» сфер влияния в Восточной Европе. Американская внешнеполитическая идеоло­гия в эти годы решительным образом перестраивалась в направлении от изоляционизма к глобализму, к представлению о неразрывном единстве судеб всех народов мира и ключевой роли «сверхдержав» в прогрессе человечества. Парадоксальным образом эти идеи оказались созвучны и политическим идеалам коммунистического руководства СССР, при том что сам «мировой прогресс» понимался обеими сторонами совершенно по- разному.

Временное совпадение стратегических целей США и СССР приве­ло к попытке сконструировать новый мировой порядок без разрешения глубоких политико-идеологических противоречий, разделявших «сверх­державы». Двойственной оказалась и сама концепция нового междуна­родного правопорядка. С одной стороны, она изначально провозгласила незыблемость принципа государственного суверенитета, а также сопря­женных с ним принципов суверенного равенства государств, невмеша­тельства во внутренние дела и территориальной целостности госу­дарств. На подобной трактовке суверенитета, как независимости от внешнего влияния и полновластия внутри страны, основывалась и клас­сическая система международного права. В рамках ее международно- правовая ответственность суверенного государства рассматривалась лишь в контексте принципа добросовестности (добросовестного выполнения принятых на себя в порядке договора обязательств). Сам же классичес­кий международный порядок приобретал поэтому устойчивость лишь при равновесии сил ведущих государств и их коалиций. Создание ООН открыло путь для радикальной перестройки этих традиционных правил мировой политики.

Устав ООН, формально не отрицая суверенность каждого государ­ства, ввел несколько новых правовых принципов, существенно противо­речащих идее суверенитета. В первую очередь это касается принципа неприменения силы, в том числе и «угрозы силой», способной нанести ущерб территориальной целостности или политической независимости того или иного государства. Если пакт Бриана-Келлога 1928 г., впервые закрепивший отказ от войны как орудия национальной политики, пред­ставлял собой договорную систему, где каждое государство самостоя­тельно возлагало на себя ответственность, то устав ООН придал прин­ципу неприменения силы императивный, т.е. общеобязательный харак­тер. Основанием для ответственности государства становился не только установленный факт агрессии, но иные действия, которые Совет Безо­пасности мог счесть проявлением агрессии (в 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН уточнила определение агрессии, распространив его на весьма обширный перечень действий). В качестве санкций против госу­дарств-агрессоров устав ООН предусматривал ввод эмбарго и иных экономических санкций, санкционированное Советом Безопасности ис­пользование вооруженных сил группы стран или какой-либо региональной организации.

Характерно, что суверенным государствам вменялась миролюбивая мо­дель поведения независимо от принятия ими соответствующих обязательств или специфики норм внутреннего законодательства. С учетом трагических уроков Второй мировой войны подобный подход казался вполне оправдан­ным. Однако он впервые создавал возможность для ввода международного контроля за правомерностью действий суверенных государств вплоть до использования силовых методов воздействия.

Еще более сложную коллизию создавал ввод в международное право принципа равноправия и самоопределения народов. Следует учесть, что признание права наций на самоопределение на протяжении нескольких столетий являлось важнейшей установкой западного поли­тико-правового сознания. Само понятия «нация» («nation») в западной, точнее англо-франко-голландской, традиции уже с XVII в. использова­лось для обозначения гражданского сообщества, достигшего в сворм развитии уровня «самоопределения», то есть политико-правовой само­организации на договорной основе. Сам переход из «естественно- правового» состояния в гражданское соотносился именно с договор­ным возникновением государства, а потому право нации на создание суверенной государственности считалось таким же неотчуждаемым, как и естественное право человека на свободу. В англоязычной тради­ции понятие «nation» постепенно начало ассоциироваться с «государ­ством» («commonwealth»), в отличие от гражданской «общины» («community»). В дальнейшем, национально-государственная идентич­ность, в отличие от этнической, конфессиональной и культурной, нача­ла рассматривалась в качестве необходимого основания международ­но-правовой субъектности (как утверждал Мадзини, «каждой нации - государство, и только одного государство для целой нации»). Склады­вание в немецко-русской традиции альтернативного представления о народе («volk»), как органическом сообществе, чья идентичность име­ет «вечный» («perennial») характер и основывается на общности исто­рической судьбы, «крови», «почвы» и «духа», не повлияло на класси­ческую теорию международного права.

Концепция ООН впервые легализовала международно-правовую субъек- тность не наций, а народов. Уже в преамбуле к уставу ООН было заявлено, что учредителями новой организации являются «народы объединенных наций». Таким образом, понятие «нация» использовалось именно в значе­нии «государство», тогда как понятие «народ» распространялось на любое сообщество, стремящееся к самоопределению и позиционированию себя в мировом правопорядке. В Декларации о принципах международного права, принятой ООН в 1970 г., эта позиция уточнялась следующим образом: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право». Таким образом, международно-правовая субъектность «народов» начала рассматриваться в качестве предпосылки, а не следствия оформления их государственности. Неизбежно возник и вопрос о праве «самоопределяю­щихся» народов на выход из состава суверенных государственных или субгосударственных образований. В тот период, когда эта проблема касалась преимущественно народов, борющихся за освобождение от колониального господства, коллизия принципа государственного суверенитета и права на­родов на самоопределение не приобретала острого характера. Но потенци­ально она угрожала все новыми вспышками этнического сепаратизма.

Не менее сложные правовые и политические проблемы были порожде­ны переориентацией международно-правового регулирования на защиту прав человека. Принципы уважения прав человека и равноправия людей вне зависимости от их расы, пола, языка и религии были провозглашены в уставе ООН как важный фактор укрепления всеобщего мира и безопаснос­ти. Именно в таком контексте происходило закрепление ряда прав человека и в международном праве конца XIX - начала XX вв. (запрет работорговли, права мирного населения и «комбаташов» в рамках законов и обычаев войны, в том числе режим больных и раненных, правовой статус военноп­ленных и т.п.). Но классическое международное право, регулирующее различные аспекты правового статуса личности, оставалось очень фрагмен­тарным по содержанию и договорным по юридической природе (т.е. бази­ровалось на системе международных договоров, участие в которых для каждого государства было сугубо добровольным). Первые попытки обосно­вать возможность международного вмешательства для защиты прав челове­ка (например, постановка европейскими державами в начале XX в. вопроса о правах христианского населения в Турции и на Ближнем Востоке) пред- , принимались тогда лишь на основе традиционной концепции «дипломати­ческой защиты иностранцев».

Принятие устава ООН в корне изменило взгляд на международно- правовые основы статуса человека. Впервые было недвусмысленно за­явлено, что Объединенные Нации намерены пресечь саму возможность .произвола государства в отношении личности независимо от границ национального суверенитета и специфики внутреннего законодатель­ства. Юридически этот подход был выражен в принципе всеобщего уважения прав и свобод человека, исключающих любую дискримина­цию. С формальной точки зрения, это еще не означало преодоление национального суверенитета. Речь шла об установлении ответственнос­ти государств за соблюдение основных прав человека без закрепления индивидуальной субъектности в системе международного права. Таким образом, правовой статус человека по-прежнему рассматривался только как часть национального правового пространства. Однако необходи­мость конкретизации «основных прав» человека вскоре заставила сде­лать и следующий шаг.

В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую деклара­цию прав человека, где содержался весьма подробный список «демократичес­ких прав и свобод». Объектом международно-правовой защиты стали: право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; «равен­ство людей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политичес­ких или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения»; свобода от рабства и подневольного состояния, пыток и жестокого обращения, от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь; свобода передвижения; свобода мысли, совести и религии, собраний и объединений; свобода убеждений и право на их выражение; право на гражданство и убежище, на участие в управлении страной и равный доступ к государственной службе; право вла­деть имуществом, вступать в брак и основывать семью. Особо оговаривались запрет на посягательство на честь и репутацию человека, право каждого человека на признание своей правосубъектности и на равную, справедливую, открытую судебный защиту, презумпция невиновности. В качестве рекомен­дательных норм Декларация закрепляла ряд социально-экономических прав (право на социальное обеспечение, на труд, на равную оплату за равный труд, На отдых и досуг, на образование и участие в культурной жизни общества, право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния).

Закрепление основных прав и свобод личности в качестве междуна­родно-правового стандарта уже не могло рассматриваться в русле охрани­тельной политики, направленной на обеспечение мира и безопасности. В основу концепции правого статуса личности был положен либерально- демократический подход, основанный на идее естественной правосубъект­ности индивида и ограниченного воздействия на него со г ны общества. Любые иные трактовки правового статуса личности (в тс .еле, и вопло­щенная в советской конституционной доктрине) оказывались противопос­тавлены мнению Объединенных Наций. Тем самым, проблема прав челове­ка преврашалась в основу для потенциальных конфликтов между странами с различными общественными системами, правовыми и культурными тради­циями. Не случайно, что советская делегация воздержалась от Голосования в 1948 г. за утверждение Всеобщей декларации прав человека. Тем не менее в дальнейшем либерально-демократический подход к проблеме прав человека был закреплен во многих резолюциях и конвенциях ООН (в том числе в Пакте об экономических, социальных и культурных правах и Пакте о гражданских и политических правах, принятых в 1966 г.).

Устанавливая основы правосубъектности народов и индивидов вне прямой зависимости от границ государственного суверенитета, концеп­ция ООН радикально изменила представление о самой природе между­народного права. Ранее подобные нормы либо декларировались на меж­дународных конференциях, либо являлись предметом прямых межгосу­дарственных договоров, но в любом случае оставались в исключитель­ной компетенции государства. Теперь же все эти важнейшие проблемы оказывались в сфере прямого воздействия международного права. В 1969 г. Венская конвенция о праве международных договоров впервые официально закрепила понятие императивных норм международного права (jus cogens) - норм, которые «принимаются и признаются между­народным сообществом и отклонение от которых недопустимо». Уста­навливалось, что с возникновением императивной нормы любой проти­воречащий ей межгосударственный договор утрачивает силу. С приняти­ем в 1970 г. Декларации о принципах международного права императив­ный характер был признан за всеми нормами, созданными на основе целей и принципов устава ООН. Это открыло возможность легитимного •вмешательства мирового сообщества во внутренние дела отдельных государств, не только нарушающих принципы миролюбивой политики, но и не придерживающихся международного стандарта прав человека.

 

Итак, складывание нового международно-правового порядка под эгидой ООН впервые в истории человечества создало предпосылки для реализации идеи универсализма - приоритета общечеловеческих цен­ностей и целей исторического развития. Однако борьба «сверхдержав» за лидерство в послевоенном мире, их попытки определить пути прогресса человечества с точки зрения собственной идеологии и национальных инте­ресов. неизбежное усиление центробежных тенденций в мировом сообще­стве, столкнувшемся с гегемонией «сверхдержав», сковали на несколько десятилетий деятельность ООН. Использование императивных норм, в том числе в сфере прав человека, оставалось фактически невозможным. Сама трибуна ООН не раз становилась полем для политической конфронтации и пропаганды. Предельно ограниченными оказались и возможности ООН по проведению миротворческих операций. «Холодная война» расколола мир на проамериканский Запад, просоветский Восток и «третий мир», ищущий свою геополитическую идентичность на путях капиталистической и социа­листической «ориентации». Большая часть военно-политических конфлик­тов приобрела в таких условиях характер блокового противостояния. Лишь в конце 1950-х - начале 1960-х гг., на фоне краха колониальных империй и развертывания национально-освободительного движения, ООН получила возможность более активно влиять на процессы политического и экономи­ческого развития стран Азии и Африки. С распадом же в 1991 г. СССР в истории ООН начался новый период.

Вопрос 5.

 

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН

 

- главный постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Состоит из 15 членов: S постоянных членов Совета (РФ, США, Великобритания, Франция, Китай) и 10 непостоянных членов, избираемых в Совет на двухлетний срок в соответствии с процедурой, предусмотренной в Уставе. Совет наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и других нарушений мира и восстановления международного мира. В соответствии с Уставом СОН только Совет и никакой другой орган или должностное лицо ООН имеет право принимать решения о проведении операций с использованием Вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы, связанные с созданием и использованием Вооруженных сил ООН, в частности, такие, как определение задан и функций вооруженных сил, их состава и численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций, а тж. вопросы руководства операциями и определение порядка их финансирования. Для оказания давления на государство, действия которого создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет может решить и потребовать от кленов ООН применения мер, не связанных с использованием вооруженных сил, например, таких, как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а тж. разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочен предпринимать действия, связанные с использованием воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти действия могут, включать демонстрацию, блокаду, операции вооруженных сил членов ООН и др. Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН, об исключении из членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН, о приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН, если против этого члена он предпринимает действия превентивного или принудительного характера. Совет делает рекомендации Генеральной Ассамблее ООН относительно назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с ней членов Международного Суда ООН и может принять меры для исполнения решения этого Суда, которое то или иное государство отказалось выполнить. Согласно Уставу, Совет может принимать помимо рекомендации юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. Каждый член Совета имеет один голос. Решения по процедурным вопросам принимаются Советом, если за них поданы голоса не менее чем 9 любых его членов. Решения по вопросам существа считаются принятыми, если за них голосовали не менее 9 членов, включая совпадающие голоса всех 5 постоянных членов. Если хотя бы один постоянный член проголосует против, решение считается отклоненным. Основой деятельности Совета и всей ООН является принцип единогласия постоянных членов Совета. Согласно Уставу ООН СБ должен функционировать непрерывно и осуществлять быстрые и эффективные действия от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета обязан постоянно находиться в месте пребывания ООН. За все время существования ООН не было практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывавшего споры и разногласия между государствами, на которые бы не обращалось внимание Совета, причем значительное число их стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности.