Экономический кризис 1929-1933 годов

Вопрос 2.

 

  Наиболее затяжным, глубоким и всеохватывающим стал кризис 1929-1933 гг., от которого наиболее пострадали США и Германия. Так, промышленное производство в США сократилось за эти годы на 46,2%, в Германии – на 40,2%, во Франции – на 30,9%, в Англии – на 16,2%. Кризис захватил все страны мира, причем показатели падения производства в менее развитых странах зачастую были более глубокими, чем у четверки экономических лидеров. Например, индекс промышленного производства в Чехословакии снизился на 40%, в Польше – на 45%, в Югославии – на 50% и т.д. Невиданного размаха достигла безработица. Так, только, по официальным данным, в 32 странах число безработных за три года кризиса (1929-1932) увеличилось с 5,9 млн. до 26,4 млн., происходило массовое разорение фермеров и т.д. Борьба с кризисом, поиски новых методов и форм противодействия ему определили линию политики правительств всех стран. На первых порах антикризисная политика руководствовалась известным либеральным подходом. Однако вскоре стало очевидным, что доктрина «невмешательства» государства в экономическую жизнь, основанная на концепции рыночного саморегулирования, непригодна в современных условиях. Варианты выхода из кризиса. В связи с этим с начала 30-х гг. заметно возрастает активность государства в хозяйственной и социальной сферах, ярко проявляется тенденция к развитию государственно-монополистического капитализма. Однако в различных странах степень вмешательства государства определялась особенностями их исторического развития, уровнем и спецификой социально-экономических и политических отношений. Тем не менее можно условно выделить три главных направления, три варианта, в рамках которых развивался данный феномен. Свое наиболее яркое выражение один из них (либерально-реформистский) получил в антикризисной политике « нового курса « президента Ф. Рузвельта в США; второй (социал-реформистский) – характерен для Скандинавских стран, Франции; третий (тоталитарный) вариант государственного регулирования наиболее полно был использован в Германии. Американский вариант опирался в значительной мере на традиции либеральной экономической доктрины, и потому упор делался на косвенные методы воздействия на хозяйственную и общественную сферы жизни. Проведенные Рузвельтом банковская и финансовая реформы послужили исходным пунктом последующих преобразований. С помощью сильной бюджетной и кредитно-денежной политики государство осуществляло крупные инвестиционные мероприятия, направленные на достижение оптимальных темпов экономического роста; устраняло социальную напряженность, финансируя программы помощи безработным, организуя общественные работы и т.п. Политика государственного финансирования дополнялась комплексом правовых актов, умелым регулированием налоговой системы, протекционистскими мероприятиями и т.п. Несмотря на то, что результаты этого направления ощущались не моментально, а лишь по истечении достаточно длительного срока, он оказался весьма приемлемым в обозримой перспективе. Так, к началу Второй мировой войны США практически полностью оправились от последствий кризиса, впрочем как и Великобритания, так и ряд стран, применивших политику «нового курса». Следует отметить, что это направление избрали страны с более высоким уровнем экономического развития и прочными демократическими традициями. Социал-реформистское направление характеризовалось сочетанием усиления регулирующей роли государства и «социализацией» экономики, т.е. переходом отдельных предприятий и отраслей хозяйства к государству. Так, в 30-е годы в Швеции, Дании, Норвегии значительно вырос государственный сектор в экономике. Социал-демократические правительства этих стран поставили под контроль государства внешнюю торговлю и вывоз капитала, облегчили условия кредитования производства путем снижения ссудного процента, финансировали капитальное строительство, сельскохозяйственное производство и т. д. Эти мероприятия подкреплялись не менее сильной социальной политикой, предусматривавшей существенное улучшение пенсионного обеспечения, создание системы государственного страхования, издание законов по охране материнства и детства, развитие трудового законодательства, наконец, государственное финансирование жилищного строительства. Аналогичные тенденции в государственном регулировании проявились во Франции и Испании после прихода к власти в них левых антифашистских сил. Это направление было характерно для стран, где по разным причинам буржуазия не располагала широкими возможностями социально-экономического маневрирования и в то же время были сильны позиции левых партий. Следует отметить, что этот вариант также не приводил к моментальным положительным результатам. Более того, не во всех странах реформаторам удавалось сохранить оптимальный баланс в мероприятиях, т.е. удовлетворить потребности различных социальных групп граждан, в условиях жестокого кризиса. Это создавало неустойчивость внутриполитической обстановки, лишало реформы последовательности, а иногда и прерывало их, как это случилось в Испании и Франции с победой правых сил. Тем не менее направление государственно-монополистического капитализма оказалось весьма перспективным, ибо сегодня мы имеем фе-номен «шведского социализма» процветающих стран Скандинавии. Наконец, иная картина наблюдалась в странах, применивших тоталитарное направление, как Германия. Следует прежде всего отметить, что либерально-реформистская и социал-реформистская модели основывались на системе рыночных отношений, а тоталитарная по существу максимально их устраняла. Этот принципиально иной хозяйственный механизм, характеризовавшийся сверхцентрализацией, сложился в 30-40-е гг. также в Италии, Японии, Испании (после победы генерала Франко (1892-1975) и некоторых других странах. Все они пытались решить не столько задачу выхода из кризиса, сколько преследовали более дальнюю цель вооруженного передела мира. А точнее – сверхзадача передела мира определяла путь и методы выхода из кризиса. Главной чертой антикризисной политики таким образом становится тотальная милитаризация народного хозяйства. С этой целью фашистские государства широко использовали наряду с косвенными прямые методы вмешательства. Причем последние, как правило, по мере развития государственного вмешательства, становились преобладающими. Достаточно сказать, что в названных странах наблюдается постоянное увеличение государственного сектора в экономике. Помимо предприятий собственно военной промышленности произошло огосударствление сырьевых отраслей, топливно-энергетической базы, транспорта и т.д. Наряду с этим проводилось принудительное картелирование (вхождение отдельных предприятий в состав крупных монопольных объединений, тесно связанных с государством). На этой основе постоянно увеличивалась доля государственного заказа, развивались элементы директивного экономического планирования. В результате такой политики уже через год в Германии исчезла безработица, от которой продолжали страдать страны, избравшие другие модели государственно-монополистического ка-питализма. Показатели экономического роста, особенно в отраслях тяжелой промышленности, резко пошли вверх. Эта модель дала моментальный положительный эффект, выгодно отличающий ее от остальных моделей. Следует отметить и то, что после окончания кризиса 1929-1933 гг. большинство стран, за исключением Германии и Японии, находились в состоянии достаточно продолжительной депрессии, ощущая воздействие возвратных кризисных явлений. И тем не менее, несмотря на великолепные показатели экономического роста, Германия стояла на грани экономической катастрофы: не следует забывать, что в основе ее процветания лежала искусственно раскрученная военная конъюнктура, сворачивание рынка на основе принудительной сверхцентрализации народного хозяйства. Продолжение политики милитаризации национального хозяйства не только не решало проблему восстановления оптимальных, хозяйственных пропорций, расширения внутреннего и внешнего рынка, оздоровления финансовой системы, гармонизации социальных отношений и пр., но напротив, загоняло эти проблемы в тупик. Только развязывание внешней агрессии могло отодвинуть неотвратимую экономическую катастрофу. Поэтому уже с 1935 г. Германия, другие фашизирующиеся страны все более активно втягиваются в военные конфликты и в конечном счете начинают самую широкомасштабную за всю историю человечества Вторую мировую войну. Милитаризация фашистских стран вызвала усиление процесса гонки вооружений в мире. В связи с этим в таких странах, как США, Англия, Франция и другие, проявилась перед войной тенденция к усилению государственно-монополистического капитализма. Однако это не изменило их хозяйственный механизм по типу тоталитарной модели. В период Второй мировой войны, как уже отмечалось, шло быстрое развитие государственно-монополистического капитализма, заметно возросло вмешательство государств в экономическую жизнь. Однако с ее завершением наблюдался обратный процесс, что свидетельствует об экстраординарности данного явления. Подтверждением этого может быть отказ ряда стран от использования государственно-монополистического капитализма с централизованным хозяйственным механизмом и возвращение их к рыночной системе. Ее эффективность подтвердилась наличием довольно длительных периодов быстрого экономического роста в этих странах, получивших название немецкого, японского, итальянского «экономического чуда».
   

Экономический кризис 1929-1933 гг. оказалась мировым. Он нарушила все международные экономические связи, приведя к массовому сокращению промышленного производства, других областей экономики почти всех государств. Началась она в США осенью 1929 г., дальше в Латинской Америке, Западной Европе, других странах Азии и Африки. Первым признаком экономический кризис принят считать резкое падение цен на акции Нью-йоркской биржи 24 октября 1929 г. Если до 1 октября их стоимость составляла почти 90 млрд. долл., то в марте 1933 г. - лишь 19 млрд. долл., снизившись в 5 раз. Кризис охватил прежде всего трудную индустрию.

Выпуск автомобилей, чугуна сократились на 80 %. Все промышленное производство, национальный доход, розничная торговля снизились вдвое, импорт и экспорт - на 75%. За годы Большой депрессии обанкротились 130 тыс. фирм, 19 железнодорожных компаний, 5760 банков. Вследствие этого миллионы граждан, потеряв свое имущество, рабочие места, остались без сохранений, стали безработными, нищими. Таких в 1933 г. насчитывалось свыше 17 млн. Промышленность США была отброшена назад на 17 лет к уровню 1911 г.

Что касается внешней стороны депрессии, то она оказалась в перепроизводстве товаров. Чтобы сдержать падение цен, сократить запасы товаров по всей стране, были употреблены мероприятия по физическому уничтожению их. Сжигали пшеницу, кофе, хлопок, молоко выливали у реки. Внутренняя причина кризиса - отсутствие любого контроля государством за промышленным и сельскохозяйственным производством. Сельское хозяйство США в 1929-1933 гг. понесло тяжелые потери. Около 1 млн. фермеров обанкротились. Из того времени они становились арендаторами на чужой земле. Катастрофа в аграрном секторе США заключалась в том, что цены на пшеницу, кукурузу, хлопок снизились больше чем в 3 раза. Экономический кризис в США углубляла и неуверенными действиями правительства.

Президент Г. К. Гувер, его администрация, руководствуясь старыми догмами, упрямо отказывались от любого вмешательства у дела экономики, частного бизнеса. Вместе с тем в стране было введено "сухой" закон, который якобы должен был повышать покупательную способность американцев, а итак, смягчить действие большой депрессии. Это мероприятие имело противоположное следствие - в США выпивали за год вдвое больше спиртных напитков, чем к принятию "сухого" закона. Гувер оказался решительным противником введения государственной помощи безработным. Свои соображения он обосновывался тем, что такой шаг принизит "стойкость американского характера". Лишь в 1931 г. начали применять в США неуверенные попытки государственного регулирования промышленностью, банками, транспортом, торговыми предприятиями, спасая их от банкротства. Неумелые действия администрации Гувера спровоцировали социальный взрыв - массовые забастовки, "голодные" походи безработных на Вашингтон.

Социальное и экономическое положение страны стало критическим. Правящие круги США в конце концов поняли, что нужна срочная эффективная антикризисная программа, ее осуществил новоизбранный в 1932 p. президент Ф. Д. Рузвельт. Уже в ходе избирательной кампании он пообещал вывести США из экономического кризиса. Его "новый курс" на оздоровление страны был поддержан всеми слоями населения. В плане Рузвельта основное внимание было уделено сфере торговли и кредита. Для того чтобы решить проблему реализации товаров, президент постановил сократить чрезмерное их производство. Одновременно повысили цены на изготовленную промышленную и сельскохозяйственную продукцию. "Новый курс" предусматривал ликвидировать безработицу за счет "полной занятости трудоспособного населения". С помощью займов и государственных субсидий были оздоровлены ослабленные кризисом предприятия.

Впервые в истории США были приняты широкомасштабные акции государственного контроля над экономикой страны, в частности Закон о восстановлении национальной промышленности и Закон о регулировании сельского хозяйства. Соответственно этим документам на наивысшем правительственном уровне происходило обязательное контролирование отраслевых промышленных предприятий, которые соглашались на ограниченный выпуск своей продукции. Все области промышленности было разделено на 17 групп. Они приняли "кодекс честной конкуренции", согласно которому партнеры устанавливали размер производства, цену, делили между собой рынки сбыта, определяли уровень заработной платы рабочим и служащим. В сфере сельского хозяйства "новый курс" был направлен на прекращение процесса разорения мелких фермеров. Кроме того, планировалось повысить цены на сельскохозяйственную продукцию, сократив производство и площади посевов. За временные убытки фермеры США получали от государства соответствующую компенсацию. С помощью этих субсидий они, закупив новейшие сельскохозяйственные машины, на значительно меньших площадях выращивали такие самые урожай зерновых, хлопка.

Администрация Рузвельта решила важную социальную программу. Постепенно 17 миллионов безработных получили работу: на строительстве автострад, мостов, других государственных сооружений. Была введенная минимальная заработная плата, безработным начали выдавать регулярную (стабильную) финансовую помощь. Итак, впервые в мирных условиях государство начало играть важную роль регулятора и координатора жизни страны. Все это и помогло США уже в и 1934 г. преодолеть следствия Большой депрессии.

В Великобритании экономический кризис начался в конце 1929 г. Впервые появились трудности в получении кредитов, все тяжелее проходил процесс реализации промышленной и сельскохозяйственной продукции. Как следствие - на рынках нагромождались непроданные товары, цена на которые резко снизилась. Остановились тысячи предприятий, возрастала безработицу. Хотя в Великобритании Большая депрессия не была такой катастрофической, как в США или других странах, однако ее удар все же был очень ощутимый. В 1932 p. промышленное производство сократилось на 25% сравнительно с 1929 p., чугун - на 53 %, цены на сельскохозяйственную (продукцию снизились на 34%. Упадок хозяйственной жизни Великобритании длился до 1933 г.

Английское правительство своевременно приняло меры, направленных на ликвидацию последствий экономического кризиса. Он всячески поддерживал процесс концентрации производства, установление отраслевых единых цен на товары. Последовательно проводя курс на объединение предпринимателей, государство старалось контролировать выпуск продукции, ее реализацию с помощью принудительных санкций, кредитных привилегий, разного рода гарантий. Уже в 1930 г. в стране действовали монопольные объединения в угольной промышленности, хлопчатобумажной (Лондонская хлопчатобумажная корпорация). Последняя, опираясь на государственные субсидии, скучила 139 предприятий. Проводя оздоровление экономики, правительство отказалось от неконтролируемой политики поощрения иностранных инвестиций. В сентябре 1931 p. ликвидировал золотой стандарт фунта стерлингов. Это мероприятие автоматически повысило конкурентоспособность английских товаров как на мировых, так и на местных рынках. Повысилась пошлина на ввоз иностранных товаров на 10, 331100%.

В 1931 г. изменилась внешнеэкономическая позиция Великобритании в связи с созданием "стерлингового блока" 25 государств, к которому входили английские колонии, доминионы (кроме Канады), страны Скандинавии, Португалия, Голландия, Бразилия, Аргентина и др. Именно они помогли Великобритании ускорить выход из экономического кризиса. Страны "стерлингового блока" сохраняли свои золотые резервы в лондонских банках. Они старались ввезти в Великобританию как можно больше собственных (преимущественно сырьевых и пищевых) товаров. Вместе с тем там закупали высококачественную готовую машинную продукцию. Поскольку во время кризиса цены на сырье снижались значительно быстрее, чем на промышленные изделия, это облегчило выход Великобритании из тяжелого экономического кризиса.

Британская колониальная империя в годы кризиса предоставила метрополии неоценимую помощь. Однако за эту услугу она вынужденная была признать самостоятельность доминионов во внешней и внутренней политике. На 30-начала х лет колониальную систему официально начали именовать Британским сообществом наций. Это сообщество в 1932 p. на конференции в Оттаве (Канада) образовала региональный закрытый таможенный союз. Чтобы вывести метрополию из депрессии, применяли льготные тарифы на экспорт английских товаров в Австралию, Новую Зеландию, Канаду, Южно-Африканский Союз, Индию. Итак, Великобритания отстранила затоваренность промышленной продукцией, ускорив стабилизацию национальной экономики. Английское правительство со своей стороны дал возможность беспошлинный экспортировать из стран "Содружества наций" продукцию добывающих областей и сельского хозяйства. Благодаря этим мероприятиям в конце 1933 - в начале 1934 p. с экономическим кризисом в Великобритании было покончено. Уровень ее промышленного производства достиг довоенного уровня.

Для Германии, как и для США, экономический кризис 1929 -1933 гг. был катастрофой. Достигши с помощью плана Дауеса в промышленном производстве довоенного уровня, страна снова оказалась в глубокой хозяйственной разрухе. Уже в 1932 p. производство сократилось на 50%. Банкротами стали свыше С тыс. мелких производителей. Половина небольших предприятий не работала. Лишь на 25 % были загруженные автомобильная, машиностроительная, на 20 % - строительная, металлургическая области. Одновременно кризис разрушал сельское хозяйство. Разорялись малые и большие фермы, их доходы не достигали и 10 % от уровня 1929 p. В 1928 -1932 гг. было продано из торгов 560 тыс. га крестьянской земли. В стране насчитывалось почти 8 млн. безработных. Назревал социальный взрыв. Германия не имела возможности платить репарации. План Дауеса в этих условиях оказался неэффективным. Встревоженные экономическим и политическим положением Германии, урядь США, Великобритании, Франции и других стран вире» шили предоставить ей помощь. Под руководством американского банкира Юнга был, произведенный новый репарационный план для Германии. Его было утверждено на Гаагской конференции в 1930 г.

Согласно "плану Юнга" предполагалось снижение размеров ежегодных репараций и платежей, отмена всех форм и видов контроля над экономикой и финансами Германии. План дал возможность досрочно прекратить оккупацию Рейнского региона в 1930 гг. Размер ежегодных репарационных платежей из Германии уменьшался сравнительно с планом Дауеса на 20 % и устанавливался на ближайшие 37 лет в сумме 2 млрд. марок.

США, преодолев экономический кризис благодаря "новому курсу" Ф. Д. Рузвельта, в 1936-1937 гг. в промышленном достигли уровня 1929 p. Этот процесс не происходил успешно. Наблюдались этапы спада, застоя и подъем. Тем не менее исправно работал механизм государственного контроля над хозяйством страны, введенный 30-президентом.