Остров Свободы в период Карибского кризиса

Уже в октябре 1961 г. Дж. Кеннеди отдал министерству обороны США распоряжение подготовить секретные планы вторжения на Кубу, в качестве альтернативы – планы воздушной атаки.

С ноября того же года начала разрабатываться операция «Мангуста». На подпись президенту США она была предоставлена под названием «Проект Куба». В детали этого проекта были посвящены только 12 американских высокопоставленных лиц: Р. Кеннеди (министр юстиции), генерал Д. Лендсдейл (разработчик плана), Д. Раск (государственный секретарь), М. Тейлор (специальный советник президента по национальной безопасности), А. Джонсон и Р. Гудвин (сотрудники госдепартамента), Р. Макнамара (министр обороны), Д. Маккоун (директор ЦРУ), Р. Хелмс (один из заместителей последнего), генерал

Л. Лемницер (председатель комитета начальников штабов) и др. Общее руководство было поручено бригадному генералу Эдварду Д. Лендсдейлу, имевшему богатый опыт в осуществлении авантюр подобного рода на Филиппинах и во Вьетнаме.

Проект предусматривал проведение акций по свержению кубинского правительства в четыре этапа: с марта по октябрь 1962 г. Предполагалось внедрение агентов, создание партизанских баз (помимо тех, которые уже были созданы ЦРУ на Кубе), проведение забастовок и диверсионных актов, психологическая война, которая должна была возводить в ранг «священной войны за демократию» любые из этих подрывных действий. В рамках психологической войны первоначально был озвучен такой примитивный по своей сути проект, как массированная пропагандистская обработка кубинцев о возможном втором пришествии Христа и его появлении на Кубе, если жители острова смогут избавиться от Ф. Кастро. Однако Дж. Кеннеди

не одобрил этот план.

Заключительная фаза всей операции должна была завершиться 15 октября 1962 г. военными учениями, предусматривавшими вторжение войск США (20 тыс. моряков и 4 тыс. морских пехотинцев) на расположенный недалеко от Пуэрто-Рико остров Вьекес (в проекте Пентагона несуществующая республика Вьекес) с целью ликвидации «диктатора ОРТСАК» (написанная в обратном порядке фамилия Кастро). Одновременно заброшенные на Кубу агенты вместе с так называемыми «партизанскими» отрядами должны были инспирировать там народное восстание, захватить часть территории, создать временное правительство, а войска США – незамедлительно оказать ему помощь. 19 января 1962 г. на одном из совещаний со Специальной группой, призванной координировать проведение всей операции, Р. Кеннеди заявил: «Не жалеть ни времени, ни денег, ни усилий, ни людских ресурсов. Вчера президент сказал мне, что заключительная глава еще не написана. Надо сделать это, и сделать хорошо[A266] ».

10 апреля Миро Кардона принял президент Дж. Кеннеди. На этой секретной встрече также присутствовали министр юстиции Роберт Кеннеди и Ричард Гудвин. Президент США заявил, что вопрос

об освобождении Кубы «в основном является военным и требует 6 дивизий[A267] ».

Не прекращающиеся на Кубе с начала 60-х годов диверсионные акты особый размах приняли в

1962 г. В первое полугодие их было проведено свыше 5 тыс. Главной мишенью контрреволюционеров являлись хозяйственные объекты плантации сахарного тростника, торговые и рыболовецкие суда, сотрудники управленческих структур в столице и на местах. К 25 июля на остров были заброшены 11 агентурных формирований, однако почти все их главари и участники были задержаны.

Один из четырех проектов, одобренных Дж. Кеннеди и вошедших в «сценарии» операции «Мангуста», имел следующее название: «Осуществлять все возможные виды давления – дипломатическое, экономическое, психологическое и иное – в целях свержения коммунистического режима Кастро, не прибегая к открытому участию армии Соединенных Штатов». Подписанный от имени президента специальным помощником по национальной безопасности М. Банди, он включал применение биологического и химического оружия, сбор разведывательных данных, налеты на нефтеперерабатывающие заводы, подделку денег и продовольственных карточек, максимальную поддержку диверсионных и подрывных групп на Кубе и другие виды враждебных операций. Естественно, что название этого проекта носило, скорее, пропагандистский характер, о чем со всей очевидностью свидетельствует описанная выше заключительная фаза операции «Мангуста».

Несмотря на, казалось бы, достаточно широкое представительство своих агентов на Кубе, ЦРУ и Пентагону явно не хватало достоверных разведывательных данных. Аналитики американских спецслужб связывали это с чрезвычайно эффективной работой органов госбезопасности Кубы после событий на Плайя-Хирон. Такой же комплимент они адресовали и советской внешней разведке. В этой связи США вынуждены были опираться на данные своих беспилотных разведывательных самолетов, регулярно проводивших аэрофотосъемку Кубы, обращаться к разведкам других западных стран на острове и в значительно большей степени к кубинским контрреволюционным организациям, находившимся в Соединенных Штатах, но имевших некоторые источники информации на родине.

Анализируя кубино-американские отношения рассматриваемого периода, необходимо хотя бы в общих чертах коснуться и советско-кубинских отношений, во многом сдерживавших агрессивные устремления Вашингтона. 4 августа и 30 сентября 1961 г. были подписаны соглашения о военных поставках СССР на Кубу в 1961-1964 гг. Они предусматривали отправку на Остров Свободы для его армии самолетов, военно-морских судов, вооружения и боеприпасов. Среди них: артиллерийские орудия различных типов, танки и БТР, самолеты МИГ-15, бомбардировщики Ил-28, вертолеты Ми-4, транспортные самолеты, торпедные катера и противолодочные суда. Вместе с боевой техникой на Кубу командировались военные специалисты.

Ужесточение политики США в отношении Кубы поставило на повестку дня вопрос о более масштабной и действенной помощи для сдерживания потенциального агрессора. Впервые вопрос о размещении на Кубе ракет средней дальности (1100 км.) с ядерными боеголовками рассматривался на заседании Президиума ЦК КПСС 21 мая 1962 г.