В составе независимой Украины 1991—2013

Юго-Восток Украины прославился упорным сопротивлением немецкому наступлению и фашистской оккупации. Одним из ранних героических эпизодов войны стала Одесская оборона 1941 года, в честь которой Одессе впоследствии был присвоен статус города-героя. В Донбассе сопротивлением оккупантам прославилась «Молодая гвардия» и другие партизанские группы. Еще до начала войны на Харьковском танковом заводе был создан Т-34 — лучший танк Второй мировой, который затем производился, в том числе, на эвакуированных на Уралвагонзавод мощностях Харьковского завода. Неудивительно, что жители Юго-Востока, чьи предки внесли столь огромный вклад в Победу, в наше время принимают в штыки попытки реставрации бандеровского фашизма и отвергают навязываемых всей Украине бандеровских «хероев».

Уже во времена Российской империи на территории Новороссии были созданы основы мощной промышленности Донбасса, Харькова и Днепропетровска, построены кораблестроительные предприятия в Николаеве и Херсоне и крупные порты в Одессе и Мариуполе. Близость к морю и портам, а также наличие значительных запасов угля и руды в Донбассе и соседних с ним областях способствовало тому, что в советское время Юго-Восток продолжал укреплять свои позиции как наиболее промышленно-развитый регион Украины. Развитию города Харькова способствовало также то, что в 1919—1934 годах он был столицей Украинской ССР — здесь был построен мощнейший Харьковский тракторный завод, а развитию Запорожья весьма помогло строительство ДнепроГЭС — мощнейшей гидроэлектростанции Днепровского каскада и важнейшего строительного объекта первых пятилеток советской индустриализации на Украине. Ускоренными темпами продолжалось развитие Донбасса — именно здесь, в краю шахтёров и металлургов, зародилось стахановское движение за повышение выработки и производительности труда.

Разрушеннный ДнепроГЭС в годы Великой Отечественной, 1 января 1943 г.

В ходе 1 советской пятилетки 1928—1933 годов Украине уделялось огромное внимание и огромные ресурсы — до 400 из 1500 новых советских промышленных предприятий предполагалось соорудить именно в Украинской ССР (часть строек позднее была свернута или отложена). В результате немецкой оккупации 1941—1944 годов украинская промышленность и инфраструктура сильно пострадали — в частности, дважды была взорвана плотина ДнепроГЭСа — сначала при отступлении советских войск, а затем при отступлении немцев. Значительную часть промышленных предприятий, однако, успели эвакуировать на восток СССР в первые месяцы войны.

В послевоенное время масштабная индустриализация Украины была продолжена. В области энергетики была осуществлена постройка всего Днепровского каскада ГЭС — в том числе построены Днепродзержинская и Каховская ГЭС на Южной Украине. Мощнейшие из ныне действующих украинских АЭС — Запорожская и Южно-Украинская — также были построены на юге УССР. В Днепропетровске были созданы крупнейшие предприятия ракетно-космической отрасли, в Запорожье активно развивалось моторостроение, в Харькове — авиапром, а в Николаеве советское военное кораблестроение достигло одной из вершин своего развития — здесь строились советские авианосцы (авианосные крейсера). Почти вся промышленность и энергетика современной Украины до сих пор основывается на колоссальном советском наследии, значительная часть которого в годы независимости была потеряна или пришла в упадок (как верфи в Николаеве). Преумножить советское наследие за годы независимости Украине не удалось — с 1991 года происходила катастрофическая по своим масштабам деиндустриализация страны.