ВВЕДЕНИЕ

Происхождение и структура политической системы России со значительным удельным весом революционных, социалистических партий малоблагоприятствовало плавному эволюционному развитию России.

2 вопрос.

Отсутствие крупных политических и аграрных реформ в последнее десятилетие 19 века – в первые годы 20 века привело к революционному взрыву января 1905 года.

Николай II вступил на престол в конце 1894 года. Во время его правления усилилась роль императора и его личной канцелярии.

События осени 1905 года

Революция 1905 года заставила царизм вернуться к назревшим социально-политическим преобразованиям. 6 августа 1905 года царизм объявил об учреждении законосовещательной Государственной думы (Булыгинской). Уступка царизма оказалась недостаточной. Булыгинская дума бойкотировалась. В обстановке нарастающей волны революции в январе 1095 года в период всероссийской октябрьской стачки Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года, подготовленный Витте. В нем провозглашались политические свободы слова, печати, уличных шествий, собраний, союзов( право на создание политических партий), отмена сословий.(ТЕСТ)

Дума (парламент) наделялась законодательными правами. К участию в выборах привлекались лишенные избирательных прав по Булыгинскому законопроекту слои населения. Государственный Совет преобразовывался в высшую палату Думы, с правом утверждения законов.

Вывод: Формально Манифест превращал самодержавный государственный строй России в конституционно-монархический.

Были лишены прав выбора: женщины, солдаты, матросы, учащиеся (студенчество), безземельные крестьяне, батраки, инородцы.

3 вопрос.

В ходе революции 1905 -1907 годов возникла первая российская многопартийность(ТЕСТ).

Политически оформилось либеральное движение, его правая консервативное крыло составляла партия «Союз 17 октября», лидеры – Гейден, А.И. Гучков, М.В. Родзянков.

Численность – 65-70 тысяч членов.

Социальный состав – крупная финансовая и промышленная буржуазия, либеральные помещики, состоятельная интеллигенция.

Программа:

1. «Содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ».

2. Модернизация страны.

3. Защита принципа конституционной монархии и единого и неделимого Российского государства.

4. Решение крестьянского вопроса, минуя принудительное отчуждение помещичьих земель; переселение крестьян за Урал; активизация деятельности крестьянского банка.

5. Ограничение права стачек; против введения 8 часового рабочего дня.

Радикальное либеральное крыло составляло конституционно-демокрастическая партия. Лидеры: братья Долгоруковы, Корнилов, Котляковский, Марклаков, П.Н.Милюков, П. Струве.

Численность – 50-55 тысяч.

Социальный состав – интеллигенция, либеральные буржуа и помещики, удельный вес рабочего класса партии не превышал 15%.

Программа:

1. Правовое государство в форме конституционной монархии.

2. Гражданские права. Национальное, сословное и культурное равноправие.

3. Решение аграрного вопроса через принудительное отчуждение части помещичьих земель.

4. Признание права рабочих на стачки и на 8-часовой рабочий день.

4 вопрос.

Препятствием на пути осуществления реформ встал монархическо-дворянский блок

 

Предлагаемое Вашему вниманию учебно-методическое пособие предназначено для быстрой и эффективной подготовки к экзамену по Отечественной истории. Пособие написано на основе государственной программы вступительных экзаменов в ВУЗы и представляет собой краткие планы ответов по темам выпускных экзаменов в школе и вступительных экзаменов в ВУЗы. При этом предполагается, что у учащегося, который будет пользоваться этой книгой, уже есть определенный багаж знаний, поэтому целью ставилось не изложение на страницах пособия всего материала по истории России, а приведение уже имеющегося минимального багажа знаний в систему. Исходя из опыта приема вступительных экзаменов в ВУЗы, можно отметить, что именно умения логично построить свой ответ, структурировать его, использовать из огромного массива информации в учебниках действительно самого основного, как правило, и не хватает учащимся при сдаче экзамена.

Восполнить этот пробел, помочь отобрать самые необходимые факты по данной теме, правильно построить свой ответ - таково главное назначение этого пособия.

При этом его могут использовать для подготовки к сдаче экзамена не только школьники, но и студенты. С этой целью материал несколько расширен и дополнен краткими историографическими обзорами по многим ключевым проблемам Отечественной истории (например: по темам «Возникновение государства у восточных славян», «Феодальная война 1433-53г.г.», соотношение понятий «объединение» и «централизация», причины закрепощения крестьян и др.). Кроме того, в пособии приводятся вопросы (и ответы на них), которые чаще всего задаются на экзамене и вызывают наибольшие затруднения.

Пособие может быть использовано и преподавателями отечественной истории в средних школах и школах с гуманитарным уклоном для подготовки лекций.


 

Глава I. История Руси периода феодализма (IX-XVI вв.)