ТЕМА № 6: Российский абсолютизм XVIII века.

Цель занятия:Познакомить слушателей с социально-политическими, экономическими и культурными изменениями, происшедшими с мировым сообществом в эпоху Нового времени. Объяснить, почему XVIII век связан с терминами «модернизация» и «просвещение». Дать оценку преобразовательской деятельности Петра I и Екатерины II. Обозначить особенности российского абсолютизма и первые шаги к либерализации режима власти.

Задачи:Дать характеристику «Веку просвещения» и состоянию европейской цивилизации в XVIII веке. Рассмотреть ход преобразований российского общества при Петре I и Екатерине II по пути «европеизации» - преодоления социально-экономической, научно-технической и культурной отсталости от передовых стран мира, подвести их итоги. Обратить внимание на особенности оформления в России режима абсолютной монархии, на обстоятельства превращения Московского государства в империю с новой столицей. Познакомить слушателей с деятельностью правителей «эпохи дворцовых переворотов» и первыми попытками либерализации режима власти в конце рассматриваемого периода истории.

 

Студент должен знать:

1. до изучения темы:

- общеобразовательный набор предметной терминологии;

- начальные приёмы анализа исторической информации;

- общие представления о содержании понятий «абсолютизм», «модернизация»,

«европеизация» и «дворцовый переворот»;

-основные события отечественной и зарубежной истории, их хронологические рамки и

особенности, имёна и результаты деятельности наиболее значимых личностей в

рассматриваемый исторический период;

2. после изучения темы:

- значение понятий «Век просвещения» и «Просвещённый абсолютизм»;

- преобразовательные заслуги Петра Великого и Екатерины Великой, перед Отечеством,

издержки проведённой ими европеизации России;

- особенности российского абсолютизма; дату и обстоятельства превращения

Российского царства в империю;

- территориальные приобретения и международное положение Российского государства

в XVIII веке;

- общую характеристику и действующих лиц «эпохи дворцовых переворотов»;

- объективную оценку первых попыток либерализации российского общества при

правлении Павла I.

Студент должен уметь:

- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;

- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные

исторической наукой методы и принципы исследования информации;

- владеть навыками работы с историческими источниками;

- доказать необходимость радикальных политико-экономических и социокультурных

реформ в России XYIII в.;

- вести дискуссию по проблеме генезиса и эволюции российского самодержавия;

- находить общее и особенное в усвоении Российской цивилизацией тенденций

мирового развития, объективно оценивать реформационные процессы.

 

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения

материала предшествовавшей лекции вузовского курса;

- заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по пятой теме

учебной программы, организация их обсуждения в группах.

2. Беседа по теме занятияс освещением следующих вопросов:

 

1. XVIII век в европейской и мировой истории. Цивилизационные сдвиги в эпоху Нового времени.

2. Реформы Петра Великого и становление абсолютистской монархии.

3. «Дворцовые перевороты» и наследие Петра I в XYIII веке.

4. Россия в эпоху просвещённого абсолютизма Екатерины II и самодержавия

Павла I.

 

 

3. Практическая работа:

- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по

пройденному материалу:

1. Назовите цивилизационные сдвиги, которые произошли в мировой истории в Новое время? Какие процессы подразумеваются под термином «модернизация» общественно-политической жизни?

2. Почему XVIII век получил название «Века Просвещения»?

3. Докажите необходимость радикальных политико-экономических и социокультурных реформ для России XYIII века;

4. Составьте таблицы основных мероприятий, проведённых Петром I и Екатериной II в целях европеизации России;

5. Что означает «прорубание окна в Европу»? Когда это событие имело место?

6. В чём заключались особенности российского абсолютизма при Петре I и Екатерине II ?

7. Какие недостатки отмечают историки в преобразовательской деятельности этих двух Великих государей Российской империи?

8. Когда в России окончательно утвердилась система крепостного права?

9. Воспроизведите хронологию последовательности дворцовых переворотов в период с 1725 по 1762 гг. Составьте таблицу основных деяний династии Романовых в эти годы;

10. Какие кардинальные изменения во внутренней и внешней политике были начаты

Павлом I? Объясните, почему его называют историки «Русским Гамлетом» и

«Последним рыцарем Европы»?

11. Какие мероприятия правительств Павла I можно оценить как начало либерализма

и демократии в России?

12. Составьте сводку территориальных приобретений Российской империи в XVIII

веке. Когда состоялось превращение царства в империю и при каких обстоятельствах?

 

 

- Продолжить составление словаря понятий и определений, относящихся к

исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов.

 

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

4.1. Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы. Как оценить петровскую перестройку? Что это – исторический подвиг народа или меры, которые обрекли страну на разорение? Чтобы ответить на этот вопрос, заполните таблицу «Оценка реформ Петра I»:

 

Цель реформ  
Инструмент проведения реформ  
Идея общественного устройства  
Путь преобразований  
Результат реформ  

 

ОТВЕТ: Оценка реформаторской деятельности Петра I далеко не однозначна. Это был яркий пример реформ «сверху»: а) сделан огромный вклад в превращение России в империю с мощной армией и флотом, но уничтожение ростков сословно-представительной демократии превратило государственный режим в абсолютистскую монархию, в форму близкую к восточной деспотии; б) создание промышленного производства способствовало гигантскому скачку производительных сил, однако форсированное строительство буржуазного общества осуществлялось насильственными методами, путём крайнего истощения народных сил, применения грубых форм феодальной эксплуатации податного населения, Произошло огосударствление экономики и дальнейшее усиление крепостничества; в) проводимые реформы в области культуры привели к механическому перенесению культурных стереотипов Запада на русскую почву , что способствовало появлению тенденции подавления национальной культуры.

4.2.Прочитайте отрывок из объявлений в газетах 70-80-х гг. XVIII в.: «В 6 части 4 квартала под № 352 продаётся мужской и женский хороший парикмахер, ростом выше среднего и недурной фигуры, годный в камердинеры. Официанты и лакей, 27, а жена его 24 лет прачка и швея с дочерью по 3 году, оба хорошего поведения. Последняя цена 1000 руб.» Ответьте на вопросы:

1. О какой категории населения идёт речь в объявлениях?

2. На какой стадии развития в России находилось крепостничество в данный период?

3. Назовите мероприятия, которые проводила Екатерина II по решению крестьянского

вопроса в Российской империи.

4. Каковы были последствия дальнейшего ужесточения крепостного права? Как оно

сочеталось с развитием капиталистических отношений в экономике страны?

Рекомендуемая литература:

Основная:

-Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.:

Юрайт, 2010.

- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом

«Дашков и К», 2010.

- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:

«Высшая школа», 2009.

- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.

Дополнительная:

- Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.:

ЭКСМО, 2006.

- Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов,

В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.

- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:

«Университет», 2008.

 

Методические указания подготовлены доцентом кафедры гуманитарных наук КГМА,

к.и.н. Евсеенко В.И.

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры, протокол №___ от «_______»________________2011 г.

 

Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра гуманитарных наук

Методические указания для студентов1 курса

Специальности: «Лечебное дело»

к семинарскому занятию

по дисциплине «История Отечества»