ТЕМА № 4: Московское государство XIV – XVI века.

Цель занятия:Дать характеристику периоду Классического Средневековья в мировой истории, определить его значение в движении человеческого сообщества к прогрессу. Представить Русь как зону столкновения экспансивных планов западных и восточных стран.Показать роль славянских народов в конфликте интересов цивилизаций Запада и Востока. Обратить внимание на попытки Владимиро-Суздальских князей возродить единство Руси, на причины возвышения Москвы как собирательницы русских земель и на разные оценки роли монголо-татарского фактора в становлении российской цивилизации. Подвести итог объединительной политики Великого князя Ивана III. Сравнить два периода: реформ и реакции в правлении Ивана IV Грозного.

 

Задачи: Ввести обучаемых в круг проблем, которые решались человечеством в период формирования средневекового общества, приобщить их к реальности существования в мире многообразия культур и цивилизаций и осознанию необходимости соблюдения толерантности в межнациональных и религиозных отношениях. Показать выдающуюся роль Руси, как заслона от нашествия с востока кочевников, в формировании облика Европы своего времени. Представить монголо-татарское иго как фактор, обусловивший отставание российской цивилизации от западноевропейской в буржуазном развитии. Рассмотреть условия и обстоятельства складывания на российских землях второй субцивилизации – Московской Руси, прекращения правления династии Рюриковичей.

 

Студент должен знать:

1. до изучения темы:

- общеобразовательный набор предметной терминологии;

- начальные приёмы анализа исторической информации;

-основные события отечественной и зарубежной истории, их хронологические рамки и

особенности, имёна и результаты деятельности наиболее значимых личностей в

рассматриваемый исторический период;

2. после изучения темы:

- причины перехода от феодальной раздробленности к централизованным государствам и

особенности формирования новой политической структуры в странах Западной

Европы в эпоху классического Средневековья;

- события монгольской экспансии на Запад и проблематику дискуссии о роли ордынского

нашествия в становлении Русского государства;

- обстоятельства борьбы русских земель против вторжения агрессоров с Запада и

Востока, объединения Литвы и Западной Руси и развития взаимоотношений между

Великим княжеством Литовским и Московской Русью;

- условия появления теории «Москва – III Рим» и этапы образования централизованного

Московского государства;

- цель и последствия проведения Иваном Грозным опричной политики как пути от

сословно-представительной монархии к самодержавию;

- основные события внешней политики Российского государства в XVI веке;

- имя последнего правителя из династии Рюриковичей.

Студент должен уметь:

- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;

- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные

исторической наукой методы и принципы исследования информации;

- владеть навыками работы с историческими источниками;

- с научных позиций отстаивать свою точку зрения в полемике о феодализме как явлении

всемирной истории и о значении для развития российской цивилизации монголо-

татарского ига;

- оперировать убедительными фактами при объяснении причин присвоения Ивану III

титула «Великого»;

- прослеживать отражение теории «Москва- Третий Рим» на внешней политике русского

государства;

- профессионально комментировать содержание памятников русского права;

- разбираться в объективности оценок опричнины и в эволюции взаимоотношений

церкви и государства на разных этапах истории;

- сопоставлять западные и российские монархические режимы, объяснять причины их

отличий.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения

материала предшествовавшей лекции вузовского курса;

- заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по третьей теме

учебной программы, организация их обсуждения в группах.

2. Беседа по теме занятияс освещением следующих вопросов:

1. Средневековые государства Европы и Азии в XIII- XV веках.

Русь между Востоком и Западом в период феодальной раздробленности.

2. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

3. Образование централизованного Московского государства.

4. Московское царство при Иване Грозном.

 

3. Практическая работа:

- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по

пройденному материалу:

1. Дайте характеристику Средневековому периоду в мировой истории, определите

его значение в движении человечества к прогрессу.

2. Расшифруйте значение термина «феодализм». Что вы знаете о дискуссиях учёных

по поводу причин, путей складывания феодальных производственных отношений

и их социальной оценки.

3. Составьте словарь (глоссарий) основных понятий и определений, относящихся к

характерным признакам и особенностям феодального общества.

4. Какие социально-политические изменения происходили в русских землях в XIII-

XV вв.? С какими агрессиями пришлось столкнуться Древнерусскому государству

в этот период? Оцените результаты одержанных побед и понесённых поражений.

5. Что такое монголо-татарское иго? Как долго оно длилось? Какие последствия оно

имело для цивилизационного развития русского общества?

6. Составьте таблицу разных оценок положительных и отрицательных итогов

взаимоотношений Древней Руси с Великой Степью.

7. Назовите причины, способствовавшие превращению г. Москвы в собирательницу

русских земель, в столицу новой российской субцивилизации.

8. Когда было завершено формирование централизованного государства

«Московская Русь»? Почему Иван III заслужил в истории титул «Великий»?

9. Кому приписывается авторство в выдвижении идеи «Москва-Третий Рим»?

10. Проанализируйте сущность и итоги реформаторской деятельности Ивана IV в

первой половине XVI века. Каковы его внешнеполитические заслуги в этот период?

11. Дайте оценку опричной политике, определите причины её проведения Иваном

Грозным и последствия для развития российской цивилизации.

12. Кто из потомков Ивана Грозного завершил правление на Руси династии

Рюриковичей? Сколько лет оно длилось?

 

- Продолжить составление словаря понятий и определений, относящихся к

исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов.

 

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

 

4.1. Первый письменный свод светских законов древнерусского феодального государства назывался:

1) Великая хартия вольностей; 2) Повесть временных лет; 3) Русская Правда;

4) Соборное уложение.

ОТВЕТ: Русская Правда

 

- Найти в Хрестоматии, указанной в списке рекомендованной литературы, текст документа (стр. 45) и ответить на вопросы: Что нашло отражение в этом законодательстве? Когда оно появилось? Какие категории населения упоминаются в нём?

Раскрыть их роль и значение в социально-экономическом развитии Киевской Руси.

ОТВЕТ: Речь идёт о таких социальных группах населения как: люди, смерды, закупы, рядовичи, холопы, ремесленники, купцы, княжеские мужи, дружинники, бояре, князья.

- Каким юридическим документом руководствовались жители Московской Руси с 1497

года? О каком «Юрьевом дне» там шла речь?

4.2. Найдите соответствие между событиями и датами:

1) Куликовская битва; 2) Невская битва; 3) Ледовое побоище; 4) Грюнвальдская битва

А) 1410 г. Б) 1242 г.; В) 1380 г.; Г) 1240 г.

 

ОТВЕТ: 1 – В; 2 – Г; 3 – Б; 4 – А.

 

4.3. Познакомьтесь с пассионарной теорией Л.Н. Гумилёва, в которой говорится, что «…именно Московское княжество привлекало множество пассионарных (обладающих тягой к действию) людей: татар, литовцев, русичей, половцев – всех, кто хотел иметь уверенность в завтрашнем дне и общественное положение, сообразное своим заслугам. Всех этих пришельцев Москва сумела использовать, применяясь к их наклонностям, и объединить единой православной верой… При Иване Калите получил своё окончательное воплощение новый принцип строительства государства – принцип этнической терпимости. В отличие от Литвы, где предпочтение отдавалось католикам, в отличие от Орды, где после переворота Узбека стали преобладать мусульмане, в Москве подбор служилых людей осуществлялся исключительно по деловым качествам… Силой, связующей всех «новоходников» в Москву, стала православная вера. Ведь обязательным условием поступления на московскую службу было добровольное крещение».

 

- Ответьте на вопросы:

1. Какие причины возвышения Москвы выделяет Л.Н. Гумилёв?

2. Согласны ли вы с этим?

3. Проанализируйте текст и составьте список всех известных вам факторов и

предпосылок, которые способствовали превращению Москвы в новый центр собирания

русских земель.

 

ОТВЕТ: К причинам возвышения Московского княжества принято относить: личностные качества первых московских князей, их политическую ловкость и хозяйственность; выгодное срединное географическое положение на перекрёстке путей торговли хлебом, давшее приток населения, торговые и политические преимущества; поддержка со стороны церкви и перенос резиденции митрополита из Владимира в Москву; содействие Орды при выдаче ярлыков на великое княжение и предоставлении права сбора дани со всей русской территории.

 

4.4. Выявить разницу в предпосылках, обеспечивших переход от феодальной раздробленности к централизованным государствам в Западной Европе и Московской Руси в XIV – XV вв. Составить сравнительные таблицы по предлагаемой форме:

 

Экономические предпосылки Политические предпосылки Социальные предпосылки Духовные предпосылки
       

 

ОТВЕТ: В Западной Европе:

- вытеснение натурального хозяйства товарно-денежными отношениями;

- развитие экономических связей между разными частями страны;

- рост количества городов и численности городского населения, в частности

ремесленников и купцов, заинтересованных в прекращении междоусобных войн;

- поддержка королей большинством мелких феодалов, которые рассчитывали найти в

сильной центральной власти защиту от своеволия сеньоров, стремились укрепить свои

права на владения;

- единство этнического происхождения объединяемого народа, обусловившее

мононациональный характер возникавших государств;

- принадлежность населения западной части континента к общей христианской

католической культуре.

 

В русских землях:

- развитие феодального землевладения, стремление бояр приобретать вотчины за

пределами своих княжеств;

- укрепление на Руси власти и лидерства московских князей;

- наличие общей официальной религии – православия во всех русских землях;

- необходимость освобождения от ордынского ига.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

-Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.:

Юрайт, 2010.

- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом

«Дашков и К», 2010.

- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:

«Высшая школа», 2009.

- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.

Дополнительная:

- Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.:

ЭКСМО, 2006.

- Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов,

В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.

- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:

«Университет», 2008.

 

Методические указания подготовлены доцентом кафедры гуманитарных наук КГМА,

к.и.н. Евсеенко В.И.

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры, протокол №___ от «_______»________________2011 г.

 

Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра гуманитарных наук

Методические указания для студентов1 курса

Специальности: «Лечебное дело»

к семинарскому занятию

по дисциплине «История Отечества»