Перечень практических заданий
Перечень практических заданий
Перечень практических заданий
1. Перечислите изменения, происходящие с животными в процессе одомашнивания.
Изменения | Характер изменений | Примеры |
Поведение | ||
Продуктивные качества | ||
Масть и окраска | ||
Вес тела | ||
Размер, форма и пропорции тела | ||
Кожа | ||
Уши | ||
Хвост | ||
Череп и головной мозг | ||
Скелет | ||
Зубная система | ||
Рога | ||
Жировые отложения | ||
Внутренние органы | ||
Воспроизводительные качества |
2. Опишите основные направления продуктивности разных видов животных.
Вид | Направления продуктивности | Породы |
3. Опишите основные породы лошадей (по результатам выводки).
Порода | Направление продуктивности | Цель, место и время создания |
Практическое занятие № 4 «Состояние животноводства в разные социально-экономические эпохи». Модульные единицы 4 «Развитие зоотехнической науки при первобытнообщинном строе», 5 «Развитие зоотехнической науки при рабовладельческом строе», 6 «Развитие зоотехнической науки при феодализме», 7 «Развитие зоотехнической науки при капитализме», 8 «Развитие зоотехнической науки в советский период».
Цель семинара. Определить, какие элементы зоотехнического знания были сформированы в разные социально-экономические периоды.
1. Опишите достижения животноводства и элементы зоотехнического знания в разные социально-экономические эпохи.
Социально-экономическая эпоха | Элементы зоотехнического знания | Раздел зоотехнии | Отрасль животноводства |
Первобытнообщинный строй | |||
Рабовладельческий строй | |||
Феодальный строй | |||
Капиталистический строй | |||
Советский период |
- Опишите основные экспозиции Музея коневодства, иллюстрирующие развитие коневодства в феодальный период (арабская, ахалтекинская породы лошадей, рыцарские лошади).
- Опишите основные экспозиции Музея коневодства, иллюстрирующие развитие коневодства в феодальный период (создание английской чистокровной породы лошадей, создание орловского рысака).
Название экспозиции | Содержание |
Практическое занятие № 5 «Вклад зарубежных, русских и советских ученых в развитие зоотехнии». Модульная единица 11. «Истоки русской сельскохозяйственной науки». Модульная единица 12. «Основоположники русской зоотехнии». Модульная единица 13. «Вклад советских ученых в развитие зоотехнической науки»
Цель семинара. Описать, в развитие каких понятий в различных разделах зоотехнии внесли вклад зарубежные, русские и советские ученые.
1. Охарактеризуйте экспозиции музея животноводства, связанные с развитием разделов общей и частной зоотехнии и вкладом в это развитие отдельных ученых.
Название экспозиции | Содержание |
2. Охарактеризуйте экспозиции музея истории университета, связанные с развитием разделов общей и частной зоотехнии, формированием кафедр университета и вкладом в это развитие отдельных ученых.
Название экспозиции | Содержание |
3. Опишите вклад зарубежных ученых в развитие зоотехнии.
Раздел зоотехнии | Фамилия, имя и отчество | Вклад |
- Опишите вклад российских ученых в развитие зоотехнии.
Раздел зоотехнии | Фамилия, имя и отчество | Вклад |
Глоссарий
Домашние животные - ими считают выведенных человеком полезных ему животных, которые несут на себе печать человеческого труда, находятся в тесной зависимости от условий хозяйства и способны в этих условиях размножаться и подвергаться из поколения в поколение искусственному отбору и подбору.
Доместикационные изменения — изменения, возникающие в процессе одомашнивания (доместикации). Причинами этих изменений является искусственный отбор.
Животноводство — это та отрасль сельского хозяйства, с помощью которой растительные продукты и многочисленные отходы растениеводства, непосредственно не используемые человеком, превращаются в ценные продукты питания и сырье.
Зоогигиена, гигиена животных— раздел общей зоотехнии, наука, изучающая влияние условий содержания животных на их здоровье и продуктивность. Зоогигиенические мероприятия, основанные на наблюдениях и опыте, проводились в Древнем Египте, Китае, Индии, Греции и Риме. Дальнейшее развитие зоогигиена связано с капитализацией сельского хозяйства, начавшейся в Англии на рубеже 15—16 вв. Во 2-й половине 18 в. вопросы зоогигиена находят отражение в ряде русских экономических изданий и в отдельных работах по сельскому хозяйству А. Т. Болотова, М. И. Ливанова, Г. И. Кутепова, В. И. Всеволодова и др. В начале 20 в. научные исследования по зоогигиене были обобщены в работе немецкого учёного М. Климмера «Ветеринарная гигиена» (1908).
Зоотехния — наука о производстве продуктов животноводства путем разведения, кормления и использования домашних животных. Является теоретической основой животноводства.
Кормление сельскохозяйственных животных — раздел зоотехнии, разрабатывающий научные основы, методы и приёмы рационального кормления сельскохозяйственных животных, обеспечивающие их нормальный рост, развитие, высокую продуктивность, а также совершенствование существующих и создание новых пород. К главным проблемам науки о кормлении сельскохозяйственных животных относятся: изучение потребности животных в питательных веществах, определение питательной ценности кормов, установление норм кормления, составление кормовых рационов, разработка правильной техники и организации кормления.
Общая зоотехния — часть зоотехнической науки. Ее задача — изучение и разработка общих принципов и методов воздействия человека на животный организм на основе познания биологических и хозяйственных особенностей, свойственных домашним животным всех основных видов и пород. Состоит из разделов: кормление, разведение, зоогигиена.
Общественные формации — основные типы производственных отношений:
Порода — целостная, консолидированная (устойчивая) группа с.-х. животных одного вида (крупный рогатый скот, лошади, овцы, свиньи и др.), общего происхождения, имеющих сходные экстерьерно-конституциональные и хозяйственно-полезные признаки, передающиеся по наследству, а также предъявляющих сходные требования к условиям жизни. Порода включает обычно большое число животных (по Д. А. Кисловскому, до 5 тыс. племенных маток), т.к. только при этом условии возможны творческие отбор и подбор внутри породы, направленные на дальнейшее её совершенствование. Порода состоит из наследственно не тождественных особей, но генетически разнородные типы в её пределах — зональные типы (отродья), производственные типы (например, густой и облегчённый типы орловского рысака и т.п.), мужские линии, маточные семейства — приведены в систему, благодаря чему Порода имеет сложную структуру, дающую простор творчеству при чистопородном разведении животных.
Предки — виды, от которых произошел тот или иной вид домашних животных.
Прирученные животные, взятые из природы человеком для той или иной цели, не испытавшие на себе длительного – на протяжении многих поколений – воздействия со стороны человека. Труд, затраченный на приручение, ограничивается лишь данной особью и не распространяется на предшествующие поколения.
Разведение сельскохозяйственных животных — наука о качественном совершенствовании существующих и выведении новых пород и высокопродуктивных пользовательных стад; раздел зоотехнии. Разрабатывает теоретические основы и практические приёмы племенной работы в животноводстве, главными элементами которой являются отбор лучших животных, основанный на оценке их (а также их предков и потомства) по комплексу признаков (конституции, экстерьеру, продуктивности и др.), обоснованный подбор родительских пар и правильное (в оптимальных условиях кормления и содержания) выращивание молодняка. При разведении человек имеет дело не только с отдельными животными, но и с целостными, упорядоченными племенными работой группами — породами животных, стадами, зональными типами. Поэтому в задачу разведения входит разработка приёмов управления эволюцией пород на основе глубокого познания биологии животных, в частности генетических процессов, свойственных целым породам и популяциям (стадам).
Родичи — виды, в настоящее время существующие в природе, и относящиеся к тому же роду, что и вид домашнего животного.
Сельскохозяйственное образование— система подготовки специалистов высшей и средней квалификации и квалифицированных рабочих, а также научных и педагогических кадров для сельского хозяйства.
Сельскохозяйственные животные - группа домашних животных, имеющих непосредственное отношение к сельскохозяйственному производству.
строй первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический (советский период). Каждому общественному строю соответствует определенный уровень развития животноводства и зоотехнической науки.
Центры одомашнивания — предположительные очаги происхождения домашних животных.
Частная зоотехния — часть зоотехнической науки. Ее задача состоит в том, чтобы изучать и разрабатывать теорию и практические приемы ведения и технологии различных отраслей животноводства с учетом специфики сельскохозяйственных животных отдельных видов и пород и применительно к конкретным условиям производства продукции.
Итоговый тест
1. В каких центрах происходило одомашнивание крупного рогатого скота:
А) Центральная и Южная Азия
Б) Северная Америка
В) Европа
Г) Африка
Д) Австралия
Е) Индия, Китай