ТЕМА № 2: Введение в Отечественную историю. Восточные славяне.
Цель занятия: Представить источниковедение и историографию как вспомогательные научные дисциплины, определить их роль в изучении истории, функции и направления развития. Познакомить слушателей с современной классификацией исторических источников, со способами и формами получения, анализа и сохранения исторической информации, с источниками и историографией истории России. Оценить вклад в историческую науку выдающихся зарубежных и отечественных учёных. Рассмотреть раннюю историю восточных славян в догосударственный период.
Задачи: Дать слушателям семинара систематизированные знания о различных подходах к изучению прошлого человечества и составлению периодизации всемирной и отечественной истории; познакомить их с биографиями выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории и их заслугами в становлении истории как науки;
способствовать овладению будущими специалистами навыками работы с историческими источниками. Представить доказательную базу славянского происхождения русского народа.
Студент должен знать:
1. до изучения темы:
- общеобразовательный набор предметной терминологии;
- начальные приёмы анализа исторической информации;
- основные этапы развития зарубежной и отечественной историографии, имена
известных деятелей исторической науки;
2. после изучения темы:
- содержание вспомогательных научных дисциплин источниковедения и историографии,
их роль в изучении истории, функции и направления развития;
- современную классификацию исторических источников, способы и формы получения,
анализа и сохранения исторической информации;
- основные этапы становления и развития исторической науки и заслуги в этом процессе
выдающихся зарубежных и российских учёных-обществоведов;
- различные подходы к изучению прошлого человечества и оценке периодизации
всемирной и отечественной истории;
- подробности генезиса и быта восточных славян в ранний, догосударственный период их
истории.
Студент должен уметь:
- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;
- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные
исторической наукой методы и принципы исследования информации;
- владеть навыками работы с историческими источниками;
- аргументировано применять полученные знания в публичных выступлениях и
дискуссиях.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль:
- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения
материала предшествовавшей лекции вузовского курса;
- заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по первой теме
учебной программы, организация их обсуждения в группах.
2. Беседа по теме занятияс освещением следующих вопросов:
1. Источниковедение как вспомогательная научная дисциплина. Понятие и классификация исторических источников. Способы и формы получения,
анализа и сохранения исторической информации.
2. Историография как отрасль исторической науки. Концептуальные модели и
основные направления изучения мировой истории в прошлом и настоящем.
3. Источники и историография истории России. Биографии классиков Отечественной
истории.
4. Начало истории восточных славян в догосударственный период.
3. Практическая работа:
- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по
пройденному материалу:
1. Дайте определение источниковедению и историографии как вспомогательным
историческим дисциплинам. Уточните их задачи.
2. Какие группы исторических источников представлены в современной научной
классификации?
3. Что вы знаете о способах и формах получения, анализа и сохранения исторической
информации?
4. Какие основные направления зарубежной историографии вы могли бы отметить на
разных этапах развития человеческого сообщества? Когда в Европе история
превратилась в научную дисциплину?
5. Назовите выдающихся представителей зарубежной исторической науки, укажите
их научные достижения.
6. Как развивалась историография отечественной истории? Кто считается её
основателем?
7. Какой вклад внесли в мировую историческую науку российские учёные? Труды
каких историков составляют славу отечественной историографии?
8. Что вы знаете о жизни, быте и верованиях восточных славян в догосударственный
период?
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:
4.1.Использование Кейс-метода в работе с историческим источником – отрывком из «Стратегикона», произведения византийского императора Маврикия Стратега о славянах и антах ( VI век):
- Составить описание жизни и быта восточных славян в период раннего средневековья с заполнением таблицы выбранными сведениями о природных условиях, занятиях, быте, культуре, отношениях с соседями.
Примерный сценарий проведения интерактивного занятия:
- Учебная группа разбивается на звенья по 2 человека за столом;
- Каждому звену выдаётся рабочий текст – отрывок из исторического источника «Стратегикона» VI века, а также таблица для заполнения:
«… Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, [при переходе их] из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземцев, последний потерпел [какой-либо] ущерб, принимающий его ранее начинает войну
[против виновного], считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая [срок рабства] определённым временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там [где они находятся] на положении свободных и друзей?
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.
Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у непроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним не владеют и ведут жизнь бродячую…»
Таблица:
Природные условия | Занятия | Быт | Отношения с соседями | Культура |
- На прочтение текста и выбор материала для заполнения разделов таблицы выделяются 30 минут практического занятия, после чего выполненные в письменном виде задания сдаются преподавателю на проверку;
- Студентам предлагается сличение полученных результатов с тематическим текстом учебного пособия, чтобы убедиться в справедливости оценок публично выставляемых преподавателем за работу каждого звена.
4.2. Соотнесите название исторического труда с его автором:
1) «История государства Российского» А) С.М. Соловьёв
2) «История России с древнейших времён» Б) В.О. Ключевский
3) «Курс русской истории» В) В.Н. Татищев
4) «История Российская с самых древнейших времён» Г) Н.М. Карамзин
ОТВЕТ: 1-Г; 2-А; 3-Б; 4-В.
4.3.Большое влияние на развитие исторической науки в России в 30-40-е гг. ХХ в. оказали дискуссии между:
1) марксистами и эсерами; 2) кадетами и октябристами; 3) западниками и славянофилами; 4) революционными и либеральными народниками.
ОТВЕТ : между западниками и славянофилами.
- Объяснить какие общественно-политические взгляды разделяли эти представители либерального дворянства и сторонниками каких теоретических направлений развития исторической науки они являлись?
ОТВЕТ: западники – сторонники всемирно-исторического направления;
славянофилы – приверженцы локально-исторического направления.
4.4. Историк М.Н. Покровский являлся основоположником:
1) советской исторической науки; 2) норманнской теории;
2) теологического подхода; 4) географического детерминизма.
ОТВЕТ: советской исторической науки.
- Пользуясь Википедией через интернет, познакомиться с биографией, политическими взглядами и научной деятельностью этого историка.
Рекомендуемая литература:
Основная:
-Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.:
Юрайт, 2010.
- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом
«Дашков и К», 2010.
- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:
«Высшая школа», 2009.
- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.
- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для
подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.
- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для
изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.
Дополнительная:
- Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.:
ЭКСМО, 2006.
- Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов,
В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.
- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:
«Университет», 2008.
Методические указания подготовлены доцентом кафедры гуманитарных наук КГМА,
к.и.н. Евсеенко В.И.
Методические указания утверждены на заседании кафедры, протокол №___ от «_______»________________2011 г.
Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра гуманитарных наук
Методические указания для студентов1 курса
Специальности: «Лечебное дело»
к семинарскому занятию
по дисциплине «История Отечества»