ТЕМА № 2: Введение в Отечественную историю. Восточные славяне.

Цель занятия: Представить источниковедение и историографию как вспомогательные научные дисциплины, определить их роль в изучении истории, функции и направления развития. Познакомить слушателей с современной классификацией исторических источников, со способами и формами получения, анализа и сохранения исторической информации, с источниками и историографией истории России. Оценить вклад в историческую науку выдающихся зарубежных и отечественных учёных. Рассмотреть раннюю историю восточных славян в догосударственный период.

Задачи: Дать слушателям семинара систематизированные знания о различных подходах к изучению прошлого человечества и составлению периодизации всемирной и отечественной истории; познакомить их с биографиями выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории и их заслугами в становлении истории как науки;

способствовать овладению будущими специалистами навыками работы с историческими источниками. Представить доказательную базу славянского происхождения русского народа.

Студент должен знать:

1. до изучения темы:

- общеобразовательный набор предметной терминологии;

- начальные приёмы анализа исторической информации;

- основные этапы развития зарубежной и отечественной историографии, имена

известных деятелей исторической науки;

2. после изучения темы:

- содержание вспомогательных научных дисциплин источниковедения и историографии,

их роль в изучении истории, функции и направления развития;

- современную классификацию исторических источников, способы и формы получения,

анализа и сохранения исторической информации;

- основные этапы становления и развития исторической науки и заслуги в этом процессе

выдающихся зарубежных и российских учёных-обществоведов;

- различные подходы к изучению прошлого человечества и оценке периодизации

всемирной и отечественной истории;

- подробности генезиса и быта восточных славян в ранний, догосударственный период их

истории.

Студент должен уметь:

- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;

- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные

исторической наукой методы и принципы исследования информации;

- владеть навыками работы с историческими источниками;

- аргументировано применять полученные знания в публичных выступлениях и

дискуссиях.

 

Содержание занятия:

 

1. Вводный контроль:

- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения

материала предшествовавшей лекции вузовского курса;

- заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по первой теме

учебной программы, организация их обсуждения в группах.

2. Беседа по теме занятияс освещением следующих вопросов:

1. Источниковедение как вспомогательная научная дисциплина. Понятие и классификация исторических источников. Способы и формы получения,

анализа и сохранения исторической информации.

2. Историография как отрасль исторической науки. Концептуальные модели и

основные направления изучения мировой истории в прошлом и настоящем.

3. Источники и историография истории России. Биографии классиков Отечественной

истории.

4. Начало истории восточных славян в догосударственный период.

 

3. Практическая работа:

- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по

пройденному материалу:

1. Дайте определение источниковедению и историографии как вспомогательным

историческим дисциплинам. Уточните их задачи.

2. Какие группы исторических источников представлены в современной научной

классификации?

3. Что вы знаете о способах и формах получения, анализа и сохранения исторической

информации?

4. Какие основные направления зарубежной историографии вы могли бы отметить на

разных этапах развития человеческого сообщества? Когда в Европе история

превратилась в научную дисциплину?

5. Назовите выдающихся представителей зарубежной исторической науки, укажите

их научные достижения.

6. Как развивалась историография отечественной истории? Кто считается её

основателем?

7. Какой вклад внесли в мировую историческую науку российские учёные? Труды

каких историков составляют славу отечественной историографии?

8. Что вы знаете о жизни, быте и верованиях восточных славян в догосударственный

период?

 

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

4.1.Использование Кейс-метода в работе с историческим источником – отрывком из «Стратегикона», произведения византийского императора Маврикия Стратега о славянах и антах ( VI век):

- Составить описание жизни и быта восточных славян в период раннего средневековья с заполнением таблицы выбранными сведениями о природных условиях, занятиях, быте, культуре, отношениях с соседями.

Примерный сценарий проведения интерактивного занятия:

- Учебная группа разбивается на звенья по 2 человека за столом;

- Каждому звену выдаётся рабочий текст – отрывок из исторического источника «Стратегикона» VI века, а также таблица для заполнения:

«… Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, [при переходе их] из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземцев, последний потерпел [какой-либо] ущерб, принимающий его ранее начинает войну

[против виновного], считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая [срок рабства] определённым временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там [где они находятся] на положении свободных и друзей?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у непроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним не владеют и ведут жизнь бродячую…»

Таблица:

 

Природные условия Занятия Быт Отношения с соседями Культура
         

 

- На прочтение текста и выбор материала для заполнения разделов таблицы выделяются 30 минут практического занятия, после чего выполненные в письменном виде задания сдаются преподавателю на проверку;

- Студентам предлагается сличение полученных результатов с тематическим текстом учебного пособия, чтобы убедиться в справедливости оценок публично выставляемых преподавателем за работу каждого звена.

4.2. Соотнесите название исторического труда с его автором:

 

1) «История государства Российского» А) С.М. Соловьёв

2) «История России с древнейших времён» Б) В.О. Ключевский

3) «Курс русской истории» В) В.Н. Татищев

4) «История Российская с самых древнейших времён» Г) Н.М. Карамзин

 

ОТВЕТ: 1-Г; 2-А; 3-Б; 4-В.

4.3.Большое влияние на развитие исторической науки в России в 30-40-е гг. ХХ в. оказали дискуссии между:

1) марксистами и эсерами; 2) кадетами и октябристами; 3) западниками и славянофилами; 4) революционными и либеральными народниками.

 

ОТВЕТ : между западниками и славянофилами.

- Объяснить какие общественно-политические взгляды разделяли эти представители либерального дворянства и сторонниками каких теоретических направлений развития исторической науки они являлись?

ОТВЕТ: западники – сторонники всемирно-исторического направления;

славянофилы – приверженцы локально-исторического направления.

4.4. Историк М.Н. Покровский являлся основоположником:

1) советской исторической науки; 2) норманнской теории;

2) теологического подхода; 4) географического детерминизма.

ОТВЕТ: советской исторической науки.

- Пользуясь Википедией через интернет, познакомиться с биографией, политическими взглядами и научной деятельностью этого историка.

Рекомендуемая литература:

Основная:

-Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.:

Юрайт, 2010.

- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом

«Дашков и К», 2010.

- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:

«Высшая школа», 2009.

- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.

Дополнительная:

- Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.:

ЭКСМО, 2006.

- Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов,

В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.

- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:

«Университет», 2008.

 

Методические указания подготовлены доцентом кафедры гуманитарных наук КГМА,

к.и.н. Евсеенко В.И.

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры, протокол №___ от «_______»________________2011 г.

 

Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра гуманитарных наук

Методические указания для студентов1 курса

Специальности: «Лечебное дело»

к семинарскому занятию

по дисциплине «История Отечества»