Резюме по модульной единице 4

Вопросы для повторения по модульной единице 4

1. Дайте краткую характеристику первобытнообщинного строя.

2. Укажите, какие основные достижения животноводства были в этот период.

3. Какие элементы зоотехнического знания сформировались при первобытнообщинном строе?

4. Социальные сдвиги в результате одомашнивания животных.

5. Возникновение животноводства как первый этап развития производительных сил.

6. Покажите пример значения животноводства в преобразовании биогеосферы.

Животноводство первобытнообщинного строя сыграло огромную историческую роль в дальнейшем развитии человеческого общества. Оно помогло человеку подняться над природой, повысить производитель­ность труда, улучшило его материальную обеспеченность, обусловило глубокие сдвиги в общественных отношениях людей (переход от матри­архата к патриархату) и явилось основной предпосылкой дальнейшего развития производительных сил.

 

Модульная единица 5. «Развитие зоотехнической науки при рабовладельческом строе»

Цели и задачи изучения модульной единицы 5

Охарактеризовать особенности развития производительных сил и производственных отношений при рабовладельческом строе. Изучить, как происходило развитие животноводства и отдельных элементов зоотехнического знания.

 

5.1. Особенности развития животноводства

 

Уже при первобытнообщинном строе, особенно в местах, благопри­ятных для развития интенсивного земледелия, на базе создания излиш­ков продуктов и присвоения их отдельными лицами быстро шла имуще­ственная дифференциация на бедных и богатых; стала возможной эксплуатация большинства меньшинством, появляются рабы и рабо­владельцы. Чтобы держать рабов в повиновении, новому, рабовладель­ческому обществу понадобилось в качестве орудия насилия государство.

Благоприятные условия для возникновения и развития рабовла­дельческих государств сложились, в частности, в Египте, Месопотамии (в долинах рек Тигр и Ефрат), Греции, Риме, частично в Средней Азии. Севернее же на обширных степных пространствах с менее благоприятны­ми для интенсивного земледелия условиями рабовладельческий строй не получил четкого оформления. Здесь хотя и существовали известные отношения господства и подчинения, однако они обычно ограничива­лись размерами «домашнего рабства», в производстве же участвовали и свободные труженики. В этих местах общество, минуя стадию разви­того рабовладельческого строя, переходило к феодализму.

Переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, ос­нованному на классах, сопровождался дальнейшим развитием живот­новодства и земледелия.

В Египте рабовладельческий строй возникает к концу пятого — началу четвертого тысячелетия до нашей эры, в Вавилоне и ряде дру­гих стран древнего мира — к третьему тысячелетию до нашей эры.

Животноводство при рабовладельческом строе продолжало про­грессировать: улучшалось кормление и содержание животных, повыси­лось их качество. Основным рабочим животным в земледелии был вол. Корова ценилась по способности дать хорошего вола. Особое положение как орудие войны занимала лошадь. Народы рабовладельческих госу­дарств» Юга (Египет, Ассирия, Вавилон), жившие вне ареалов диких лошадей и получившие их в уже одомашненном состоянии от соседей (с Севера и Северо-востока), первоначально использовали лошадей, как и волов, лишь в упряжке; позднее их стали применять для езды вер­хом. Народы же северных степей, сами одомашнившие лошадь, искусст­вом верховой езды овладели значительно раньше. Лошадь Древнего Востока улучшалась в рабовладельческих государствах Средней Азии, Ирана, Месопотамии, Сирии с первого тысячелетия до нашей эры. Позднее она послужила исходным материалом для творческой работы арабов средневековья.

Наиболее развитой формы рабовладельческий способ производства достиг в античной Греции и Риме в первом тысячелетии до нашей эры и в первые четыре столетия нашей эры. Многие народы, некогда на­селявшие территорию СССР, пережили эпоху рабовладельческого строя в менее развитой форме. К ним следует отнести древних обитателей Восточной Европы — скифов и сарматов, а также наших предков — славян.

В IX—VI вв. до нашей эры в Закавказье в районе озера Ван су­ществовало могучее рабовладельческое государство Урарту с высо­коразвитым скотоводством и земледелием в Араратской долине. Най­денные при раскопках шерстяные ткани, изображения всадников и боевых колесниц указывают на высокий уровень развития в государстве Урарту овцеводства и коневодства.

Технической базой рабовладельческого способа производства были металлические орудия, сначала бронзовые, а затем и железные. К ос­новным отраслям относились животноводство и земледелие, а также ремесла (в том числе добыча железной руды, золота, серебра). Помимо волов, в почвообрабатывающие орудия запрягали и рабов.

Во многих местах, прилегающих к очагам происхождения и одо­машнивания животных, возникают мощные древние культуры с высо­коразвитым животноводством. Металлические орудия в руках передо­вых народов служили действенным средством собственного развития и покорения других народов.

В бронзовом веке происходит не только увеличение поголовья до­машних животных, но и качественное их совершенствование. Наряду с этим в разных местах «дополнительно» одомашниваются сохранив­шиеся поблизости дикие формы уже одомашненных видов. В бронзовый и железный века, особенно в период расцвета рабовладельческого об­щества, были созданы довольно ценные породы домашних животных; зарождалось скотозаводское искусство.

Высокого уровня в эпоху рабовладельческого строя достигло коне­водство у скифов Горного Алтая и Причерноморья. Это были смелые воины, хорошо вооруженные и владевшие по тем временам превосходной конницей. В раскопках в Крыму близ Симферополя найдены остатки древнего города, столицы скифов — Неапо Скифского. Скифское рабовладельческое государство существовало с IV в. до нашей эры и выделялось развитым животноводством. Об этой свидетельствуют многочисленные остатки лошадей, крупного рогатого скота, овец, коз, свиней, найденные при раскопках. До IV в. до нашей эры причерноморские скифы вели кочевой образ жизни. В IV в. они объ­единяются в государство во главе с царем Атеем; границы Скифии про­стираются от Дуная до Дона; создаются города и укрепления. Скифы этого периода занимались животноводством, земледелием и ремеслами: они вели широкую торговлю хлебом и сырьем с городами Причерномо­рья и Средиземноморья.

Как уже отмечалось, из древних культур эпохи рабовладель­ческого строя наиболее мощной была культура Египта. В век бронзы (3200—2300 лет до нашей эры) в Египте уже сложилось государство с наследственной властью фараонов, были большие города и довольно развитое животноводство: разводили крупный рогатый скот, овец, коз. свиней, ослов и одногорбых верблюдов. Большинство этих животных не были здесь одомашнены, а попали в Египет из других мест, лошадь и крупный рогатый скот, например, из Средней Азии.

Высокохудожественные изображения домашних животных, най­денные при раскопках в районе Инда, указывают на процветание жи­вотноводства в Индостане за 3 тыс. лет до нашей эры. В более поздней Вавилонско-Ассирийской культуре (за 1000 лет до нашей эры) первое место в животноводстве занимала лошадь. Были распространены также крупный рогатый скот индийского происхождения (горбатый), жирно­хвостые овцы, козы и верблюды (одногорбый и двугорбый). В древней Греции в бронзовый век появились свиньи, крупный рогатый скот, а не­сколько позднее лошади; наряду с мелким короткорогим крупным ро­гатым скотом (ветвь торфяникового) в микенский период появляется более крупный, типа Primigenius; распространен был и горбатый скот, происходящий от зебу (известно, что Александр Македонский 2—3 тыс. этих животных ввез из Индии). Овцы проникли в Грецию и затем в Ита­лию из Западной Азии; одновременно разводились и местные коротко­хвостые и даже овцы африканского происхождения, особенно усовер­шенствованные в Риме. На высоком уровне стояло также позаимство­ванное из Азии коневодство (известная фессалийская лошадь легкого типа).

Животноводство при рабовладельческом строе явно выдвигается на видное место и достигает высокого развития. Создаются ценные по­роды овец, свиней и разнообразные породы крупного рогатого скота. Значительную роль в военном деле ряда государств сыграли лошади, стройные, тонконогие быстроаллюрные, распространенные во всех стра­нах Ближнего Востока и Средней Азии. Высокого уровня достигло ов­цеводство. На территории, занимаемой ныне Абхазией, в Малой Азии, древней Финикии и других местах разводились овцы, дающие велико­лепную шерсть для изготовления тонких тканей. Широкая торговля шерстью велась за 1000 лет до нашей эры. Центром этой торговли был город Тир. Высокая культура изготовления тонких тканей и разведения улучшенных овец с тонкой шерстью быстро проникла в финикийские ко­лонии, расположенные по берегам Средиземного моря — в Южную Ита­лию, Карфаген, Испанию, Сицилию и Галлию. С глубокой древности велось улучшение овец в Греции. Более чем за 1000 лет до нашей эры аргонавты (греки) отправлялись в Колхиду (ныне наши Мингрелия и Абхазия) за «золотым руном». В то время практиковалось уже стойло­вое содержание скота, наряду с вольным стадным. О сравнительно больших достижениях античного мира в области животноводства сви­детельствуют многосторонняя продуктивность овец и свиней, разнообразие пород лошадей, умение оценивать на глаз животных и сознатель­но подбирать их для случки.

 

5.2. Элементы зоотехнического знания.

 

В период рабовладельческого Рима появляется ряд крупных работ по земледелию и животноводству. В частности, большое внимание во­просам животноводства уделял римский писатель Варрон, живший в I в. до нашей эры (116—27 гг.). В те времена значительно расширились и упрочились крупные рабовладельческие хозяйства; при некотором сни­жении площадей под зерновыми (в связи с привозом более дешевого хлеба из Египта, Сардинии и Сицилии) стало усиливаться и развиваться виноградарство и особенно животноводство (в условиях малопроизводи­тельного рабского труда обширные земельные площади выгоднее было использовать в качестве пастбищ для животных). Одним из первых Вар­рон упоминает о земледелии как о науке, которая учит, «...что на каком поле следует сеять и делать, чтобы земля постоянно приносила самые большие урожаи». Он говорил о севооборотах и чередовании культур, о более раннем возникновении животноводства (пастушества), а за ним земледелия, «о великом союзе» земледелия и животноводства. Живот­новодство Варрон понимал как науку «...приобретать скот и выкармли­вать его так, чтобы получать возможно наибольший доход...».

У писателей античного мира можно встретить обобщения, касаю­щиеся роста и развития животных и других вопросов научной зоотехнии. Греческий полководец Ксенофонт в III в. до нашей эры в руководстве по верховой езде писал о возможности по длине пясти новорожденного жеребенка судить о будущем росте взрослой лошади. В то время уже знали, очевидно, о неравномерности роста, и в частности о том, что бы­стро растущая в утробный период пястная кость уже к моменту рожде­ния жеребенка почти заканчивает свой рост.

Зоотехнические обобщения того времени, не лишенные, правда, мно­гих наивных представлений (считали, например, что «лошади зачинают от ветра»), стояли уже на довольно высоком уровне и использовались в интересах крупного рабовладельческого хозяйства. Человек уже тогда с успехом применял в племенной работе такие приемы, как выбор и оценка животных по экстерьеру (по внешнему виду), по происхожде­нию и даже по качеству потомства. Так, у Варрона можно найти: «Са­мое главное, держи скот хорошей породы. О ней можно заключить по двум признакам: по виду животного и по приплоду».

В эпоху античного мира зарождается учение о конституции. Впер­вые к представлению о конституции пришел греческий врач Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) — один из родоначальников научной медицины; о конституции животных упоминает также историк Ксенофонт (род. в 430 г. до н. э.). Немало указаний у писателей того времени можно найти по вопросам кормления животных, ухода за ними, выращивания молод­няка, случки овец, получения мулов и т. д. Существовало и своеобраз­ное представление о группах животных, отличающихся от других про­исхождением. Так, у Варрона упоминается в одном месте о скоте оди­накового семени, в другом — одинакового рода. Современного же пони­мания породы ни у Варрона, ни у других писателей античного мира не было; оно начало складываться значительно позднее (конец феода­лизма, начало капитализма).