ТЕМА № 4: Московское государство XIV – XVI века.
ЦЕЛЬ:Дать характеристику периоду Классического Средневековья в мировой истории, определить его значение в движении человеческого сообщества к прогрессу. Представить Русь как зону столкновения экспансивных планов западных и восточных стран.Показать роль славянских народов в конфликте интересов цивилизаций Запада и Востока. Обратить внимание на попытки Владимиро-Суздальских князей возродить единство Руси, на причины возвышения Москвы как собирательницы русских земель и на разные оценки роли монголо-татарского фактора в становлении российской цивилизации. Подвести итог объединительной политики Великого князя Ивана III. Сравнить два периода: реформ и реакции в правлении Ивана IV Грозного.
ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа для программы очного обучения и 1 час для программы очно-
заочного обучения.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Средневековые государства Европы и Азии в XIII- XV веках.
Русь между Востоком и Западом в период феодальной раздробленности.
2. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
3. Образование централизованного Московского государства.
4. Московское царство при Иване Грозном.
ВЫВОДЫ:
1. Средневековье как название эпохи ассоциируется в трудах историков – марксистов с хронологией существования феодализма – аграрной общественно-экономической формации, базирующейся на эксплуатации землевладельцами подневольного крестьянского труда. Её характерными признаками являлись консервативная система ценностей и религиозных устоев, корпоративная замкнутость сословий, стремление общества к внутреннему единству и внешнему обособлению. Период Классического Средневековья в истории человечества – это время расцвета феодальных отношений, оформления христианской и исламской цивилизаций, формирования современных народов и образования централизованных государств, влияния на европейское общество идей «Ренессанса» или «Возрождения».
2. После распада Киевской Руси в XII в. Владимиро-Суздальские князья пытались возродить единое централизованное государство. Внук Владимира Мономаха Андрей Боголюбский провозгласил г.Владимир- на- Клязьме центром Руси, преемником Киева, вёл объединительную работу среди князей, но был убит в результате заговора. В начале XIV в. великий князь Гедимин объединил литовские и западнорусские земли в Литовско-Русское государство, которое просуществовало до заключения с Польшей Люблинской унии в 1569 году.
3. В XIII – XV вв. удельная Русь являлась зоной взаимодействия цивилизаций Запада и Востока. Она сыграла выдающуюся роль в формировании облика Европы своего времени, изменив в ней соотношение сил. Славянские и прибалтийские народы своим сопротивлением внешней агрессии остановили Великий поход на Запад монголо-татарских завоевателей и положили конец продвижению на Восток крестоносцев в Северной Европе.
4. Возвышению Москвы, превращению её в новый центр объединения русских земель способствовали: выгодное географическое и торговое положение; утверждение города в качестве духовной столицы, резиденции митрополита; междоусобная борьба других княжеств и поддержка Золотой Орды; умелая политика первых московских князей.
5. Ордынская система властвования не была изобретением монголо-татар. В средние века во всём мире была распространена эксплуатация одних государств другими через установление в эксплуатируемых странах подконтрольных правительств. Папа Римский и католическая церковь проводили похожую политику в Европе, так же взимая с христианских европейских королевств «десятину» - 1/10 часть годового дохода и оказывая их лояльной правящей верхушке идеологическую поддержку и политическое покровительство. Русская элита обеспечивала экономическое благоденствие монгольской знати, а та, в свою очередь, помогала князьям и боярам покорённых территорий устанавливать и удерживать деспотическое господство над собственным народом.
6. Монголо-татарское иго длилось с 1240 по 1480 гг. 240-летняя зависимость русских земель от Золотой Орды негативно оценивается большинством историков. Среди экономических последствий ига ими называются: разрушение 49 городов, исчезновение отдельных ремесленных специальностей, увод в плен русских умельцев; сожжение многих сёл и деревень, сокращение посевных площадей; выплата тяжёлой ханской дани в натуре и серебром; нарушение традиционных торговых путей и внешнеэкономическая изоляция Руси. Кроме того, существенные потери понёс славянский генофонд и коренным образом изменился социально-политический уклад жизни русских княжеств с утверждением самодержавной власти и подданичества.
7. Иго оказало значительное влияние на культуру, менталитет и историческую судьбу русского народа. Оно способствовало превращению Московской Руси и России в отдельную евроазиатскую цивилизацию, промежуточную между классическим «западом» и классическим «востоком». Учреждение ордынскими ханами должности «старшего князя» Руси и создание для обладателей «ярлыков» режима наибольшего благоприятствования с военной помощью может рассматриваться как первый шаг к возрождению на русских землях централизованной власти.
8. Завершение процесса собирания славянских земель вокруг Москвы и создание нового независимого централизованного государства под названием «Русь» относится ко времени правления Московских Великих князей Ивана III и Василия III, названного историками «Последним собирателем Земли Русской». В этот период было свергнуто монголо-татарское иго, Московская Русь была объявлена политическим и духовным преемником Византии и наследницей Золотой Орды, а её правитель стал именоваться «Государем Всея Руси». О силе центральной власти свидетельствовали издание свода законов – Судебника 1497 г., появление государственного герба в виде двуглавого орла, монопольное право столицы на чеканку монеты, строительство символа власти – Московского Кремля из красного кирпича.
9. В результате проведённой Избранной Радой серии реформ к середине XVI века в России сложился общегосударственный аппарат управления в форме сословно-представительной монархии, повысилась централизация и эффективность власти, произошло юридическое оформление сословий, их обязанностей и привилегий. Активная внешняя политика и военные успехи на Востоке открыли для русской колонизации огромные пространства богатых природными ресурсами и малонаселённых земель.
Падение Избранной Рады и неудачи в Ливонской войне на Западе послужили прологом к одному из самых мрачных периодов Отечественной истории – опричнине (1565-1572 гг.).
10. Опричнина была политическим предприятием, направленным на перераспределение земель от противников центральной власти к её сторонникам и физическое истребление оппозиции. Будучи по своей природе чисто насильственной, опричнина не могла привести к подлинному внутреннему сплочению страны. Она не изменила феодальную структуру земельной собственности, так как не уничтожила боярско-княжеского землевладения, хотя сильно ослабила его мощь. Окончательно закрепился крепостнический путь развития России со всеми его отрицательными последствиями, такими, как обнищание крестьянства и укрепление консервативных черт в идеологии и культуре. В годы опричнины в большом количестве были розданы дворцовые земли и резко увеличились крестьянские повинности. Сократилось число пахотных земель, страну поразили голод и чумные эпидемии, наблюдался упадок торговли. Феодальная реакция одержала сокрушительную победу над ростками нового, более прогрессивного строя. Усилилось отставание России от Западной Европы, вступившей в этот период в эпоху великих географических открытий и накопления капитала. Народ потерял веру в справедливость и в божественное происхождение царской власти, что нашло своё отражение в последующем наступлении Смутного времени.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:
1. Дайте характеристику Средневековому периоду в мировой истории, определите
его значение в движении человечества к прогрессу.
2. Расшифруйте значение термина «феодализм». Что вы знаете о дискуссиях учёных
по поводу причин, путей складывания феодальных производственных отношений
и их социальной оценки.
3. Составьте словарь (глоссарий) основных понятий и определений, относящихся к
характерным признакам и особенностям феодального общества.
4. Какие социально-политические изменения происходили в русских землях в XIII-
XV вв.? С какими агрессиями пришлось столкнуться Древнерусскому государству
в этот период? Оцените результаты одержанных побед и понесённых поражений.
5. Что такое монголо-татарское иго? Как долго оно длилось? Какие последствия оно
имело для цивилизационного развития русского общества?
6. Составьте таблицу разных оценок положительных и отрицательных итогов
взаимоотношений Древней Руси с Великой Степью.
7. Назовите причины, способствовавшие превращению г. Москвы в собирательницу
русских земель, в столицу новой российской субцивилизации.
8. Когда было завершено формирование централизованного государства
«Московская Русь»? Почему Иван III заслужил в истории титул «Великий»?
9. Кому приписывается авторство в выдвижении идеи «Москва-Третий Рим»?
10. Проанализируйте сущность и итоги реформаторской деятельности Ивана IV в
первой половине XVI века. Каковы его внешнеполитические заслуги в этот период?
11. Дайте оценку опричной политике, определите причины её проведения Иваном
Грозным и последствия для развития российской цивилизации.
ЛИТЕРАТУРА:
-Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: Юрайт,
2010.
- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом
«Дашков и К», 2010.
- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:
«Высшая школа», 2009.
- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.
- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:
«Университет», 2008.
- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для
подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.
- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для
изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.
ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА: Евсеенко В.И., к. и. н, доцентом кафедры гуманитарных наук
Методическая разработка утверждена на заседании кафедры, протокол №___ от
«_______»________________2011 г.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кировская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра гуманитарных наук
Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.
ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)
для студентов I курса
специальности: «Лечебное дело»
по дисциплине «История Отечества»