ТЕМА № 2: Введение в Отечественную историю. Восточные славяне.

ЦЕЛЬ: Представить источниковедение и историографию как вспомогательные научные дисциплины, определить их роль в изучении истории, функции и направления развития. Познакомить слушателей с современной классификацией исторических источников, со способами и формами получения, анализа и сохранения исторической информации, с источниками и историографией истории России. Оценить вклад в историческую науку выдающихся зарубежных и отечественных учёных. Рассмотреть раннюю историю восточных славян в догосударственный период.

 

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 1 час для программы очного и очно-заочного обучения.

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Источниковедение как вспомогательная научная дисциплина. Понятие и классификация исторических источников. Способы и формы получения,

анализа и сохранения исторической информации.

2. Историография как отрасль исторической науки. Концептуальные модели и

основные направления изучения мировой истории в прошлом и настоящем.

3. Источники и историография истории России. Биографии классиков Отечественной

истории.

4. Начало истории восточных славян в догосударственный период.

 

ВЫВОДЫ:

 

1. История как наука основывается на точно установленных фактах, которые

извлекаются из различных источников. Исторические источники – это свидетельства о прошлом, остатки прошлой жизни. Оценкой, систематизацией, использованием источников занимается наука «источниковедение». Она решает две основные задачи: эвристическую и аналитическую. Цель эвристической задачи – классификация исторических источников. Аналитическая функция заключается в разработке методов анализа источников, позволяющих получить из них полную и достоверную информацию.

2. Профессиональными историками принято выделять шесть основных групп исторических источников: вещественные, письменные, изобразительные, аудио-визуальные, научно-технические, лингвистико - этнографические. В последнее время признан ещё один вид технической записи – электронные ресурсы (Интернет). Историческая информация добывается путём установления междисциплинарных связей источниковедения с другими вспомогательными историческими науками. Она хранится в музеях, библиотеках, архивах, специальных фондах, интернет-ресурсах. Историография – это отрасль исторической науки, которая изучает этапы её

развития, накопление исторических знаний, борьбу в истолковании исторических явлений, смену методологических направлений, образование исторических школ.

3. Современная историческая наука сформировалась в Западной Европе в XIХ веке. Её становление сопровождалось переходом от средневекового провиденциализма к античному прагматизму и гуманизму в эпоху Возрождения. В XVII в. она испытала воздействие идей рационализма. Достижениями XVIII в. стали господство идей закономерности и прогресса в общественной жизни и отказ от европоцентризма. В последующие века решающее влияние на выработку методологии истории оказали такие философские учения как гегельянство, позитивизм, марксизм, неокантианство и др. В ХХ веке большой вклад в зарубежную историографию внесли труды французской цивилизационной школы «анналов», немецко-английской школы «компаративистов», представителей американской школы социальной истории. В зависимости от предмета исследования различают религиозно, всемирно и локально-исторические теории. Всемирно-историческая теория признаёт материалистическое, либеральное и технологическое направления. Во главу локально-исторической теории ставится генетико-биологическая сущность человека и конкретной среды его обитания. К наиболее употребительным методам изучения исторического процесса в XXI веке относятся: цивилизационный, формационно-стадиальный, личностный (субъективистский) и смешенный (комбинированный).

4. Отечественная историография испытывала влияние передовой западноевропейской мысли. Фундамент российской исторической науки был заложен в последней четверти XVII века, когда произошёл переход от традиций летописания к историческому исследованию, основанному на критике источников и рациональном изучении причинно-следственных связей событий. В XVIII веке российские историки перешли на позиции всемирно-исторической теории изучения. Локально-историческая теория, получившая значительное распространение в середине и второй половине XIX века под влиянием идей славянофилов и народников, на рубеже XIX-XX вв. уступила место материалистическому марксистскому направлению всемирно-исторической теории.

В конце XX – начале XXI вв. в России начинает распространяться технологическое направление всемирно-исторической теории. Вместе с тем, самобытные, патриотические позиции и подходы многих представителей отечественной исторической науки существенно обогатили мировой опыт изучения прошлого. К числу таких новаторских концепций можно отнести: учение монаха Филофея «Москва – Третий Рим», «антинорманизм» М.В. Ломоносова, «евразийство» П.Н. Савицкого, разработку фактора «гидросферы» Л.И. Мечниковым, «пассионарности» Л.Н. Гумилёвым, теории обособленных культурно-исторических типов цивилизаций Н.Я. Данилевским, новой методики изучения древних документов Н.В. Калачёвым, расширение проблематики изучения истории государства и общества, предложенное С.М. Соловьёвым и В.О. Ключевским.

5. Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединённая близостью языков и общностью происхождения. Первые сведения о славянах содержатся в трудах античных, византийских, арабских и древнерусских авторов. Историки полагают, что предками славян были древние ираноязычные народы: скифы, сарматы, аланы. Существуют предположения, что территория предков славян в Центральной Европе на западе простиралась до Эльбы, на севере – до Балтийского моря, на востоке – до Волги и Оки. Южной границей была широкая полоса лесостепи, которая проходила от левого берега Дуная на восток к Киеву. Предки славян выделились из индоевропейской семьи народов приблизительно в I тысячелетии до н.э. Обособление ветви восточного славянства из единой славянской общности относится к VI в.

6. Названия восточнославянских племён имели либо географическую этимологию, связанную с характером занимаемой территории (поляне, древляне, северяне), либо патронимическую, по имени легендарных предков (радимичи – от Радима, кривичи – от имени Кривой). Поселения славян группировались в своего рода гнёзда из трёх-четырёх посёлков, а несколько посёлков составляли общину – вервь. Главным занятием восточных славян было подсечно-огневое земледелие в сочетании с развитым скотоводством и различного рода промыслами (бортничество, охота, рыболовство). Немаловажную роль в их жизни играло и военное дело. Они занимали важное географическое положение, делавшее их связующим мостом в торговле между Западной Европой и Востоком, которая проходила в VIII-IX вв. по Волге к Каспию («сарацинский путь») и по Днепру к Чёрному морю («путь из варяг в греки»).

7. В период раннего Средневековья славяне переживали последний период общинного строя – эпоху военной демократии, предшествующую образованию государства. Во главе племенных союзов стояли князья, которые осуществляли управленческие и военные функции, проводя советы (свемы) со старшей дружиной. Наряду с князем и дружиной большую роль в политической жизни славян играли народные собрания (вече), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей – военных предводителей. В вечевых собраниях участвовали только мужчины – воины. Миропонимание славян было пронизано языческими представлениями, средикоторых господствовали культ предков и природы. Древние славяне обожествляли и одушевляли природу, населяли окружающий мир сверхъестественными существами. Существовала иерархия богов во главе с Радом (богом неба и земли) и Перуном (богом грома и молнии). Культовые обряды проводились на капищах, где устанавливались идолы и осуществлялись жертвоприношения. Руководили ими волхвы или кудесники – особые служители культа, мудрецы, провидцы, гадатели и знахари, пользовавшиеся большим влиянием на общинную жизнь.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

1. Дайте определение источниковедению и историографии как вспомогательным

историческим дисциплинам. Уточните их задачи.

2. Какие группы исторических источников представлены в современной научной

классификации?

3. Что вы знаете о способах и формах получения, анализа и сохранения исторической

информации?

4. Какие основные направления зарубежной историографии вы могли бы отметить на

разных этапах развития человеческого сообщества? Когда в Европе история

превратилась в научную дисциплину?

5. Назовите выдающихся представителей зарубежной исторической науки, укажите

их научные достижения.

6. Как развивалась историография отечественной истории? Кто считается её

основателем?

7. Какой вклад внесли в мировую историческую науку российские учёные? Труды

каких историков составляют славу отечественной историографии?

8. Что вы знаете о жизни, быте и верованиях восточных славян в догосударственный

период?

ЛИТЕРАТУРА:

 

- Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: Юрайт,

2010.

- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом

«Дашков и К», 2010.

- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:

«Высшая школа», 2009.

- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.

- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:

«Университет», 2008.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.

 

ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА: Евсеенко В.И.- к.и.н., доцентом кафедры гуманитарных наук

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры, протокол №___ от

«_____»______________2011 г.

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кировская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра гуманитарных наук

 

Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.

 

ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)

 

для студентов I курса

специальности: «Лечебное дело»

по дисциплине «История Отечества»