ТЕМА № 1: Введение в предмет.

 

ЦЕЛЬ: Представить историю как науку о людях во времени и учебную дисциплину. Познакомить слушателей с понятийно-категориальным аппаратом, предметом изучения, философскими подходами к его выбору и проблемами истинности исторического знания. Определить значение истории в цикле социально-гуманитарных наук и исторического опыта в процессе становления общечеловеческой цивилизации. Дать представление об основах методологии и концептуальных моделях исторической науки. Выделить общее и особенное истории России в контексте мировой истории.

 

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 1 час для программы очного и очно-заочного обучения.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Место истории в системе социально-гуманитарных наук. Объект и предмет

исторической науки и истории Отечества. Основные факторы исторического процесса.

2. Теория и методология исторической науки.

3. Сущность, формы и функции исторического знания. Историческое сознание и этапы

его развития. Вспомогательные исторические дисциплины.

4. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в

историческом развитии.

 

ВЫВОДЫ:

1.История – наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах и пространственно-временных измерениях. Является базовым элементом в структуре блока социально-экономических и гуманитарных дисциплин. Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов и факторов, характеризующих жизнь общества в прошлом и настоящем. Предметом истории считается изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса.

2. Теория и методология изучения исторического процесса призваны способствовать установлению подлинности событий и фактов и истинности знаний о них. История – это прежде всего научный анализ фактов прошлого. Теория – логическая схема, поясняющая исторические факты. Методология истории – это система принципов и методов исторического исследования, которая основывается на теории исторического познания.

3. В исторической науке принято руководствоваться принципами: историзма, объективности, социального подхода и альтернативности. К группе собственно исторических методов исследования относятся: идеографический (описательный), структурно-системный (типологический), хронологически-проблемный (периодизации), компаративистский (сравнительный), синхронистический (одновременный), диахронический (разновременный), генетический и ретроспективный (методы исторического моделирования) и метод терминологического анализа (антропонимического и топонимического).

4. Многофакторная природа исторического процесса определяет разнообразие философских подходов к его изучению. В учёной среде выделяются: религиозный (теологический, провиденциальный), естественнонаучный (натуралистический), социально-экономический (формационный), культурно-исторический (культурно-цивилизационный) подходы и мир-системный (комбинированный) анализ.

5. История – важнейший способ самоидентификации человека, определения им своего места в социальном пространстве, приобретения исторического сознания. Историческое сознание представляет собой совокупность идей, взглядов, традиций, чувств, переживаний, которые выражают отношение людей к историческим явлениям общественной жизни. Оно может выражаться как в социальной (массовой), так и в индивидуальной (личностной) формах. В изменении представлений о движении общества во времени принято различать этапы мифического, хронистического и научного исторического сознания. Как всякая наука, история выполняет ряд специфических социальных функций: познавательную, интеллектуально-развивающую, практически-рекомендательную (политическую), социальной памяти, мировоззренческую, воспитательную и прогностическую.

6. К историческим наукам относятся: этнография и археология, в перечень вспомогательных исторических дисциплин входят: источниковедение, историография, генеалогия, геральдика, нумизматика, сфрагистика, палеография, топонимика, ономастика, дипломатика, метрология, историческая география и историческая демография.

7. История Отечества – часть всемирной истории, пройденной человечеством за вес период своего существования. Становление российского сообщества происходило в соответствии с общими законами исторического развития, однако на специфические отличительные особенности этого процесса наложили отпечаток такие самобытные факторы как: природно-климатический, геополитический, конфессиональный (религиозный), социальной и этнической организации. История России свидетельствует о постоянной борьбе европейского и азиатского начал в её цивилизационной сути.

8. История-наука о развитии человеческого общества во всём его многообразии.

Предметом Отечественной истории является изучение развития России с древнейших времён до современности как неотъемлемой части мировой цивилизации.

9. Если Европа считает себя наследницей достижений Западной Римской империи, то

на развитие российской культуры существенное влияние оказала Восточная Римская империя (Византия).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

1. К блоку каких дисциплин принадлежит история? Когда зародилось это научное

понятие? Кто считается его творцом?

2. Определите объект и предмет изучения всеобщей и отечественной истории.

3. Что такое историческое сознание? Какие формы может принимать отношение людей

к историческим явлениям общественной жизни? Какие этапы развития выделяют

обществоведы в трансформации исторического сознания?

4. Перечислите основные функции исторического знания, разъясните их смысл.

5. Что такое методология исторического познания? Докажите необходимость её

разработки для решения проблем достоверности знаний о прошлом.

6. Расшифруйте значение каждого из принципов и методов, применяемых в

современной исторической науке для исследования фактов, явлений и событий.

7. Какие факторы, по мнению учёных, могут влиять на ход исторического процесса?

8. Назовите наиболее употребительные философские подходы к рассмотрению истории

человечества. Объясните, почему цивилизационный подход считается более

предпочтительным, чем формационно-стадиальный?

9. Составьте таблицу понятий и терминов, относящихся к основным и вспомогательным

историческим дисциплинам.

10. Докажите, что история России является составной частью мировой исторической

науки, прокомментируйте значение факторов, обусловивших её самобытность.

ЛИТЕРАТУРА:

- Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: Юрайт,

2010.

- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом

«Дашков и К», 2010.

- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:

«Высшая школа», 2009.

- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.

- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:

«Университет», 2008.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.

 


ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА: Евсеенко В.И., к. и. н, доцентом кафедры гуманитарных наук

 

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры, протокол №___ от «_______»________________2011 г.

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кировская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра гуманитарных наук

 

Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.

 

ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)

 

для студентов I курса

специальности: «Лечебное дело»

по дисциплине «История Отечества»