Срединная миссия России

Какие предварительные выводы можно сделать из нашего беглого анализа сакральной географии России, ее места в общем комплексе евразийских мифологических моделей?

Во-первых, "полярный" комплекс русских земель может объяс­нить некоторые психологические особенности нашей нации, которые в определенной степени формируют наше самосознание. Часто можно услышать справедливое замечание, что в русском человеке без всяко­го посредующего элемента соседствуют демоническое и ангелическое начала. Но точно так же зловеще и одухотворенно одновременно выглядят в Традиции "стражи порога", охраняющие доступ к священ­ному полюсу, Оси Мира.

Во-вторых, Россия традиционно исполняет геополитическую мис­сию гиперборейского, объединительного толка. И подобно европоцен-тризму Запада, русским необходимо последовательно и планомерно настаивать на геополитическом "москвоцентризме" Евразии, т.е. неус­танно двигаться к осуществлению "паназиатского" или "евроазиатско-го" проекта, стратегической интеграции восточной части материка, что точно соответствует и логике территориального развития России и ее миссии в рамках сакральной географии.

При этом Россия, наконец, получит то, к чему она стремится столько столетий — стратегический выход к "теплым морям".

В-третьих, специфика символической позиции России заставляет переосмыслить значения Русского Православия как уникальной "по­лярной" Традиции, сохранившей в чистоте и неприкосновенности ус­тои изначального христианства, которое на своем первом этапе было полностью "полярным", но потом отчасти утратило это качество (не случайно Церковь распространялась почти строго с Юга на Север, как бы притягиваясь невидимым магнитом Арктики). .

В -четвертых, Россия может (и должна) избрать свой собственный путь геополитического и культурного развития, отбросив одновремен­но и ориентацию на Запад, которая противоречит ее "полярной" фун­кции, и тупиковый изоляционизм. Россия должна окончательно ут­вердить свое центральное, срединное место в материковой структуре, а это предполагает активный духовный диалог и стратегический союз с Востоком и Югом, с Азией, с ее древними религиями и головокру­жительными тайнами. Евразийская открытость и готовность к гибко­му и активному общению с тем миром, в котором сохранились нетро­нутыми древнейшие сакральные архетипы — с Индией, Японией, Ира­ном, Тибетом, Монголией, Китаем. Но вместе с тем, соблюдение и утверждение своей собственной уникальной православной Традиции, обогащенной и осветленной горячей любовью к русской земле, рус­ской истории, русской Традиции, русскому духу, русскому избранни­честву.