Предварительные замечания — Начало и конец позитивистской науки

Русское Сердце Востока

Сакральная география в значительной степени отличается от гео­графии обычной, физической. Мы привыкли рассматривать землю как шар, как глобус (по-латински "глобус" — шар). Для нас Север — это верх шара, а Юг — низ. Глобус можно вращать, а следовательно, понятия Востока и Запада ускользают от нашего географического внимания. А когда мы представляем нашу Землю вращающейся в сол­нечной системе и в открытом космосе, мы вообще отвлекаемся от таких понятий, как стороны света. Все это кажется такой условнос­тью! Пережитком "темных времен", когда мир представлялся стоящим на трех китах, а земля виделась подобной диску.

Долгое время научные открытия, сменявшие друг друга в бешеном ритме и открывавшие новые горизонты, воспринимались людьми некритически, с чрезмерным энтузиазмом, а это, в свою очередь, застав­ляло с презрением и брезгливостью относиться к картине мире, ха­рактерной для наших предков. Да и самих этих предков мы были склонны считать темными, дикими, примитивными, только что пере­ставшими быть "обезьянами".

Такое позитивистское отношение довольно быстро стало сталки­ваться с противоречиями. Развитие науки подошло вплотную к про­блеме сознания, человеческого фактора применительно к природным явлениям. И тут все изменилось — оказалось, что мифологические архетипы, установки сознания, формируемые культурой, историей, средой, географией, языком оказывают такое сильное влияние на на­учную методику, что могут деформировать данные так называемых объективных материальных исследований.

Это разочарование во всемогуществе позитивных наук шло на всех уровнях — открытия в области психологии глубин и психоанализа показали, насколько якобы рациональный человек зависит от темных сил и импульсов, замурованных в безднах подсознания; лингвисты и психолингвисты обнаружили, в свою очередь, прямую зависимость мышления от специфики языка; философы-позитивисты обнаружили, что такой категории как "атомарный факт" просто не существует, и что вне интерпретации вообще не может идти речи о факте; и нако­нец, физики, исследуя парадоксы квантовой механики пришли к вы­воду о том, что наличие или отсутствие "наблюдателя" прямо влияет на ход квантовых процессов, привнося субъективный элемент даже в такую строгую дисциплину как физика.

В конце 80-х в США состоялась международная научная конфе­ренция под выразительным названием "Конец Науки", на которой уча­стники вынуждены были констатировать, что совокупность современ­ных научных знаний является, на самом деле, лишь современной раз­новидностью мифологии, а значит, человечество фатально остается тем же самым, что и раньше — его "развитие" и "прогресс" носят циклический характер.

Эпоха оптимистического материализма и позитивизма явно завер­шилась. А значит, на повестке дня новое осмысление древних мифоло­гических конструкций, реабилитация различных дисциплин и наук, поспешно занесенных в разряд преодоленных и примитивных. Отсюда повышающийся интерес к мифологии, истории религий, алхимии, магии, астрологии у самых трезвых представителей современной науки. Человечество, меняясь, остается самим собой, а следовательно, скеп­сис в отношении к прошлому и цивилизациям прошлого более непри­емлем.

Сейчас мы должны отложить глобус, забыть о куске материи, носящейся в безжизненном космосе, и обратиться к волшебному миру сакральной географии, к тому удивительному миру, в котором жили, созидали, любили и убивали врагов наши предки, сформировавшие постепенно и упорно нашу культуру, нашу психологию, нашу душу. Пора возвращаться в миф. А это означает возврат к волшебной, свя­щенной и удивительной стране — Светлой Руси.