Земля как война

От пространства к культуре (фактор почвы)

СВЯТЫЕ ПОЧВЫ ВОСТОКА

Часть VI

К евразийскому будущему

Еврейское восточничество не является сугубо современным, ис­ключительно советским феноменом. Оно коренится в глубинах нацио­нальной истории. Возможно, за ним стоит какая-то страшная религи­озная или расовая тайна. Как бы то ни было, не вызывает сомнений, что победа "митнагедского" лобби, еврейского западничества не явля­ется и не может являться необратимым и тотальным фактом. Нельзя отрицать, что позиции еврейского восточничества сейчас как никогда слабы и маргинальны. Но это вполне может быть лишь временным явлением. Сама национальная идентификация определенной части ев­рейства немыслима без жертвенности, великого сострадания, мучи­тельного и идеалистического поиска истины, без глубинного мистического созерцания, без гадливого презрения к темным рабским зако­нам "мира сего" — к законам рынка и эгоистической выгоды. Еврейс­кое восточничество, подвиги смирения и возвышенного юродства пер­вых легендарных цадиков, искреннее сострадание к ближним, незави­симо от их расовой и религиозной принадлежности, фанатичная вера в справедливость и честное устройство общества, и наконец, смутно угадываемая солидарность с трагическим и прекрасным, тоже избран­ным, богоносныМ1 народом истории — русским народом, все это неис­требимо у определенной части еврейства, неотделимо от его уникаль­ной судьбы.

Зажатое между (отчасти оправданным) антисемитизмом русских патриотов и западнической, рационалистической, рыночной, подрыв­ной и антигосударственнической ориентацией основной массы ны­нешних российских евреев-либералов, еврейское восточничество пере­живает тяжелые времена.

Но не следует отчаиваться. В жизни этого народа были и не такие испытания.

 

Глава 1

Понятие "земли" тесно связано с понятием "войны". История войн показывает, что конфликты, возникавшие из-за территорий, являются главной и почти единственной причиной войн. Все остальные ценнос­ти — деньги, золото, стада, богатства, женщины гили провизия — приобретаемые в результате войн являются второстепенными относи­тельно главного — земли, территории. Это понятно — тот, кто владе­ет землей в некотором смысле владеет всем тем, что на ней находится, а поэтому захват территорий автоматически позволяет пользоваться всеми теми богатствами, которые на них расположены — включая человеческие жизни.

Эта тема уходит своими корнями в древнейшие культы, связанные с Землей, Матерью Землей, подательницей и родительницей челове­ческих богатств. Земля воплощала в себе изначальную матрицу, из которой появляется все остальное. Некоторые мифологии утверждают, что и сами люди когда-то, "во время оно" выросли из земли. Библейская версия о создании Адама первого человека из "красной глины" (еврейское "адам" произошло от "адама", "красная глина") прекрасно вписывается в эту логику. Поэтому Земля считается жи­вотворящей силой материи. Богатством богатств, самой высшей цен­ностью — ведь все ценности исходят именно из нее.

Война между народами и государствами, между цивилизациями и конфессиями ведется именно за эту волшебную субстанцию — Мать-Землю. Тот, кто добивается успеха и приращения территорий — неве­роятно обогащается, даже в том случае, если жители завоеванных земель сами нищи, а почва бесплодна. Земля, будучи сакральной кате­горией, ценна сама по себе, но это подтверждается также и в прагма­тической области. Даже самые бедные аридные зоны и неплодоносные степи или пустыни могут сыграть при-определенных условиях ключе­вую роль для народов, обществ и государств, их контролирующих.

В вопросах, связанных с Землей, древнейшие архаические сюже­ты человеческого бессознательного странным образом смыкаются с новейшими, ультрасовременными геополитическими и геостратегичес­кими концепциями, указывающими на решающее значение географии для развития цивилизаций, культур, идеологических блоков. Понятие "Земли", "Суши", является основополагающей категорией геополити­ки как науки.