Два примера

Вскрытая нами фундаментальная двойственность мгновенно объяс­няет множество факторов, остающихся непонятными и парадоксаль­ными в иных интерпретационных методологиях. В частности, логич­ное объяснение получает загадочный феномен т.н. "еврейского анти­семитизма". Так, критика Марксом Лассаля, в который Маркс упот­реблял крайне юдофобские выражения, а также радикально антииу­дейские пассажи Маркса в целом, отождествлявшие иудейство с капи­тализмом, становятся отныне совершенно понятными, так как еврей Маркс по своим характеристикам однозначно принадлежит к мисти-ко-хасидскому, мессианскому типу, традиционно видившему в буржу­азии и капитализме (где важную роль — ив философском и в практическом смысле — играют евреи) своего главного противника. В статье "К еврейскому вопросу" Маркс писал: "Какова светская основа еврейства? Материальные потребности, своекорыстие. Ка­ков земной идеал еврея? Торгашество. Кто их земной бог? День­ги... Деньги — вот ревностное божество Израиля. Эмпирическая суть еврейства — торгашество".

Другой пример. В свое время группа каббалистов-зогаритов (по­клонников каббалистической книги "Зохар"), последователей мисти-ка-саббатаиста Якова Франка перешла групповым образом в христиан­ство, параллельно "разоблачив" человеконенавистнические обряды талмудистов (раббанитов), своих извечных врагов. Еврейский историк Г.Л.Штрак в книге "Кровь в верованиях и суевериях человечества" так описывает конфликт между последователями Франка и талмудис­тами: "В 1759 г. они (франкисты — А.Д.) объявили архиепископу Братиславу Любенскому, что они жаждут крещения, как олень источника воды, и предлагали доказать, "что талмудисты проли­вают больше невинной христианской крови, чем язычники, жаж­дут ее и употребляют ее". В то же время они просили назначить им места для жилья к востоку от Лемберга, чтобы они могли жить трудами рук своих там, где "талмудисты-шинкари разво­дят пьянство, сосут кровь бедных христиан и обирают их до последней нитки. (...) Вскоре после диспута, по настоянию польско­го духовенства, приняло крещение около тысячи зогаритов".

На этих двух примерах мы видим единство духовного противостоя­ния, протекающего на разных уровнях. Атеист Маркс отождествляет Капитал с фигурой "еврея" и на этом основании проклинает и евреев и их "эмпирическое божество". Мистики "франкисты" проклинают талмудистов по совершенно иным основаниям, упрекая их — в соот­ветствии с уровнем всей полемики — в том, что они "пьют кровь христиан". Поразительно, что и у зогаритов всплывают социальные мотивы: "раббаниты обирают христиан до последней нитки", а сами зогариты собираются "жить трудами рук своих". Духовный конф­ликт мистиков-созерцателей, мифотворцев, гностиков, фанати­ков и духовидцев против религиозных моралистов, сторонников чистого обряда, культовых формалистов как-то незаметно и ес­тественно переходит к противостоянию социалистов и капитали­стов, большевиков и либерал-демократов.