Предмет и задачи курса исторической грамматики русского языка
Древнерусские и старославянские тексты (их копии делаются к практичнеским занятиям).
Тестовые задания
Вариантов кратких проверочных работ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, надо уметь:
- Ответить на теоретический вопрос.
- Выполнить практические задания.
- Прочитать и разобрать текст.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КУРСА ИСТОРИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКИ (с опорой на учебник В.В. Иванова)
ЛЕКЦИЯ 1. (Этот материал может быть изучен самостоятельно).
- Предмет и задачи курса исторической грамматики русского языка.
- Основные источники изучения истории русского языка.
- Русский яык и его место среди славянских языков.
ЛЕКЦИЯ 2.
- Звуковая система древнерусского языка (X в. – XI в.).
- Система гласных фонем древнерусского языка (X-XI вв.).
- Происхождение гласных звуков.
ЛЕКЦИЯ 3.
- Чередования в области гласных.
- История редуцированных звуков.
- Определение позиций редуцированных.
- История напряженных редуцированных.
ЛЕКЦИЯ 4.
- Судьба сочетаний редуцированного с плавным.
- Судьба сочетаний плавного с редуцированным.
- Следствия падения редуцированных.
- Переход [е>’о]
- История звука [ЯТЬ-h]. Аканье.
ЛЕКЦИЯ 5.
- Система согласных фонем древнерусского языка (X – XI вв.).
- История исконно мягких согласных. История шипящих и [ц]
- Судьба сочетаний [кы], [гы], [хы]
ЛЕКЦИЯ 6.
- История существительных
- История местоимений
ЛЕКЦИЯ 7.
- История имени прилагательного
- История имени числительного
ЛЕКЦИЯ 8.
- История глагола
- История причастий. Общие замечания о деепричастиях.
Учебно-методическое пособие по исторической грамматике русского языка рассчитано на то, чтобы помочь студентам-заочникам самостоятельно овладеть предметом в межсессионный период.
Теоретическая часть представляет собой краткое изложение основных вопросов, рассматриваемых в курсе исторической грамматики русского языка (более подробное освещение того или иного вопроса см. в рекомендуемой учебной литературе). Изложение теоретического материала сопровождается примерами и таблицами.
В пособии имеются проверочные тестовые задания по фонетике и морфологии; ключи к тестовым заданиям позволят студентам-заочникам оценить, насколько полно и точно усвоен теоретический материал. В конце каждого раздела указаны упражнения, которые помогут студентам подготовиться к зачету и экзамену.
В пособии приводится план морфологического разбора разных частей речи и порядок анализа текста, а также имеется образец анализа древнерусского текста, что дает возможность студентам правильно выполнить одно из заданий домашней контрольной работы и подготовиться к экзамену.
Язык находится в постоянном движении, развитии. В связи с этим знание внутренних законов развития языка дает возможность понять закономерности развития современной системы как в литературной, так и в диалектной формах существования языка. Как студенту-филологу, так и учителю русского языка и литературы необходимо знать историю развития родного языка, т. к. объяснение многих явлений в области фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики, морфемики и словообразова ния не может быть дано только на основе современного состояния языка. В подобных случаях необходим исторический комментарий, объяснение языковых фактов с учетом исторических процессов в развитии русского языка.
Название курса «Историческая грамматика русского языка» носит условный характер, т. к. эта научная и учебная дисциплина рассматривает не только историю частей речи, развитие грамматических категорий, но и эволюцию фонетической и фонологической систем.
Историческая грамматика русского языка – это наука о развитии фонетической, морфологической и синтаксической систем русского языка по их внутренним законам.
Курс «Историческая грамматика русского языка» тесно связан с другими лингвистическими дисциплинами – старославянским языком, русской диалектологией, историей русского литературного языка, современным русским литературным языком. Историческая грамматика русского языка изучает постепенное становление и развитие русского языка (начальный рубеж – X – XI вв.: время появления первых письменных памятников восточных славян). В отличие от истории русского литературного языка историческая грамматика изучает не литературно-языковые традиции и смену норм в хронологической последовательности, а развитие фонетической системы и грамматической структуры данного языка в его диалектной форме. Основные задачи данного курса - выявить и объяснить действующие в русском языке закономерности как результат длительного исторического развития языка, как отражение фонетических, морфологических, синтаксических, лексических изменений, происходивших в разные периоды существования языка. Так, грамматика современного русского языка только констатирует, но не объясняет чередование гласных [‘а] // [у] в суффиксах действительных причастий настоящего времени (ср. держащий – несущий). Только зная историческую грамматику русского языка, можно выяснить, что на месте этих звуков до X в. находились носовые звуки – [ е ] и [ о ].
Зная основные закономерности развития фонетической, морфологической, синтаксической систем русского языка, можно объяснить многие сложные явления и факты современного русского языка.