Предмет и задачи курса исторической грамматики русского языка

Древнерусские и старославянские тексты (их копии делаются к практичнеским занятиям).

Тестовые задания

Вариантов кратких проверочных работ.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, надо уметь:

  1. Ответить на теоретический вопрос.
  2. Выполнить практические задания.
  3. Прочитать и разобрать текст.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КУРСА ИСТОРИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКИ (с опорой на учебник В.В. Иванова)

 

ЛЕКЦИЯ 1. (Этот материал может быть изучен самостоятельно).

  1. Предмет и задачи курса исторической грамматики русского языка.
  2. Основные источники изучения истории русского языка.
  3. Русский яык и его место среди славянских языков.

 

ЛЕКЦИЯ 2.

  1. Звуковая система древнерусского языка (X в. – XI в.).
  2. Система гласных фонем древнерусского языка (X-XI вв.).
  3. Происхождение гласных звуков.

 

ЛЕКЦИЯ 3.

  1. Чередования в области гласных.
  2. История редуцированных звуков.
  3. Определение позиций редуцированных.
  4. История напряженных редуцированных.

 

ЛЕКЦИЯ 4.

  1. Судьба сочетаний редуцированного с плавным.
  2. Судьба сочетаний плавного с редуцированным.
  3. Следствия падения редуцированных.
  4. Переход [е>’о]
  5. История звука [ЯТЬ-h]. Аканье.

 

ЛЕКЦИЯ 5.

  1. Система согласных фонем древнерусского языка (X – XI вв.).
  2. История исконно мягких согласных. История шипящих и [ц]
  3. Судьба сочетаний [кы], [гы], [хы]

 

ЛЕКЦИЯ 6.

  1. История существительных
  2. История местоимений

 

ЛЕКЦИЯ 7.

  1. История имени прилагательного
  2. История имени числительного

 

ЛЕКЦИЯ 8.

  1. История глагола
  2. История причастий. Общие замечания о деепричастиях.

 

Учебно-методическое пособие по исторической грамматике русского языка рассчитано на то, чтобы помочь студентам-заочникам самостоятельно овладеть предметом в межсессионный период.

 

Теоретическая часть представляет собой краткое изложение основных вопросов, рассматриваемых в курсе исторической грамматики русского языка (более подробное освещение того или иного вопроса см. в рекомендуемой учебной литературе). Изложение теоретического материала сопровождается примерами и таблицами.

 

В пособии имеются проверочные тестовые задания по фонетике и морфологии; ключи к тестовым заданиям позволят студентам-заочникам оценить, насколько полно и точно усвоен теоретический материал. В конце каждого раздела указаны упражнения, которые помогут студентам подготовиться к зачету и экзамену.

 

В пособии приводится план морфологического разбора разных частей речи и порядок анализа текста, а также имеется образец анализа древнерусского текста, что дает возможность студентам правильно выполнить одно из заданий домашней контрольной работы и подготовиться к экзамену.

 

 

 

Язык находится в постоянном движении, развитии. В связи с этим знание внутренних законов развития языка дает возможность понять закономерности развития современной системы как в литературной, так и в диалектной формах существования языка. Как студенту-филологу, так и учителю русского языка и литературы необходимо знать историю развития родного языка, т. к. объяснение многих явлений в области фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики, морфемики и словообразова ния не может быть дано только на основе современного состояния языка. В подобных случаях необходим исторический комментарий, объяснение языковых фактов с учетом исторических процессов в развитии русского языка.

Название курса «Историческая грамматика русского языка» носит условный характер, т. к. эта научная и учебная дисциплина рассматривает не только историю частей речи, развитие грамматических категорий, но и эволюцию фонетической и фонологической систем.

 

Историческая грамматика русского языка – это наука о развитии фонетической, морфологической и синтаксической систем русского языка по их внутренним законам.

Курс «Историческая грамматика русского языка» тесно связан с другими лингвистическими дисциплинами – старославянским языком, русской диалектологией, историей русского литературного языка, современным русским литературным языком. Историческая грамматика русского языка изучает постепенное становление и развитие русского языка (начальный рубеж – X – XI вв.: время появления первых письменных памятников восточных славян). В отличие от истории русского литературного языка историческая грамматика изучает не литературно-языковые традиции и смену норм в хронологической последовательности, а развитие фонетической системы и грамматической структуры данного языка в его диалектной форме. Основные задачи данного курса - выявить и объяснить действующие в русском языке закономерности как результат длительного исторического развития языка, как отражение фонетических, морфологических, синтаксических, лексических изменений, происходивших в разные периоды существования языка. Так, грамматика современного русского языка только констатирует, но не объясняет чередование гласных [‘а] // [у] в суффиксах действительных причастий настоящего времени (ср. держащий – несущий). Только зная историческую грамматику русского языка, можно выяснить, что на месте этих звуков до X в. находились носовые звуки – [ е ] и [ о ].

Зная основные закономерности развития фонетической, морфологической, синтаксической систем русского языка, можно объяснить многие сложные явления и факты современного русского языка.