Основные темы и жанры оригинальной русской литературы XI-XII вв.

Литература периода централизованного русского

Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-восточной Руси (XII-XV вв.)

 

Процесс феодального дробления привёл к распаду Киевской Руси и образованию новых политических и культурных центров: Владимирского, Московского, Новгородского, Тверского княжеств. Литература развивается в каждом из них обособленно. Но в период борьбы с татаро-монголами литература звала к объединению всех сил для борьбы против врагов. Наиболее значительные литературные памятники этого периода – «Моление Даниила заточника», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Хождение за три моря», «Повесть о Петре и Февронии».

 

государства (XVI-XVII вв.)

В этот период создается литература формирующейся русской нации. Церковное мировоззрение уступает место светскому, появляется более массовый демократический читатель. Демократичнее и по форме, и по содержанию становятся литературные жанры. Возникает художественный вымысел, которого до XVII в. не было в литературе. Литература XVIIв. носила в основном публицистический характер, отражала идеологические позиции борющихся сторон (Переписка царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским). Для литературы этого периода характерно развитие повести, представленной в своих различных жанровых подвигах: житийная («Повесть о Юлиании Лазаревской»), историческая («Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»), бытовая («Повесть о Горе и Злочастии»), сатирическая («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о бражнике»).

Выдающимся писателем XVII в. был протопоп Аввакум, автор «Жития».

Помимо демократической литературы в XVII в. продолжает развиваться и высокая литература, возникает особый стиль, получивший название «барокко». Барокко было явлением аристократическим, противостоящим русской демократической и сатирической литературе. Это направление охватило придворную поэзию и драматургию.

 

 

Вопросы:

 

1. На каких материалах писались в Киевской Руси книги и велась переписка?

2. Какие виды письма вы знаете?

3. Что представляет собой язык древнерусской литературы?

4. Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?

 

 

1. Древнейшее летописание.

2. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

3. А. А. Шахматов о «Повести временных лет».

4.Жанровое многообразие.

5. Особенности стиля.

 

 

Опорная лексика:

 

Оригинальная русская литература, летописание, литературный этикет, предания, топонимистические легенды, принцип средневекового историзма, жития святых, жанровые особенности, стойкость, кротость, смирение.

 

Литература:

 

Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII вв: Эпохи и стили. Л. 1973г.

Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение М.,Л., 1947г.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI- первая половина XIV в) Л., 1987г.

 

 

XI в. - время расцвета политического могущества Киевской Руси, время расцвета русской культуры. При князе Ярославе Мудром происходит объединение территории древнерусского государства, укрепляется независимость Руси. XI в.- это время активных политических и культурных связей Руси со всеми странами Европы. Именно в Киеве в XI в. зародилось летописное дело, которое велось по всей Руси до XVII в. При Софийском соборе в XI веке была основана библиотека, где хранились и переписывались рукописи. «Великая польза от учения книжного. Это реки, напояющие вселенную, в них источник мудрости, неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся». Это гимн в честь книги, свидетельствующий о высоком культурном уровне восточных славян XII в.

Через всю русскую литературу проходит центральная тема - тема русской земли и её исторических судеб. Уже в первых древнерусских произведениях звучит идея патриотизма, гордости за свою родную землю, её могущество, политическую и религиозную независимость.

После принятия христианства на Руси появилась разнообразная переводная литература: хроники, исторические повести, торжественные слова, поучения. Но было бы неверно думать, что именно переводная литература стала основой древнерусской литературы, образцом для древнерусских писателей. Огромное влияние оказали на неё богатые традиции устного народного творчества. Когда появилась письменность, русские книжники стали записывать все важнейшие события своего времени. Так возник один из первых жанров русской литературы - летопись. Летописи - русские исторические произведения, в которых повествование велось по годам.

Величайшим историческим и литературным памятником древней Руси стала «Повесть временных лет», написанная в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Об этом произведении акад. Д.С.Лихачев писал: «Высокое литературное образование Нестора, его исключительная начитанность в источниках, умение выбрать в них всё существенное, сделали ”Повесть временных лет” не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публистическим сочинением, а цельно литературно изложенной историей Руси». (Повесть временных лет-М.,Л.,1950г ч. 2.стр 123).

Однако «Повесть временных лет» не является древнейшим летописным сводом. Более двух веков многие поколения ученных занимались изучением вопроса о возникновении и развитии летописания на Руси. В настоящее время благодаря исследованиям акад. Шахматова А.А. можно говорить об истории русского летописания. А.А. Шахматов применил сравнительно-исторический метод. Он доказал, что в основе этого историко-литературного памятника лежа более древние летописные своды, в частности , Древнейший Киевской свод. Результаты своего исследования А.А.Шахматов изложил в работе «Разыскания о древнейших летописных сводах» (СПб. 1908), «Повесть временных лет» (т.1 Пг.1916 г.)

Летописание возникает в Софийском монастыре, но в 70-х гг. XI в. летописание было перенесено в Киево-Печерский монастырь, выдающимися деятелями которого были его основатели - Антоний, Феодосий и Никон Великий. А.А.Шахматов считает, что автором Киево-Печерского летописного свода был Никон Великий. В конце XI в. возникает Киево-Печерский или Начальный свод.

Начальный свод стал основой «Повести временных лет». Первая редакция была составлена Нестором в 1113 году., вторая- Сильвестром в 1116 году., третья неизвестным автором в 1118 году.

Интересные уточнения гипотезы А.А. Шахматова об истории возникновения летописания сделаны акад. Лихачевым в кн. ”Русские летописи и их культурно-историческое значение” (М.,Л.,1947г) и в исследовании акад. Рыбакова Б.А. «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летопись» (М.,1963г).

В ”Повести временных лет” отразился интерес русского народа к историческому прошлому своей Родины. «Откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть» - вот задача, которую поставил перед собой летописец. Тема Родины, её величие и могущество, её единство, глубокий патриотизм составляют идейно-тематическое содержание летописи. О чем бы ни рассказывал летописец – о воинских походах русских князей, об их деятельности, направленной на укрепление политической и религиозной независимости Руси, о братоубийственных феодальных войнах, о событиях давно минувших лет – всегда интересы Родины и высокая патриотическая идея определяют точку зрения автора, его оценку поступков князей и тех событий, о которых он повествует. Отмечая идейную направленность «Повести временных лет», историк В.О.Ключевский писал, что для неё характерна «пробуждение во всём обществе мысли о Русской земле как о чём-то цельном, неизбежном, обязательном деле всех и каждого».(В.О.Ключевский. Курс русской истории. М., 1911г.т. 1 стр.248).

В жанровом отношении русская летопись не является чем-то единым. Кроме кратких записей событий (погодных записей) Нестор ввел в летопись различные жанры литературы (повести, послания, жития), деловые документы, произведения устного народного творчества. Несмотря на различие жанров, входящих в летопись, она представляет собой единое образование, потому что жанры летописи составляет некий ансамбль. Для каждого жанра вырабатывалась определённая стилистическая манера изложения, литературный этикет. Сообщения о военных походах князей занимают более половины летописи. За ними следуют известия о смерти князей. Важную группу летописных известий составляют сведения о небесных знамениях – затмениях солнца, луны, землетрясениях и т.д.

Многожанровая природа летописи обусловила и разнообразие художественно-стилистических средств ”Повесть временных лет”.

Велика роль устного народного творчества в формировании стиля летописи. Летописец широко использует топонимистические легенды и родовые предания, обрядовую поэзию и народные сказания, легенды пословицы и поговорки. Рассказывая о первых русских князьях, он прибегает к отдельным приёмам устного народного эпоса / предельная обобщённость, гиперболизм, строгая объективность, повторы /.

Господствующим стилем в летописи, как и вообще в русской литературе XI-XIII вв., является стиль монументального историзма. Летописец пишет только в тех исторических личностях, которые занимают высокое положение в системе феодальной иерархии. Ведущим принципом изображения человека в литературе этого времени становится принцип средневекового историзма, согласно которому в летопись заносятся события сугубо официальные, имеющие историческое значение для государства. Частная жизнь человека, его быт остаются вне поля зрения летописца.

Наиболее ярко принципы средневекового историзма представлены в исторических повестях и сказаниях , вошедших в состав «Повести временных лет» : «Сказание 1015 г. об убийстве Святополком братьев Бориса и Глеба и мести Ярослава» ; «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского».

Язык «Повести временных лет» отражает устную разговорную речь своего времени. Прямая речь исторических лиц занимает существенное место в стиле летописи. С речами обращается князь к своей дружине, послы ведут дипломатические переговоры. Они свидетельствуют о высоком ораторском мастерстве. В «Повести» широко представлена специальная терминология: юридическая, церковная, военная, охотничья.

«Повесть временных лет» сыграла важную роль в развитии областных летописей и в создании летописных сводов XV-XVI вв. Летопись не потеряла своего историко-познавательного и воспитательного значения в наши дни.

 

Вопросы:

 

1. Какова цель создания летописи?

2. Что означает принцип погодных записей летописи?

 

ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА. ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

С утверждением христианства на Руси важную роль начинает играть жанр церковной проповеди. В XI в. уже существовали переводы «слов» талантливых византийских проповедников. Под влиянием византийской проповеди оформляется оригинальный жанр древнерусской проповеди. В древнерусской ораторской прозе выделяются два типа: красноречие политическое и красноречие торжественное, или панегирическое.

Выдающимся произведением торжественного красноречия первой половины XI в. является «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона. Оно было написано между 1037-1050 гг. Священником княжеской церкви в Берестове.

«Слово о законе и благодати» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси как равноправной среди всех государств мира. Основная его тема – равноправие всех христианских народов независимо от того, когда они приняли христианство. «Слово о законе и благодати» состоит из трех частей. Первая часть посвящена сопоставлению Закона ( иудейства) с Благодатью (христианством) и обоснованию преимущества Благодати над Законом. Это преимущество Иларион видит в том, что Закон национально ограничен, распространялся только на иудейский народ. Взаимоотношения людей с богом в эпоху Ветхого завета определялись несвободным подчинением Закону. В эпоху Нового завета эти взаимоотношения определялись свободным началом – Благодатью и отражали идею равноправия всех народов независимо от времени их приобщения к христианству.

Иларион во второй части переходит к описанию распространения христианства в Русской земле. По мысли Илариона, Русь равноправна со всеми странами и народами и не нуждается ни в чьей опеке.

Логическим переходом от второй к третьей части слова «Слова» служит Илариону средневековая богословская идея, согласно которой каждая из стран имела своего апостола, просветившего ее в христианской вере. Таким просветителем Русской земли явился князь Владимир Креститель. Иларион перечисляет заслуги Владимира перед Русской землей, сравнивает его деятельность с деяниями апостолов и императора Константина Флавия. Илларион возвеличивает подвиг Владимира в принятии и распространении на Руси христианства. Для Илариона подвиг Владимира выше подвига Константина, ибо последний ввел христианство в стране, где большая часть населения уже исповедовала эту религию. Владимир же крестил языческую страну.

Произведение Илариона отличается ярко выраженной политической направленностью. Отстаивая идею равноправия всех христианских народов, оратор тем самым утверждал идею политической и религиозной независимости Руси от Византии. Прославляя подвиг Владимира, Иларион с чувством гордости говорит, что Владимир владычествовал « не в худой и не в незнаемой земле, а в Русской, которая слышима и знаема во всех концах земли».

«Слово» Илариона отличается высокими художественными достоинствами. Иларион блестяще владеет ораторским мастерством, используя многочисленные приемы ритмической организации текста. Он широко использует книжные метафоры, символы, риторические вопросы и восклицания.

Талантливым древнерусским оратором конца XII в. был и Кирилл Туровский.В своих произведениях Кирилл Туровский использовал аллегорические образы и символический параллелизм, внутренние монологи, диалоги, плачи.

Возникновение оригинальной русской агиографии было обусловлено внутренними потребностями древнерусского государства. Окружая личность князя ореолом святости, жития содействовали политическому упрочению основ феодального строя.

Жития - это биографии духовных и светских лиц, канонизированных церковью, т.е. признанных святыми. Героями житий становились либо христианские подвижники, либо князья. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми. Ярослав Мудрый после настойчивых попыток добился у Византии канонизации своих братьев. О жизни и смерти Бориса и Глеба рассказывают два жития - ”Чтение о Борисе и Глебе” и ”Сказание и страсть и похвала Бориса и Глеба” написанные в конце XI - начале XII вв.

Борис и Глеб стали жертвами борьбы за киевский княжеский стол. Княжеские распри в борьбе за власть - явление обычное в истории любого раннефеодального государства.

Важнейшая идея житий о Борисе и Глебе -идея единства Руси на основе соблюдения феодальных взаимоотношений между князьями : все князья- братья, но старшие должны защищать младших, а младшие - подчиняться старшим. Праведное поведение Бориса и Глеба заключалось в том, что они даже под угрозой смерти отказались выступить против старшего брата, поднять на него руку. Такое поведение должно было послужить примером другим князьям, способствовать прекращению междоусобиц, укреплению государства в целом. В ”Сказании о Борисе и Глебе ” подчеркивается, что после решающей битвы между ”окаянным и треклятым ” Святополком и Ярославом на русской земле наступил мир и порядок: ”И с этого времени прекратилась крамола на русской земле”.

Святополк - этот второй Каин - наказан, а Борис и Глеб признаются святыми, помогающими русской земле, и за это особенно почитаемыми.

Жития строились по определенным канонам /правилам/ в соответствии с литературным этикетом. Начинаются они пространным введением / так, в ”Чтении о Борисе и Глебе” рассказ ведется от сотворения Адама и Евы, распятия Христа и акцентируется внимание на крещении Руси. Затем излагается судьба героя, завершаются жития описание чудес, происходящих после смерти героя, затем следует молитва. Автор всякий раз подчеркивает, что Борис и Глеб знают о грозящей им опасности, но не оказывают сопротивления.

Д.С.Лихачев находит именно в древнерусской литературе истоки высокого психологизма литературы нового времени: «Появление внутреннего монолога в русской литературе связывается с именами Толстого и Достоевского; между тем внутренний монолог чрезвычайно развит в древней русской литературе: он наличествует уже в житии Бориса и Глеба, сильно развивается в эпоху второго южнославянского влияния и представлен великолепными образцами в творчестве протопопа Аввакума».

Особое место в литературе XI-XII вв. занимает и «Поучение Владимира Мономаха».Оно было написано Владимиром Мономахом незадолго до его смерти и представляет собой политическое и нравственное завещание князя потомкам. Основная идея «Поучения» - призыв к строгому соблюдению требований феодального правопорядка. В своей деятельности князь должен руководствоваться общегосударственными интересами, подчинять им личные обиды и своекорыстные цели.

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125 гг.) – великий князь киевский. Его мать, принцесса Мария, была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. Отец его - Всеволод был человеком образованным, любил книги, собрал библиотеку, где имелись произведения на многих языках. Владимир с гордостью писал позже в «Поучении»: «Мой отец, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран».

Владимир Мономах был крупнейшим политическим и военным деятелем Руси на рубеже XI-XII вв. и вместе с тем выдающимся писателем. Стремясь к миру и добровольному единству, Владимир Мономах покровительствовал летописанию, напоминая об историческом единстве княжеского рода и пропагандируя легенду о происхождении всех русских князей от одного князя – Рюрика.

Во время правления Мономаха были достигнуты большие успехи, обеспечившие процветание Руси. Главное литературное произведение Владимира Мономаха – его знаменитое «поучение» детям. Это одно из выдающихся произведений древнерусской литературы, в нем отразился тот высокий культурный уровень, который был достигнут в Киевской Руси.

В своем «поучении» Владимир Мономах охватывает широкий круг жизненных явлений, дает ответы на вопросы политической, социальной, нравственной жизни своего времени. Автор предстает перед читателем политиком, философом, воином, государственным деятелем.

Немалое место занимает мысль о сочувствии и помощи слабым и угнетенным, о снисхождении к ним. Старых надо почитать как отца, а молодых как братьев. Просящего следует накормить и напоить, заезжих купцов, знатных и простых, а также послов нужно одаривать, потому что и те, и другие, проходя по разным странам, прославят человека или добрым, или злым. «Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

Основным пороком Владимир Мономах считает лень. Много внимания Мономах уделяет нравственным качествам князя. Самым важным из них он почитает трудолюбие. Труд для князя – это воинский подвиг, забота о защите и благополучии родной земли. Свои пожелания и наставления Мономах аргументирует ссылками на Священное писание и собственный жизненный опыт. Это придает особый характер авторскому повествованию, в котором элементы дидактики переплетаются с автобиографией.

Сильное влияние на характер «Поучения» оказал любимый Мономахом «Шестоднев» - рассказ о мире, природе, растениях, человеке – своего рода комментарий к библейскому сюжету «о сотворении мира в 6 дней». Оказали весьма сильное влияние на «Поучение» и лирические псалмы, приписываемые Давиду, царю и поэту, жившему в I веке до нашей эры.

А.И.Мусин-Пушкин, издавший в 1793 году «Поучение», назвал его «Духовной», т.е. завещанием Мономаха своим детям. Полагают, что «Поучение» завершено в 1117г., когда Владимиру было уже 64 года, и он мог подвести итог своей жизни. «Поучение» дошло до нас в единственном списке XIVв. – в составе Лаврентьевской летописи.

 

 

Вопросы:

 

1. Что такое житие и кто мог стать героем жития?

2. Какова историческая основа произведений о Борисе и Глебе?

 

«Слово о Полку Игореве»

1. История открытия и изучение «Слова о Полку Игореве»

2. Проблема авторства в «Слове»

3. Идейное содержание «Слова о Полку Игореве»

4. Жанровое своеобразие и значение «Слова о Полку Игореве»

5. Хождение игумена Даниила