Мозговая атака.

Методы поиска идей (дивергенция и трансформация).

6.1.Мозговая атака.

6.2.Синектика.

6.3.Ликвидация тупиковых ситуаций.

6.4.Морфологические карты.

 

Цель.

Стимулировать группу лиц к быстрому генерированию большого количества идей.

План действий.

1. Отобрать группу лиц для генерации идей.

2. Ввести правило, запрещающее критиковать любую идею, какой - бы «дикой» она не казалась, и довести до сознания участников, что необходимо получить много идей и что участники должны попытаться комбинировать или усовершенствовать идеи, предложенные другими.

3. Зафиксировать выдвинутые идеи и дать им затем оценку.

Типичные результаты мозговой атаки.

Ниже приводятся некоторые идеи, выбранные наугад из 184 карточек, заполненных в ходе такой мозговой атаки:

1. Почему необходимо усовершенствование?

2. Использовать вертолет.

3. Мобильное подъемное устройство для обслуживания нескольких строительных площадок.

4. Более широкое поле деятельности без отказов оборудования.

5. Сдвоить кран и отказаться от реверсирования.

6. Многоскоростной кран.

7. Увеличить скорость подъема груза.

8. Лучше обучать крановщиков, так как на строительной площадке все зависит от их мастерства.

9. Управление по радио людьми, отправляющими и принимающими груз.

10. Снизить цену вдвое.

Классификация результатов.

Комплект карточек расклассифицирован в соответствии с категориями, представленными на рис. 13.

Рис. 13

толщина линии пропорциональна числу карточек в каждой категории и группе. Эта схема дает представление об области поиска и о наиболее перспективных линиях атаки.

Замечания.

Утверждают, что мозговая атака повышает как качество, так и количество идей. Тейлор, Берри и Блок провели тщательно контролируемый эксперимент, который заставляет усомниться в качестве идей. Осборн же утверждает, что вероятность натолкнуться на хорошую идею среди большой их выборки увеличивается, но в то же время предполагает, что время, затраченное на получение определенной идеи, не оказывает влияния на ее качество. Наиболее разумный подход к мозговой атаке состоит в том, чтобы рассматривать ее как чрезвычайно быстрый способ генерирования необходимого разнообразия идей, которое может послужить основой для серьезного поиска решения. Непосредственно ценным выходом мозговой атаки являются не сами идеи, а категории, на которые они разбиваются в процессе классификации. Выявление практически осуществимых идей из большого случайного множества возможно лишь после того, как проектная ситуация будет достаточно подробно исследована.

Применение.

Методом мозговой атаки можно рассматривать любую проблему, если она достаточно просто и ясно сформулирована. Этот метод можно использовать на любой стадии проектирования, как в начале, когда проблема еще окончательно не определена, так и позднее, когда уже выделены сложные подпроблемы. Его можно также использовать для генерирования информации, а не идей, т.е. для выяснения источников информации или формулирования вопросов анкеты.