Присадки для эксплуатации топлив при низких температурах
Моющие присадки
Довольно широко используются очистители карбюраторов. Это различные композиции на основе поверхностно-активных веществ - ПАВ. Они позволяют увеличить пробег автомобиля без снижения характеристик двигателя в 2,5-3 раза.
В России выпускается довольно много марок:
1. Серия «Автомаг» – на основе ПАВ - Неонола АФ 9-6
- это неионогенный ПАВ (не имеет заряженных групп) в сочетании с амидом, получаемым амидированием синтетических жирных кислот (СЖК) С10-С13 диэтилентриамина (H2NCH2CH2NHCH2CH2NH2).
Эти ПАВы применяют в виде спиртовых растворов.
2. «Неолин» - по составу ПАВ аналогичен, но в качестве растворителя используется бутилцеллозольв, что ухудшает качество и на морозе присадка расслаивается.
3. «Поливин» - по составу ПАВ отличается от «Автомага» тем, что вместо СЖК при синтезе использована фракция алкилсалициловых кислот.
В настоящее время моющие присадки вводятся лишь в некоторые марки бензина. Другие варианты моющих присадок (например очистители впускных клапанов) в России не выпускаются и мало применяются. За рубежом все шире используются полибутенамины, это низкомолекулярные полимеры изобутилена имеющие кольцевые аминогруппы.
Для бензинов содержащих низкозастывающие углеводороды такие присадки неактуальны. Но они все шире применяются в дизтопливах и иногда в кательных топливах. Принцип действия аналогичен депрессорам для масел и применяются также полимерные присадки. Однако в связи с разным набором углеводородов в дизтопливах, маслах и мазутах, оптимальные варианты полимеров отличаются.
Для содержащих наиболее высокомолекулярные н-алканы мазутов, эффективны полиалкилметакрилаты (см. депрессоры для масел), получаемые на основе ВЖС (С16-С20).
Другим типом полимеров являются сополимеры этилена и винилацетата
В России выпускается ряд марок серии ВЭС и ДМН-2005.
В связи с большей активностью этилена при сополимеризации, в зависимости от условий, можно получать разные значения х. В результате полимеры содержат линейные полиэтиленовые фрагменты, аналогичные по строению н-алканам. В разных марках таких сополимеров используемых для кательных топлив х = от 20 до 30. В результате полимеры подстраиваются этими фрагментами к алканам соответствующей длины и мешают им ассоциироваться с другими н-алканами, т.е. препятствуют кристаллизации.
Сополимеры этилена и винилацетата являются сейчас основными присадками для дизтоплив. Температуру застывания в них они снижают аналогично полиалкилметакрилатам, но гораздо лучше по другому важному показателю – ПТФ (предельная температура фильтруемости), т.к. они останавливают кристаллизацию на более ранней стадии. По этой причине полиалкилметакрилаты в дизтопливах почти не применяются (а в маслах – наоборот).
Обычно депрессоры для зимних дизтоплив добавляются в паре с диспергатором. В России они не выпускаются. Точный их состав не известен, предполагается, что это амидные соединения.
Противокристаллизующие добавки в России применяются в основном в реактивных топливах. Получают их на основе этилцеллозольва.
Из модификаторов трения в основном используются противоизносные импортные присадки для дизельных топлив. Они представляют собой смеси карбоновых кислот (нафтеновых, таловых), а также эфиров и амидов этих кислот.
Антикоррозионные присадки в топливах пока мало используются, хотя разработано много композиций на основе ПАВ.
За рубежом широко используют ингибиторы ржавления.
В дизтопливах выпускаемых ЛУКОЙЛом (Кстово) применяются в основном импортные присадки: противоизносные, депрессорные, диспергирующие, моющие и цетаноповышающие.