Судебная реформа.

В первой половине XIX в. суд не был отделен от администрации и имел ярко выраженный сословный характер. Система судебных органов была крайне сложной.

В 1864 г. начинается судебная реформа, которая провозгласила буржуазные принципы судоустройства и судопроизводства: независимость и отделение суда от администрации; создание всесословного суда; равенство всех перед судом; введение института присяжных заседателей; установление прокурорского надзора; создание весьма четкой системы судебных инстанций; отделение предварительного следствия от суда; устность и гласность процесса; участие в процессе защиты; презумпция невиновности; возможность апелляции и кассации.

Судебная система состояла из местных и общих судебных органов.

Местными судебными органами были мировые судьи и их съезды. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами и действовали в специальных участках. Кандидат в мировые судьи должен был отвечать целому ряду требований (иметь соответствующее образование, отвечать довольно высокому имущественному цензу и др.). Список кандидатов в мировые судьи предварительно санкционировал губернатор. После выборов мировые судьи утверждались Сенатом. Мировым судьям были подсудны незначительные уголовные дела о преступлениях, за которые закон предусматривал такие наказания, как выговор, замечание, внушение, денежные взыскания не свыше 300 руб., арест на срок не свыше трех месяцев и заключение в тюрьму на срок до одного года. По гражданским делам мировым судьям были подсудны иски на сумму не свыше 500 руб.

Мировые судьи рассматривали дела единолично. Процесс был устным и публичным, допускалось участие поверенных.

Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, считавшийся апелляционной инстанцией.

В число общих судебных органов входили окружные суды и судебные палаты. Окружные суды создавались в специальных судебных округах и состояли из назначаемых императором по представлению министра юстиции председателя суда и членов. Для замещения этих судебных должностей надо было отвечать целому ряду требований (иметь высшее юридическое образование, стаж работы, быть дворянином).

Окружной суд имел гражданское и уголовное отделения. Ему были подсудны все уголовные и гражданские дела, не подлежавшие рассмотрению в мировых судах.

Предварительное следствие вели следователи при окружных судах, которые должны были действовать в тесном контакте с полицией.

Вводился суд присяжных. Кандидаты в присяжные заседатели отбирались специальными комиссиями, которые возглавляли предводители дворянства, и утверждались губернатором. Они должны были отвечать имущественному цензу, цензу оседлости и другим требованиям.

Председатель окружного суда составлял сессионный список присяжных заседателей. Присяжные выносили вердикт о виновности или невиновности подсудимого. Вопрос же о наказании решался коронным судом.

Приговор окружного суда с участием присяжных заседателей считался окончательным и мог быть обжалован только в кассационном порядке.

Обвинение в суде поддерживал прокурор, защиту осуществлял или сам подсудимый, или защитник (присяжныйиличастный поверенный).

Следующей судебной инстанцией была судебная палата (по одной на несколько губерний). Председатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции.

Судебные палаты были апелляционной инстанцией для окружных судов по делам, рассмотренным без присяжных заседателей; и первой инстанцией по наиболее важным делам, прежде всего, по делам о государственных и должностных преступлениях, о некоторых преступлениях против порядка управления и веры.

На вершине системы судебных органов России находился Сенат, формируемый по указу императора.

Кроме местных и общих судов, в России действовали духовные, коммерческие и военные суды со специальной подсудностью.

Земская и городская реформы. В 1864 г. было принято Положение о губернских и уездных земских учреждениях, а в 1870 г. – Городовое положение. Земские и городские органы – это субъекты местного самоуправления.

Губернские и уездные земские собрания и земские управы являлись выборными органами. Выборы гласных в собрания проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городских обществ и крестьян. Для участия в первой и второй куриях следовало обладать довольно высоким имущественным цензом.

В уездных земских собраниях дворянам принадлежало 42 % мест, крестьянам — 38 %, купцам, промышленникам и мещанам — 20 %. В губернских собраниях процент гласных от дворян был значительно выше.

Земские органы избирались на три года. Возглавлял земство уездный или губернский предводитель дворянства. Компетенция земских органов была чрезвычайно ограниченной. К их ведению относились «местные хозяйственные пользы и нужды»: благотворительные заведения, местная торговля и промышленность, народное образование, здравоохранение. Земства находились под контролем местной администрации, имевшей право отменять любое постановление земства.

Городовое положение 1870 г. вводило новое городское самоуправление: городское избирательное собрание, городскую думу и городскую управу во главе с городским головой.

Избирательным правом пользовались городские налогоплательщики. Рабочие, низшие служащие, кустари и многие другие к выборам не допускались. Положение и компетенция городских органов самоуправления были аналогичны земским. Они также находились под контролем местной администрации.