Национальная экономика 2 страница
2.4. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№ | Наименование основных методов | Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения |
1. | Использование информационных ресурсов и баз данных | База данных тестовых заданий по Отечественной истории для проведения промежуточного или итогового тестирования студентов (см. 4. 1). Ауд.524. База данных электронных наглядных пособий и дидактических материалов используется на лекциях и семинарских занятиях при выполнении студентами творческих заданий, решении проблемных ситуаций. 2. Информационные ресурсы РГПБ (база данных диссертационного фонда, электронный каталог и др.). Используется при выполнении студентами научно-исследовательской работы, написания рефератов, подготовки к семинарским занятиям, выполнении творческих заданий. |
2. | Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий | Использование видеолекций, записанных преподавателями кафедры. Использование электронной версии учебного пособия «Отечественная история» под ред. В.В. Наухацкого, размещенного на сайте РГЭУ. |
3. | Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ | При разработке программы курса и в процессе проведения лекционных и семинарских занятий по дисциплине используются учебно-методические разработки ведущих вузов: ЮФУ, МГУ. Пример: История Отечества. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Отв. ред. Проф. В.Н. Шевелев — Ростов/ Дон. 2002. |
4. | Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук | Проблемно-ориентированный междисциплинарный подход используется при изучении тем курса № 2 – 13. Эти темы курса предполагают обращение к соответствующей проблематике других дисциплин: История экономики, История отечественного государства и права. Проблемно-ориентированный подход заключается в использовании знаний, полученных по другим дисциплинам в процессе изучения, теоретического осмысления конкретно-исторического материала по истории Отечества. |
3. Средства обучения
3.1.Информационно-методические
№ | Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке, на кафедре | Наличие в библиотеке РГЭУ |
Основная литература | ||
1. | Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества. М., 1999. | |
2. | Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. 3-е изд. М., 2006. | |
3. | Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2004. 2-е изд. М., 2006. | |
4. | Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. и др. История России: Учебное пособие для вузов. М., 2006. 2010. | |
5. | Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. История России: Учебное пособие для вузов. М.: ТК Велби. 2006. | |
6. | Дворниченко А.Ю. Русская история с древнейших времен до наших дней. Изд. 2-е. СПб., 1998. 2010. | |
7. | Деревянко А.А., Шабельникова Н.А. История России: Учебное пособие. М., 2006. 2009. | |
8. | Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 2005. 2009. | |
9. | Отечественная история / Под редакцией В.В. Наухацкого. Ростов/Дон, 2008. | |
Дополнительная литература | ||
10. | История Отечества/Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов/Дон, 2002. 2008. | |
11. | История России. В 2 т.т. / Под редакцией А.А. Сахарова. М., 2003. 2010. | |
12. | История России (IX-XX вв.) / Отв. Ред. Я.А. Перехов. М., 2005, 2007. | |
13. | История России: народ и власть / Автор-составитель Ю.А. Сандулов. СПб., 1997. | |
14. | История России: Учебное пособие / Под ред. Л.И. Семенниковой. М. 2005. 2009. | |
15. | История России с древности до наших дней / М.М. Горинов, А.А. Горский и др. М., 2004. | |
16. | История России в вопросах и ответах / Под ред. С.А. Кислицына. Ростов/Дон, 2001. | |
17. | История России / Под ред. Ю.И. Казанцева, В.Г. Деева. Новосибирск, 2000. | |
18. | История России: С древнейших времен до конца XX века. В 2-х т. / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2006. 2010. | |
19. | Карамзин Н.М. История государства Российского. Любое изд. | |
20. | Каргалов В.В., Савельев Ю.С., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1917 г. М., 2005. | |
21. | Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Любое изд. | |
22. | Орлов А.С. и др. История России. М., 2004. | |
23. | Орлов А.С., В.А. Георгиев. Хрестоматия по истории России. М., 2006. | |
24. | Павленко Н.И., Андреев И.Л., Кобрин В.Б. История России с древнейших времен до 1861 г. М., 2000. | |
25. | Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Любое изд. | |
26. | Политическая история: Россия – СССР – Российская Федерация. В 2-х т. М., 1996. | |
27. | Соловьев С.М. Соч. в 18 томах. М., 1985-1995. | |
28. | Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций. М., 2000. | |
29. | Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник для вузов. М.: КноРус. 2006 | |
30. | Фортунатов В.В. Отечественная история для гуманитарных вузов. Учебное пособие. Питер. 2008. |
3.2.Материально-технические
№ ауд. | Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия | Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов. |
Компьютерные классы (ауд. 524 и др.) | ПК используется в целях осуществления промежуточного контроля знаний студентов посредством электронной базы тестовых заданий. | |
4. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов
№ | Тесты, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену |
1. | Тесты для текущего контроля Вариант I 1.Древнерусское государство возникло в: а) VI в.; б) IX в.; в) X в.; г) IXIII в. 2.Раннефеодальной эпохе на Руси соответствует: а) помещичье землевладение; б) правило Юрьева дня; в) вотчинное хозяйство; г) оброк. 3.Какой политический строй был в Киевской Руси? а) раннефеодальная монархия; б) боярская республика; в)демократическая республика; г) сословная монархия. 4.Какое из событий НЕ относится к борьбе Русского государства с татаро-монголами? а) битва на р. Калке; б) Ледовое побоище; в) Куликовская битва; г) «Стояние на р. Угре». 5.Ярлыками в Золотой Орде называли: а) товарный знак мастера-ремесленника; б) обидные клички (приклеить ярлык); в) клеймо на крупе лошади (позднее тавро); г) грамоты на право княжения в русских землях. 6.Форма землевладения, появившегося в период формирования Российского государства: а) вотчина; б) отруб в) поместье; г) опричнина. 7.Система управления через приказы развивалась при: а) Иване Ш; б) Иване IV; в) Василии Ш; г) Михаиле Романове. 8.Сословно-представительной монархией Россия стала после того, как: а) был созван первый Земский собор из разных слоев феодалов; б) в Избранную раду включили незнатных людей; в) была ликвидирована система боярских кормлений; г) в Земских соборах стали участвовать представители торгово-промышленного и черносошного крестьянства. 9.Выберите верное определение опричнины: а) крупная государственная реформа; б) пограничное войско Московского царства в XVI веке; в) система органов управления, действующая на особой территории отдельно от остального государства; г) название удела Ивана Грозного в 1655 – 1572 гг. с особой территорией, войском и государственным аппаратом; система внутриполитических мер Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой в среде феодалов. 10.Соборное уложение 1649 г. разрешало поместья: а) передавать по наследству; б) обменивать их на вотчины; в) дарить монастырям и церквам; г) верно все перечисленное выше; д) верно лишь 1 и 2. 11.Зарождение абсолютизма связывают с именем: а) Ивана IV; б) Алексея Михайловича; в) Петра 1; г) Екатерины П.. 12.Годы 1497, 1581, 1649 – отражают основные этапы: а) борьбы России за выход к морю; б) образование Российского централизованного государства; в) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость; г) закрепощения крестьян. 13.Монопольное право на владения землями и крестьянами в конце 18 века имело сословие: а) дворянство; б) купечество; в) духовенство; г) боярство. 14.Документ, согласно которому поместья дворян приравнивались к боярским вотчинам: а) Табель о рангах; б) Указ о единонаследии; в) Строевое положение; г) Соборное уложение. 15.«Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству»: а) ликвидировал Табель о рангах; б) вводил в России свободу вероисповедания; в) освобождал дворян от обязательной службы государству; г) учредил дворянскую монополию на владение населенной землей. 16.Последний дворцовый переворот в России был совершен в: а)1801 г.; б) 1855 г.; в) 1881 г.; г) 1894 г. 17.Промышленным переворотом называют: а) переход от мануфактуры к фабрике; б) переход к освоению металлов; в) отделение ремесла от земледелия; г) механизацию и автоматизацию производства. 18.Теория «официальной народности» выражалась формулой: а) самодержавие – православие – народность; б) Москва – третий Рим; в) «царю – сила власти, народу – сила мнения»; г) единение царя и народа. 19.Основные черты крестьянской реформы 1861 г.: а) немедленное освобождение крестьян с безвозмездным предоставлением земельного надела; б) немедленное освобождение крестьян без предоставления земельного надела; в) немедленное освобождение крестьян с предоставлением земельного надела за выкуп; г) поэтапное освобождение крестьян с выкупом ими личной свободы у помещиков. 20.Аграрная реформа П.А. Столыпина характеризовалась: а) уничтожением помещичьего землевладения; б) бурным развитием кооперативного движения; в) выходом крестьянских хозяйств из общин; г) созданием фермерских ххозяйств. 21.Как назывались первые органы Советской власти, сформированные на II съезде Советов? а) Совет министров; совнархозы; б) Революционный военный совет республики; революционные трибуналы; в) Всероссийский Центральный Исполком; Совнарком; г) Временное революционное правительство; комиссариаты. 22.Политическим последствием победы большевиков в гражданской войне было: а) возрождение многопартийности; б) возвращение эмигрантов; в) возвращение прав правительственным слоям общества; г) укрепление советской власти. 23.Когда проводилась новая экономическая политика? а) с января 1918 г. – до 1921 г.; б) с марта 1921 г. – по 1928 г.; в) с марта 1921 г. – по 1925 г.; г) в 1918 – 1922 гг. 24.Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. был достигнут в результате разгрома фашистских войск: а) под Москвой; б) под Сталинградом и на Курской дуге; в) в восточной Пруссии; г) на Одере и Висле. 25.Отметьте, когда и кем было совершено разоблачение культа личности Сталина: а) Л.П.Берией сразу после смерти Сталина; б) Н.С.Хрущевым на Пленуме, избравшим его Первым секретарем ЦК КПСС в сентябре 1953 г..; в) Н.С.Хрущевымм на ХХ съезде КПСС в 1956 г.; г) Г.М.Маленковым на торжественном заседании ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Посвященном годовщине Октябрьской революции 1955 г. 26.Укажите главный фактор, способствующий решению социальных проблем в 70-е гг.: а) экономическая помощь США; б) отказ от остаточного принципа финансирования социальной сферы; в) сокращение военных расходов; г) использование «нефтедолларов» для закупок товаров на Западе. 27.В СССР в 70-х гг. «диссидентами» называли: а) людей, не разделяющих положения господствующей идеологии; б) высших партийных работников; в) молодежь, слушающую музыку «Битлз»; г) секретных сотрудников КГБ. 28.М .С.Горбачев был избран президентом СССР: а) путем референдума; б) путем всенародного голосования; в) делегатами Государственной думы; г) делегатами съезда народных депутатов СССР. 29.Россия по Конституции является: а) парламентской республикой; б) президентской республикой; в) парламентарно-президентской республикой. Вариант 2 1. Христианство на Руси было принято в : а) 955 г.; б) 988 г.; в) 1054 г.; г) 1223 г. 2. Норманская теория происхождения Русского государства появилась в : а)XII в.( летописец Нестор); б) XYI в. ( псковский монах Филарет); в) XYIII в. (Миллер. Байер); г) XIX в. (Н.М.Карамзин). 3. В битве на Калке (1223 г.) вместе с русскими против монголо-татар сражались: а) печенеги; б) хазары; в) каракалпаки; г) половцы. 4. Баскаками в период ордынского ига называли: а) предводителей татарских отрядов, совершавших набеги на русские поселения с целью грабежа; б) чиновников, собиравших дань с русских земель; в) русских князей, получивших в Орде ярлык на управление отдельных территорий; г) доверенных лиц ордынских ханов из числа ближайших родственников. 5.Условное держание земли – это: а) аренда земли крестьянином у феодала; б) передача земли монастырям на строительство храмов; в) раздача князьями части своих владений вместе с крестьянами военным слугам во временное пользование; г) ликвидация частной собственности на землю. 6. Укажите важнейший политический фактор образования единого Русского государства в XY – первой трети XYI в. а) потребность феодалов в сильной княжеской власти , обладающей эффективным административным аппаратом и армией для подавления народных восстаний; б) «наивный монархизм» крестьянства, вера в доброго князя (царя), защищающего интересы народа; в) потребность горожан в сильной княжеской власти, способной преодолеть разобщенность русских земель и ограничить произвол феодалов, способной обеспечить независимость страны; г) необходимость противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому. 7. Вместо Руси появилось понятие «Россия»: а) в годы нашествия Батыя; б) после Ледового побоища (1242 г.); в) в начале XIII в. с возвышением Москвы; г) в конце XY в. 8. Избранной Радой в XYI в, называли: а) группу запорожских казаков, делегированную на Переяславскую Раду для решения вопроса о воссоединении с Россией; б) группу знатных бояр, избранную на первом Земском соборе для подготовки реформ; в) родственников Ивана IY, принадлежащих к роду Рюриковичей ; г) круг близких помощников Ивана IY. 9. Местничество – это: а) традиция феодальной раздробленности, когда каждый владелец удела или вотчины был и военоначальником, и судьей на своей территории; б) порядок занятия должностей по знатности происхождения; в) порядок взимания пошлины за проезд и провоз товаров по территории феодала; г) синоним термина «боярин – кормленщик». 10.Первые выборы монарха на Руси состоялись: а) 862 г.., когда в Новгород призвали и избрали князем Рюрика; б) 1598 г., когда царем был избран Б.Годунов; в) 1606 г., когда царем был избран родовитый боярин В.Шуйский; г) 1613 г., когда на русский престол был избран М.Романов. 11.О зарождении абсолютизма в России во второй половине XYII в. свидетельствует: а) прекращение созыва Земских соборов; б) падение значения Боярской думы; в) увеличение слоя чиновников; г) независимость монарха от отдельных слоев общества при опоре на государственный аппарат; д) все перечисленное выше. 12.Первым императором на российском троне был: а) Алексей Михайлович; б) Петр 1; в) Павел 1; г) Александр 1. 13. Государственные крестьяне - это : а) лично свободные крестьяне, жившие на казенных землях; б) крепостные крестьяне; в) крестьяне, владеющие землей на правах собственников; г) крестьяне, приписанные к мануфактуре. 14 Политика «просвященного абсолютизма» соответствует периоду правления: а) Алексея Михайловича; б) В. Шуйского; в) Петра 1; г) Екатерины П. 15. Рекрутская повинность в России в XYIII в. – это: а) обязанность крестьян работать в хозяйстве помещика; б) способ комплектования русской армии; в) прикрепление крепостных крестьян к мануфактурам; г) способ формирования рынка рабочей силы. 16. В.П.Кочубей, А.А.Безбородько. А А Чарторыйский, А.С.Строганов, Н.Н. Новосильцев. Что объединяет эти имена? а) это герои войны 1812 г.; б) единомышленники Павла 1; в) декабристы; г) члены «Негласного комитета». 17. Отметьте государственного деятеля, имевшего исключительное влияние на Александра 1 в последние годы его правления: а) Аракчеев А.А.; б) Карамзин Н.М.; в) Державин Г.Р.; г) Кутузов М.И. 18. Что такое славянофильство? а) религиозное течение; б) идея превосходства славянской расы; в) теория особого пути развития России; г) теория происхождения славян. 19. С крестьянской реформой 1861 г. было связано происхождение понятия: а) государственные крестьяне; б) временнообязанные крестьяне; в) черносошные крестьяне; г) вольноотпущенные крестьяне. 20. В силу чего политика модернизации России П.А.Столыпина не была реализована? а) в силу гибели Столыпина; б) отставки Столыпина с поста премьер-министра; в) неприятия курса модернизации царем и консервативными кругами общества; г) в силу начавшейся войны. 21.Руководители иностранной интервенции в годы Гражданской войны объясняли присутствие своих войск стремлением : а) не допустить распространение большевизма по всей Европе; б) предотвратить Гражданскую войну в России; в) способствовать восстановлению самодержавия; г) сохранить Россию как единое государство. 22.К политике «военного коммунизма» относилось мероприятие: а) декрет о 8-ми часовом рабочем дне; б) декрет об отделении церкви от государства; в) декрет о разверстке хлеба и фуража; г) объединение государственных предприятий в трест. 23.Первым мероприятием НЭПа стало: а) разрешение свободы торговли; б) замена разверстки продналогом; в) установление хлебной монополии; г) создание госбанка РСФСР. 24. Издание Сталиным приказа №227 «Ни шагу назад» от 28 июля 1942 г. было вызвано угрозой: а) захвата немцами Крыма; б) нового прорыва немцев под Москвой; в) выхода немцев к Уралу с юга; г) потери Сталинграда и выхода немецких армий к Волге. 25. Назовите официальную причину ухода Н.С. Хрущева с постов Певого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР: а) уход на пенсию по состоянию эдоровья; б) перевыборы в связи с истечением срока полномочий; в) уход на пенсию в связи с рядом допущенных просчетов в руководстве; г) увольнение в связи с волюнтаристскими методами работы. 26. Какое из названных событий поставило мир на грань ядерной мировой войны: а) введение войск СССР и других государств в Чехословакию; б) ввод советских войск в Афганистан в1979 г.; в) Карибский кризис; г) агрессия США во Вьетнаме. 27. Законы «О кооперации в СССР», «Об аренде и арендных отношения в СССР» были приняты в период, когда страной руководил: а) Л.И.Брежнев; б) Ю.В.Андропов; в) М.С.Горбачев; г) Б.Н.Ельцин. 28. Первым президентом России был: а) И.К.Полозков; б) И.С.Силаев; в) Б.Н.Ельцин; в) Л.И.Абалкин. 29. Новая Конституция в России была принята : а) 12 июня 1991 г.; б) 25 апреля 1993 г.; в) 12 декабря 1991 г.; г) 12 ноября 1991 г. |
2. | Экзаменационные вопросы по курсу Отечественная история 1. Предмет, методология и задачи Отечественной истории как науки и учебной дисциплины. 2. Славянские племена в VI - IX вв. Образование Древнерусского государства. 3. Принятие христианства на Руси и его влияние на развитие страны. 4. Экономическое, политическое и культурное развитие Руси в IX-XII вв. 5. Феодальная раздробленность на Руси, ее политические и экономические предпосылки и последствия. 6. Нашествие татаро-монголов на Русь, его политические и экономические последствия. Взаимовлияние Руси и Золотой Орды. 7. Предпосылки и этапы объединения русских земель. Роль Московского княжества в возрождении русской государственности. 8. Завершение объединения русских земель в конце XV - начале XVI вв. Образование единого Российского государства и его социально-экономическое и политическое развитие. 9. Иван IV (Грозный). Реформы конца 40-50 х гг. XVI в. 10. Политика опричнины: ее цели и последствия. Дискуссия в исторической литературе. 11. Основные направления внешней политики России в XVI в. Ливонская война. 12. "Смутное время" на Руси: причины, сущность, последствия. 13. Политическое развитие России во второй половине XVII века. Церковный раскол 14. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVII века. 15. Реформы Петра I и их значение. 16. Внешняя политика России в первой четверти XVIII века. Северная война. Оценка деятельности Петра I в историографии. 17. Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.). Особенности политического развития. 18. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II. 19. Внутренняя политика Александра I в первой четверти XIX в. 20. Основные направления внешней политики России в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 г. и ее влияние на международное и внутреннее положение в стране. 21. Движение декабристов: истоки, причины декабризма, организации и программы, причины поражения декабристов. 22. Россия в годы правления Николая I (1825 – 1855гг.). 23. Общественно-политическое движение в России в 30-50-гг. XIX в. Начало формирования консервативного направления. Западники и славянофилы. 24. Отмена крепостного права: предпосылки, содержание, характер, последствия. 25. Реформы 60-70-х гг. XIX в. в России, их характер, социально-экономические и политические результаты. 26. Россия в годы правления Александра III. Реформы и контрреформы. 27. Общественное движение и политические течения в России во второй половине XIX века (революционные демократы, народники, либералы, консерваторы). 28. Революция 1905-1907 гг. Причины, характер, движущие силы, основные этапы и итоги. Первый опыт российского парламентаризма. 29. Политические партии России в начале ХХ века. Особенности Российской многопартийности. 30. Третьиюньская монархия. Политическое развитие страны в 1907-1914 гг. 31. Аграрная реформа П.А. Столыпина: цели, осуществление реформы, итоги и значения. 32. Первая мировая война и участие в ней России (причины, характер, основные этапы, влияние на обстановку в стране). 33. Февральская революция. Борьба политических сил России за выбор пути дальнейшего развития (февраль – октябрь 1917 г.). 34. Октябрь 1917 г. Политические и социально-экономические преобразования в советской России (октябрь 1917 – весна 1918 г.). 35. Гражданская война и иностранная военная интервенция: причины, характер, этапы, социально-экономические и политические последствия. 36. Политика "военного коммунизма": сущность, основные черты, значение и последствия. 37. Экономический и социально-политический кризис 1920-1921 гг. в Советской России. Переход к нэпу. Сущность нэпа и его основные направления. 38. Политика индустриализации (конец 20-30-е гг. XX в.): сущность, этапы, социально-экономические итоги и последствия. 39. Коллективизация в СССР: этапы, раскулачивание, голод 1932-1933 гг., социально-экономические последствия. 40. Общественно-политическое развитие СССР в 30-е гг. Становление тоталитарного режима в СССР. 41. СССР накануне второй мировой и Великой Отечественной войны: внутренняя и внешняя политика (1937-1941 гг.). 42. Вторая мировая война. Причины, характер, этапы и участие СССР в войне. 43. СССР в начальный период Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.). 44. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Экономика СССР в войне. 45. Завершающий период Великой Отечественной Войны (1944- май 1945 гг.). Роль СССР в мировой войне. Значение и цена Победы. 46. Международные отношения и внешняя политика СССР в послевоенные годы. Начало “холодной войны”(1945-1953 гг.). 47. Советское общество в послевоенные годы. Восстановление экономики. Общественно-политическая жизнь (1945-1953 гг.). 48. СССР в период «оттепели» второй половины 50-х – первой половины 60-х гг. Реформы Н.С. Хрущева. 49. Советское общество во второй половине 60-х – начале 80-х гг.: политическое, социально-экономическое развитие. 50. «Перестройка» в СССР (1985 – 1991 гг.): предпосылки, характер, основные этапы и направления, результаты. 51. Социально-экономическое развитие России в 1992-2010 гг. 52. 52. Формирование российской государственности и общественно-политическое развитие России в 1992 –2010гг. |
Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год _____/______
Следующие записи относятся к п.п. |
Автор доц. Боронникова Н.Н. |
Зав. Кафедрой проф. Наухацкий В.В. |
Принято УМУ__________________________________ Дата:_____________________
Краткое изложение программного материала (учебное пособие по дисциплине)
Отечественная история