Национальная экономика 2 страница

2.4. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе

Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

Наименование основных методов Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
1. Использование информационных ресурсов и баз данных База данных тестовых заданий по Отечественной истории для проведения промежуточного или итогового тестирования студентов (см. 4. 1). Ауд.524. База данных электронных наглядных пособий и дидактических материалов используется на лекциях и семинарских занятиях при выполнении студентами творческих заданий, решении проблемных ситуаций. 2. Информационные ресурсы РГПБ (база данных диссертационного фонда, электронный каталог и др.). Используется при выполнении студентами научно-исследовательской работы, написания рефератов, подготовки к семинарским занятиям, выполнении творческих заданий.  
2. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий Использование видеолекций, записанных преподавателями кафедры. Использование электронной версии учебного пособия «Отечественная история» под ред. В.В. Наухацкого, размещенного на сайте РГЭУ.  
3. Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ При разработке программы курса и в процессе проведения лекционных и семинарских занятий по дисциплине используются учебно-методические разработки ведущих вузов: ЮФУ, МГУ. Пример: История Отечества. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Отв. ред. Проф. В.Н. Шевелев — Ростов/ Дон. 2002.
4. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук Проблемно-ориентированный междисциплинарный подход используется при изучении тем курса № 2 – 13. Эти темы курса предполагают обращение к соответствующей проблематике других дисциплин: История экономики, История отечественного государства и права. Проблемно-ориентированный подход заключается в использовании знаний, полученных по другим дисциплинам в процессе изучения, теоретического осмысления конкретно-исторического материала по истории Отечества.

 


 

3. Средства обучения

3.1.Информационно-методические

 

Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке, на кафедре Наличие в библиотеке РГЭУ
Основная литература
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества. М., 1999.
2. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. 3-е изд. М., 2006.
3. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2004. 2-е изд. М., 2006.
4. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. и др. История России: Учебное пособие для вузов. М., 2006. 2010.
5. Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. История России: Учебное пособие для вузов. М.: ТК Велби. 2006.
6. Дворниченко А.Ю. Русская история с древнейших времен до наших дней. Изд. 2-е. СПб., 1998. 2010.
7. Деревянко А.А., Шабельникова Н.А. История России: Учебное пособие. М., 2006. 2009.
8. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 2005. 2009.  
9. Отечественная история / Под редакцией В.В. Наухацкого. Ростов/Дон, 2008.
Дополнительная литература
10. История Отечества/Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов/Дон, 2002. 2008.
11. История России. В 2 т.т. / Под редакцией А.А. Сахарова. М., 2003. 2010.
12. История России (IX-XX вв.) / Отв. Ред. Я.А. Перехов. М., 2005, 2007.
13. История России: народ и власть / Автор-составитель Ю.А. Сандулов. СПб., 1997.
14. История России: Учебное пособие / Под ред. Л.И. Семенниковой. М. 2005. 2009.
15. История России с древности до наших дней / М.М. Горинов, А.А. Горский и др. М., 2004.
16. История России в вопросах и ответах / Под ред. С.А. Кислицына. Ростов/Дон, 2001.
17. История России / Под ред. Ю.И. Казанцева, В.Г. Деева. Новосибирск, 2000.
18. История России: С древнейших времен до конца XX века. В 2-х т. / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2006. 2010.
19. Карамзин Н.М. История государства Российского. Любое изд.
20. Каргалов В.В., Савельев Ю.С., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1917 г. М., 2005.
21. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Любое изд.
22. Орлов А.С. и др. История России. М., 2004.
23. Орлов А.С., В.А. Георгиев. Хрестоматия по истории России. М., 2006.
24. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Кобрин В.Б. История России с древнейших времен до 1861 г. М., 2000.
25. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Любое изд.
26. Политическая история: Россия – СССР – Российская Федерация. В 2-х т. М., 1996.
27. Соловьев С.М. Соч. в 18 томах. М., 1985-1995.
28. Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций. М., 2000.
29. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник для вузов. М.: КноРус. 2006
30. Фортунатов В.В. Отечественная история для гуманитарных вузов. Учебное пособие. Питер. 2008.

 

 

3.2.Материально-технические

№ ауд. Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
  Компьютерные классы (ауд. 524 и др.) ПК используется в целях осуществления промежуточного контроля знаний студентов посредством электронной базы тестовых заданий.
     

 

4. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов

Тесты, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену
1. Тесты для текущего контроля Вариант I   1.Древнерусское государство возникло в: а) VI в.; б) IX в.; в) X в.; г) IXIII в.   2.Раннефеодальной эпохе на Руси соответствует: а) помещичье землевладение; б) правило Юрьева дня; в) вотчинное хозяйство; г) оброк.   3.Какой политический строй был в Киевской Руси? а) раннефеодальная монархия; б) боярская республика; в)демократическая республика; г) сословная монархия.   4.Какое из событий НЕ относится к борьбе Русского государства с татаро-монголами? а) битва на р. Калке; б) Ледовое побоище; в) Куликовская битва; г) «Стояние на р. Угре».   5.Ярлыками в Золотой Орде называли: а) товарный знак мастера-ремесленника; б) обидные клички (приклеить ярлык); в) клеймо на крупе лошади (позднее тавро); г) грамоты на право княжения в русских землях.   6.Форма землевладения, появившегося в период формирования Российского государства: а) вотчина; б) отруб в) поместье; г) опричнина.   7.Система управления через приказы развивалась при: а) Иване Ш; б) Иване IV; в) Василии Ш; г) Михаиле Романове.   8.Сословно-представительной монархией Россия стала после того, как: а) был созван первый Земский собор из разных слоев феодалов; б) в Избранную раду включили незнатных людей; в) была ликвидирована система боярских кормлений; г) в Земских соборах стали участвовать представители торгово-промышленного и черносошного крестьянства.   9.Выберите верное определение опричнины: а) крупная государственная реформа; б) пограничное войско Московского царства в XVI веке; в) система органов управления, действующая на особой территории отдельно от остального государства; г) название удела Ивана Грозного в 1655 – 1572 гг. с особой территорией, войском и государственным аппаратом; система внутриполитических мер Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой в среде феодалов.   10.Соборное уложение 1649 г. разрешало поместья: а) передавать по наследству; б) обменивать их на вотчины; в) дарить монастырям и церквам; г) верно все перечисленное выше; д) верно лишь 1 и 2.   11.Зарождение абсолютизма связывают с именем: а) Ивана IV; б) Алексея Михайловича; в) Петра 1; г) Екатерины П..   12.Годы 1497, 1581, 1649 – отражают основные этапы: а) борьбы России за выход к морю; б) образование Российского централизованного государства; в) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость; г) закрепощения крестьян.   13.Монопольное право на владения землями и крестьянами в конце 18 века имело сословие: а) дворянство; б) купечество; в) духовенство; г) боярство.   14.Документ, согласно которому поместья дворян приравнивались к боярским вотчинам: а) Табель о рангах; б) Указ о единонаследии; в) Строевое положение; г) Соборное уложение.   15.«Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству»: а) ликвидировал Табель о рангах; б) вводил в России свободу вероисповедания; в) освобождал дворян от обязательной службы государству; г) учредил дворянскую монополию на владение населенной землей.   16.Последний дворцовый переворот в России был совершен в: а)1801 г.; б) 1855 г.; в) 1881 г.; г) 1894 г.   17.Промышленным переворотом называют: а) переход от мануфактуры к фабрике; б) переход к освоению металлов; в) отделение ремесла от земледелия; г) механизацию и автоматизацию производства.   18.Теория «официальной народности» выражалась формулой: а) самодержавие – православие – народность; б) Москва – третий Рим; в) «царю – сила власти, народу – сила мнения»; г) единение царя и народа.   19.Основные черты крестьянской реформы 1861 г.: а) немедленное освобождение крестьян с безвозмездным предоставлением земельного надела; б) немедленное освобождение крестьян без предоставления земельного надела; в) немедленное освобождение крестьян с предоставлением земельного надела за выкуп; г) поэтапное освобождение крестьян с выкупом ими личной свободы у помещиков.   20.Аграрная реформа П.А. Столыпина характеризовалась: а) уничтожением помещичьего землевладения; б) бурным развитием кооперативного движения; в) выходом крестьянских хозяйств из общин; г) созданием фермерских ххозяйств. 21.Как назывались первые органы Советской власти, сформированные на II съезде Советов? а) Совет министров; совнархозы; б) Революционный военный совет республики; революционные трибуналы; в) Всероссийский Центральный Исполком; Совнарком; г) Временное революционное правительство; комиссариаты.   22.Политическим последствием победы большевиков в гражданской войне было: а) возрождение многопартийности; б) возвращение эмигрантов; в) возвращение прав правительственным слоям общества; г) укрепление советской власти.   23.Когда проводилась новая экономическая политика? а) с января 1918 г. – до 1921 г.; б) с марта 1921 г. – по 1928 г.; в) с марта 1921 г. – по 1925 г.; г) в 1918 – 1922 гг.   24.Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. был достигнут в результате разгрома фашистских войск: а) под Москвой; б) под Сталинградом и на Курской дуге; в) в восточной Пруссии; г) на Одере и Висле.   25.Отметьте, когда и кем было совершено разоблачение культа личности Сталина: а) Л.П.Берией сразу после смерти Сталина; б) Н.С.Хрущевым на Пленуме, избравшим его Первым секретарем ЦК КПСС в сентябре 1953 г..; в) Н.С.Хрущевымм на ХХ съезде КПСС в 1956 г.; г) Г.М.Маленковым на торжественном заседании ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Посвященном годовщине Октябрьской революции 1955 г.   26.Укажите главный фактор, способствующий решению социальных проблем в 70-е гг.: а) экономическая помощь США; б) отказ от остаточного принципа финансирования социальной сферы; в) сокращение военных расходов; г) использование «нефтедолларов» для закупок товаров на Западе.   27.В СССР в 70-х гг. «диссидентами» называли: а) людей, не разделяющих положения господствующей идеологии; б) высших партийных работников; в) молодежь, слушающую музыку «Битлз»; г) секретных сотрудников КГБ.   28.М .С.Горбачев был избран президентом СССР: а) путем референдума; б) путем всенародного голосования; в) делегатами Государственной думы; г) делегатами съезда народных депутатов СССР.   29.Россия по Конституции является: а) парламентской республикой; б) президентской республикой; в) парламентарно-президентской республикой.   Вариант 2   1. Христианство на Руси было принято в : а) 955 г.; б) 988 г.; в) 1054 г.; г) 1223 г.   2. Норманская теория происхождения Русского государства появилась в : а)XII в.( летописец Нестор); б) XYI в. ( псковский монах Филарет); в) XYIII в. (Миллер. Байер); г) XIX в. (Н.М.Карамзин).   3. В битве на Калке (1223 г.) вместе с русскими против монголо-татар сражались: а) печенеги; б) хазары; в) каракалпаки; г) половцы.   4. Баскаками в период ордынского ига называли: а) предводителей татарских отрядов, совершавших набеги на русские поселения с целью грабежа; б) чиновников, собиравших дань с русских земель; в) русских князей, получивших в Орде ярлык на управление отдельных территорий; г) доверенных лиц ордынских ханов из числа ближайших родственников.   5.Условное держание земли – это: а) аренда земли крестьянином у феодала; б) передача земли монастырям на строительство храмов; в) раздача князьями части своих владений вместе с крестьянами военным слугам во временное пользование; г) ликвидация частной собственности на землю.   6. Укажите важнейший политический фактор образования единого Русского государства в XY – первой трети XYI в. а) потребность феодалов в сильной княжеской власти , обладающей эффективным административным аппаратом и армией для подавления народных восстаний; б) «наивный монархизм» крестьянства, вера в доброго князя (царя), защищающего интересы народа; в) потребность горожан в сильной княжеской власти, способной преодолеть разобщенность русских земель и ограничить произвол феодалов, способной обеспечить независимость страны; г) необходимость противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому.   7. Вместо Руси появилось понятие «Россия»: а) в годы нашествия Батыя; б) после Ледового побоища (1242 г.); в) в начале XIII в. с возвышением Москвы; г) в конце XY в.   8. Избранной Радой в XYI в, называли: а) группу запорожских казаков, делегированную на Переяславскую Раду для решения вопроса о воссоединении с Россией; б) группу знатных бояр, избранную на первом Земском соборе для подготовки реформ; в) родственников Ивана IY, принадлежащих к роду Рюриковичей ; г) круг близких помощников Ивана IY.   9. Местничество – это: а) традиция феодальной раздробленности, когда каждый владелец удела или вотчины был и военоначальником, и судьей на своей территории; б) порядок занятия должностей по знатности происхождения; в) порядок взимания пошлины за проезд и провоз товаров по территории феодала; г) синоним термина «боярин – кормленщик».   10.Первые выборы монарха на Руси состоялись: а) 862 г.., когда в Новгород призвали и избрали князем Рюрика; б) 1598 г., когда царем был избран Б.Годунов; в) 1606 г., когда царем был избран родовитый боярин В.Шуйский; г) 1613 г., когда на русский престол был избран М.Романов.   11.О зарождении абсолютизма в России во второй половине XYII в. свидетельствует: а) прекращение созыва Земских соборов; б) падение значения Боярской думы; в) увеличение слоя чиновников; г) независимость монарха от отдельных слоев общества при опоре на государственный аппарат; д) все перечисленное выше.   12.Первым императором на российском троне был: а) Алексей Михайлович; б) Петр 1; в) Павел 1; г) Александр 1.   13. Государственные крестьяне - это : а) лично свободные крестьяне, жившие на казенных землях; б) крепостные крестьяне; в) крестьяне, владеющие землей на правах собственников; г) крестьяне, приписанные к мануфактуре.   14 Политика «просвященного абсолютизма» соответствует периоду правления: а) Алексея Михайловича; б) В. Шуйского; в) Петра 1; г) Екатерины П.   15. Рекрутская повинность в России в XYIII в. – это: а) обязанность крестьян работать в хозяйстве помещика; б) способ комплектования русской армии; в) прикрепление крепостных крестьян к мануфактурам; г) способ формирования рынка рабочей силы.   16. В.П.Кочубей, А.А.Безбородько. А А Чарторыйский, А.С.Строганов, Н.Н. Новосильцев. Что объединяет эти имена? а) это герои войны 1812 г.; б) единомышленники Павла 1; в) декабристы; г) члены «Негласного комитета».   17. Отметьте государственного деятеля, имевшего исключительное влияние на Александра 1 в последние годы его правления: а) Аракчеев А.А.; б) Карамзин Н.М.; в) Державин Г.Р.; г) Кутузов М.И.   18. Что такое славянофильство? а) религиозное течение; б) идея превосходства славянской расы; в) теория особого пути развития России; г) теория происхождения славян.   19. С крестьянской реформой 1861 г. было связано происхождение понятия: а) государственные крестьяне; б) временнообязанные крестьяне; в) черносошные крестьяне; г) вольноотпущенные крестьяне.   20. В силу чего политика модернизации России П.А.Столыпина не была реализована? а) в силу гибели Столыпина; б) отставки Столыпина с поста премьер-министра; в) неприятия курса модернизации царем и консервативными кругами общества; г) в силу начавшейся войны.   21.Руководители иностранной интервенции в годы Гражданской войны объясняли присутствие своих войск стремлением : а) не допустить распространение большевизма по всей Европе; б) предотвратить Гражданскую войну в России; в) способствовать восстановлению самодержавия; г) сохранить Россию как единое государство.   22.К политике «военного коммунизма» относилось мероприятие: а) декрет о 8-ми часовом рабочем дне; б) декрет об отделении церкви от государства; в) декрет о разверстке хлеба и фуража; г) объединение государственных предприятий в трест.   23.Первым мероприятием НЭПа стало: а) разрешение свободы торговли; б) замена разверстки продналогом; в) установление хлебной монополии; г) создание госбанка РСФСР.   24. Издание Сталиным приказа №227 «Ни шагу назад» от 28 июля 1942 г. было вызвано угрозой: а) захвата немцами Крыма; б) нового прорыва немцев под Москвой; в) выхода немцев к Уралу с юга; г) потери Сталинграда и выхода немецких армий к Волге.   25. Назовите официальную причину ухода Н.С. Хрущева с постов Певого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР: а) уход на пенсию по состоянию эдоровья; б) перевыборы в связи с истечением срока полномочий; в) уход на пенсию в связи с рядом допущенных просчетов в руководстве; г) увольнение в связи с волюнтаристскими методами работы.   26. Какое из названных событий поставило мир на грань ядерной мировой войны: а) введение войск СССР и других государств в Чехословакию; б) ввод советских войск в Афганистан в1979 г.; в) Карибский кризис; г) агрессия США во Вьетнаме.   27. Законы «О кооперации в СССР», «Об аренде и арендных отношения в СССР» были приняты в период, когда страной руководил: а) Л.И.Брежнев; б) Ю.В.Андропов; в) М.С.Горбачев; г) Б.Н.Ельцин.   28. Первым президентом России был: а) И.К.Полозков; б) И.С.Силаев; в) Б.Н.Ельцин; в) Л.И.Абалкин.   29. Новая Конституция в России была принята : а) 12 июня 1991 г.; б) 25 апреля 1993 г.; в) 12 декабря 1991 г.; г) 12 ноября 1991 г.
2. Экзаменационные вопросы по курсу Отечественная история   1. Предмет, методология и задачи Отечественной истории как науки и учебной дисциплины. 2. Славянские племена в VI - IX вв. Образование Древнерусского государства. 3. Принятие христианства на Руси и его влияние на развитие страны. 4. Экономическое, политическое и культурное развитие Руси в IX-XII вв. 5. Феодальная раздробленность на Руси, ее политические и экономические предпосылки и последствия. 6. Нашествие татаро-монголов на Русь, его политические и экономические последствия. Взаимовлияние Руси и Золотой Орды. 7. Предпосылки и этапы объединения русских земель. Роль Московского княжества в возрождении русской государственности. 8. Завершение объединения русских земель в конце XV - начале XVI вв. Образование единого Российского государства и его социально-экономическое и политическое развитие. 9. Иван IV (Грозный). Реформы конца 40-50 х гг. XVI в. 10. Политика опричнины: ее цели и последствия. Дискуссия в исторической литературе. 11. Основные направления внешней политики России в XVI в. Ливонская война. 12. "Смутное время" на Руси: причины, сущность, последствия. 13. Политическое развитие России во второй половине XVII века. Церковный раскол 14. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVII века. 15. Реформы Петра I и их значение. 16. Внешняя политика России в первой четверти XVIII века. Северная война. Оценка деятельности Петра I в историографии. 17. Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.). Особенности политического развития. 18. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II. 19. Внутренняя политика Александра I в первой четверти XIX в. 20. Основные направления внешней политики России в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 г. и ее влияние на международное и внутреннее положение в стране. 21. Движение декабристов: истоки, причины декабризма, организации и программы, причины поражения декабристов. 22. Россия в годы правления Николая I (1825 – 1855гг.). 23. Общественно-политическое движение в России в 30-50-гг. XIX в. Начало формирования консервативного направления. Западники и славянофилы. 24. Отмена крепостного права: предпосылки, содержание, характер, последствия. 25. Реформы 60-70-х гг. XIX в. в России, их характер, социально-экономические и политические результаты. 26. Россия в годы правления Александра III. Реформы и контрреформы. 27. Общественное движение и политические течения в России во второй половине XIX века (революционные демократы, народники, либералы, консерваторы). 28. Революция 1905-1907 гг. Причины, характер, движущие силы, основные этапы и итоги. Первый опыт российского парламентаризма. 29. Политические партии России в начале ХХ века. Особенности Российской многопартийности. 30. Третьиюньская монархия. Политическое развитие страны в 1907-1914 гг. 31. Аграрная реформа П.А. Столыпина: цели, осуществление реформы, итоги и значения. 32. Первая мировая война и участие в ней России (причины, характер, основные этапы, влияние на обстановку в стране). 33. Февральская революция. Борьба политических сил России за выбор пути дальнейшего развития (февраль – октябрь 1917 г.). 34. Октябрь 1917 г. Политические и социально-экономические преобразования в советской России (октябрь 1917 – весна 1918 г.). 35. Гражданская война и иностранная военная интервенция: причины, характер, этапы, социально-экономические и политические последствия. 36. Политика "военного коммунизма": сущность, основные черты, значение и последствия. 37. Экономический и социально-политический кризис 1920-1921 гг. в Советской России. Переход к нэпу. Сущность нэпа и его основные направления. 38. Политика индустриализации (конец 20-30-е гг. XX в.): сущность, этапы, социально-экономические итоги и последствия. 39. Коллективизация в СССР: этапы, раскулачивание, голод 1932-1933 гг., социально-экономические последствия. 40. Общественно-политическое развитие СССР в 30-е гг. Становление тоталитарного режима в СССР. 41. СССР накануне второй мировой и Великой Отечественной войны: внутренняя и внешняя политика (1937-1941 гг.). 42. Вторая мировая война. Причины, характер, этапы и участие СССР в войне. 43. СССР в начальный период Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.). 44. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Экономика СССР в войне. 45. Завершающий период Великой Отечественной Войны (1944- май 1945 гг.). Роль СССР в мировой войне. Значение и цена Победы. 46. Международные отношения и внешняя политика СССР в послевоенные годы. Начало “холодной войны”(1945-1953 гг.). 47. Советское общество в послевоенные годы. Восстановление экономики. Общественно-политическая жизнь (1945-1953 гг.). 48. СССР в период «оттепели» второй половины 50-х – первой половины 60-х гг. Реформы Н.С. Хрущева. 49. Советское общество во второй половине 60-х – начале 80-х гг.: политическое, социально-экономическое развитие. 50. «Перестройка» в СССР (1985 – 1991 гг.): предпосылки, характер, основные этапы и направления, результаты. 51. Социально-экономическое развитие России в 1992-2010 гг. 52. 52. Формирование российской государственности и общественно-политическое развитие России в 1992 –2010гг.

 


Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год _____/______

 

 
Следующие записи относятся к п.п.
Автор доц. Боронникова Н.Н.
Зав. Кафедрой проф. Наухацкий В.В.
 

 

Принято УМУ__________________________________ Дата:_____________________

 


Краткое изложение программного материала (учебное пособие по дисциплине)

 

Отечественная история