Основные элементы интерфейса.

Окно MS Project содержит следующие элементы:

· меню;

· панели инструментов;

· строку ввода;

· рабочую область;

· строку состояния.

Меню, панели инструментов и строка состояния являются стандартными элементами программ Windows.

Настройка меню и панелей инструментов осуществляется щелчком правой кнопки мыши на панели инструментов или меню и последующим выбором в появившемся контекстном меню пункта Настройка. Убрать или отобразить строку состояния можно, выбрав команду меню СервисПараметры, перейдите на вкладку Вид и установите или сбросьте флажок Строка состояния.

Строка ввода служит для ввода и редактирования значений в ячейках таблиц и на диаграммах, аналогично знакомой вам строке формул в Excel. Хотя в большинстве случаев выполнять эти действия можно непосредственно в диаграммах или таблицах, часто бывает удобнее пользоваться строкой ввода. Кроме того, в некоторых случаях строка ввода является единственным способом добавления или изменения данных, например, если вы сняли флажок Правка прямо в ячейке при настройке параметров редактирования. Убрать или отобразить строку ввода данных можно, используя то же диалоговое окно, что и для строки состояния.

 

Рисунок 2.6 – Окно MS Project после завершения различных настроек

 

Рабочая область программы MS Project несколько отличается от других офисных программ и методы работы с ней специфичны. Рабочая область MS Project состоит из панели представлений (слева по вертикали на рисунке 2.6) и собственно представлений проектных данных.

Панель представлений содержит значки с названиями представлений, щёлкая на которых можно быстро переключаться между различными представлениями.

Представление, иногда называемое также видом, – это способ отображения проектных данных для просмотра и редактирования, который может сочетать в себе таблицы, диаграммы и формы. Дело в том, что файл проекта содержит огромное количество данных, и просматривать их одновременно невозможно. В представлении на экране отображается ограниченный набор нужной информации о проекте, что облегчает её просмотр и редактирование.

Представление имеет гибкую структуру и может состоять как из отдельной таблицы, диаграммы или формы, так и из их комбинации.

Таблицы– это один из основных способов представления проектных данных. В проектном файле все данные хранятся в виде двух таблиц, одна из которых содержит информацию о задачах, а вторая – о ресурсах проекта, то есть задействованных в выполнении задач людях и материальных ценностях. Эти две «внутренние» таблицы состоят из множества полей, большинство из которых созданы «про запас» и обычно не используются[3].

Таблицы отображаются в представлениях, причём есть представления, в которых таблицы совмещены с диаграммой (например, Диаграмма Ганта), а есть и состоящие из одной таблицы (например, Лист ресурсов).

В настройках представления определено, какая таблица открывается по умолчанию при его загрузке. При этом в любой момент можно вывести на экран другую таблицу такого же типа. Например, в представлении Диаграмма Ганта при открытии отображается таблица Ввод данных, а в представлении Использование задач – таблица Использование. Но при желании можно отобразить таблицу Ввод данных в представлении Использование задач или таблицу Использование задач в представлении Диаграмма Ганта.

Таким образом, в представлении заложено ограничение на тип отображаемых таблиц (таблицы с данными о задачах или ресурсах), но просматривать в нём можно любые таблицы этого типа. Переключение между таблицами осуществляется с помощью команды меню ВидТаблица. Например, для того чтобы отобразить в представлении Диаграмма Ганта таблицу Использование задач, перейдите к этому представлению, щёлкнув на соответствующем значке панели представлений, а затем выберите команду меню ВидТаблица и в появившемся списке таблиц выберите Использование (рисунок 2.7).

Рисунок 2.7 – Выбор новой таблицы для отображения в представлении Диаграмма Ганта

В списке, появляющемся при выборе команды ВидТаблица, перечислены наиболее часто используемые таблицы для текущего представления. Если же этот список не содержит нужной таблицы, то её можно найти, щёлкнув на расположенном внизу списка пункте Другие таблицы (см. рисунок 2.8).

Рисунок 2.8 – Диалоговое окно выбора таблицы из полного списка

После щелчка откроется диалоговое окно со списком всех таблиц, доступных для отображения в представлениях MS Project (рисунок 2.7). Таблицы разделены на две группы: Задачи и Ресурсы, согласно типу отображаемой в них информации. Выбор группы таблиц осуществляется с помощью переключателей в верхней части диалогового окна.

Хотя разделение по типам отображаемой информации является ключевым для представлений, совсем не обязательно запоминать, к какому типу относится то или иное представление или таблица. В процессе работы MS Project просто не позволит отобразить в представлении не соответствующую по типу таблицу.

Таблицы, входящие в комплект поставки MS Project, являются удобным средством для быстрого получения нужной информации. Тем не менее, набор столбцов, по умолчанию включённых в таблицы, не всегда может подходить к вашим задачам. В таком случае его можно изменить.

Добавить столбец в таблицу можно двумя путями: с помощью команды ВставкаСтолбец основного меню или команды Вставить столбец контекстного меню. Чтобы эта команда появилась в контекстном меню, необходимо предварительно выделить одну из колонок таблицы, щёлкнув по её заголовку. После этого открывается диалоговое окно определения свойств колонки (рисунок 2.9).

Поле Имя поля представляет собой раскрывающийся список полей, которые можно добавить в таблицу (поля из «внутренней» таблицы того же типа, что и настраиваемая). Название поля отображается в заголовке колонки, и если вы хотите, чтобы там было указано другое название, то его нужно ввести в поле Текст заголовка.

В раскрывающихся списках определяется ориентация текста в заголовках столбцов. Счётчик Ширина задает ширину столбца в символах.

Рисунок 2.8 – Диалоговое окно определения свойств добавляемой
в таблицу колонки

Когда вы установили требуемые значения параметров колонки, для добавления колонки в таблицу щёлкните на кнопке ОК или же на кнопке Автоширину, которая автоматически подберет добавляемой колонке оптимальную ширину (в таком случае значение поля Ширина будет игнорироваться).

Для редактирования свойств колонки в таблице нужно выполнить двойной щелчок на её заголовке. После этого отобразится уже знакомое диалоговое окно (рисунок 2.9), в котором можно внести необходимые изменения.

Чтобы убрать ненужную колонку, следует выделить ее, щёлкнув на её заголовке, а затем в контекстном меню колонки (рисунок 2.10) выбрать команду Скрыть столбец. После этого колонка будет убрана из таблицы.

Рисунок 2.10 – Контекстное меню для вставки или удаления колонки из таблицы

Для осуществления операций по созданию и удалению таблиц необходимо открыть диалоговое окно со списком всех таблиц, доступных в открытом проекте: ВидТаблицаДругие таблицы.

Чтобы создать таблицу, нужно щёлкнуть на кнопке Создать. При этом появится диалоговое окно определения свойств таблицы в котором задаётся название таблицы, состав её полей и их формат, а также дополнительные параметры отображения таблицы в интерфейсе MS Project.

Нужно иметь в виду, что тип создаваемой таблицы (и, соответственно, набор доступных столбцов) зависит от того, какого типа таблицы просматривались в списке таблиц в момент нажатия кнопки Создать.

Во многих случаях таблица создаётся не «с нуля», а на основе существующей таблицы. Удобнее всего при этом скопировать существующую таблицу и, сохранив её с новым названием, внести в неё необходимые изменения.

Для копирования таблицы следует открыть диалоговое окно Другие таблицы, выделить в раскрывающемся списке нужную таблицу и нажать кнопку Копировать. После этого откроется уже знакомое диалоговое окно определения свойств таблицы, поля которого будут заполнены в соответствии со свойствами и структурой этой таблицы. Новую таблицу можно отредактировать с помощью уже известных приемов и сохранить, нажав кнопку ОК.

После того как новая таблица создана, может потребоваться внести в неё изменения. Структуру таблицы и свойства колонок можно редактировать непосредственно в представлении, но некоторые её свойства (например, формат дат) можно изменить только в окне определения свойств таблицы. Для того чтобы открыть это окно для редактирования свойств существующей таблицы, нужно сначала открыть диалоговое окно со списком таблиц, используя команду меню ВидТаблицаДругие таблицы, а затем выбрать в списке необходимую таблицу и щёлкнуть на кнопке Изменить.

СОВЕТ: Для быстрого изменения высоты всех строк таблицы во время её просмотра нужно выделить всю таблицу (щёлкнув на заголовке первой колонки, если она зафиксирована), а затем изменить высоту любой из её строк, перетащив мышью одну из её границ. Все строки таблицы автоматически примут тот же размер, что и изменяемая строка.

Редактирование таблиц в MS Project осуществляется почти так же, как в Excel, и не должно вызвать затруднений. Удобно, что во многих полях можно выбирать значения из списка или пользоваться стрелками для увеличения и уменьшения значений, кроме того, данные можно вводить с помощью строки ввода.

Помимо стандартных средств ввода и редактирования данных MS Project содержит ряд расширенных возможностей.

С помощью команды Заполнить можно быстро заполнять данными из одной ячейки несколько других ячеек таблицы. Для этого нужно выделить ячейку таблицы с исходными данными (установив в неё курсор и щёлкнув мышью), а затем, удерживая нажатой клавишу Ctrl, щёлкнуть по тем ячейкам, в которые нужно поместить данные из исходной ячейки. При этом все ячейки должны быть в одном столбце. Затем нужно выбрать команду меню ПравкаЗаполнить и в появившемся списке – пункт, соответствующий направлению заполнения: Вниз или Вверх.

Если ячейки, в которые нужно поместить значения, находятся прямо под исходной или над ней, то можно воспользоваться «ручным заполнением». Для этого нужно щёлкнуть по исходной ячейке и навести курсор на квадратик в её правом нижнем углу. Затем квадратик нужно потянуть по направлению к ячейкам, в которые нужно поместить данные, так чтобы они попали в зону выделения. После того как вы отпустите кнопку мыши, выделенные ячейки примут значения исходной.

Для удаления данных из таблицы служит клавиша Delete. Если выделить всю строку и нажать эту клавишу, то строка будет удалена. Если же нажать эту клавишу, когда курсор находится в одной из ячеек таблицы, то ячейка будет очищена, а рядом с ней появится дополнительное меню. Это меню состоит из двух пунктов: Удалить содержимое поля ..., где многоточие заменяется названием столбца и Удалить всю задачу.

Возможности форматирования содержимого таблиц в MS Project довольно развиты. Во-первых, есть возможность изменять шрифт, начертание, размер, цвет данных в ячейках и столбцах. Для этого нужно выделить ячейку (установив в неё курсор и щёлкнув мышью) или столбец (щёлкнув по его заголовку), а затем вызвать диалоговое окно определения свойств шрифта через меню ФорматШрифт. Это диалоговое окно можно вызвать и выбором команды Шрифт в контекстном меню, которое появляется при щелчке правой кнопкой мыши по выделенной ячейке или столбцу.

СОВЕТ: Для быстрого изменения параметров шрифта можно воспользоваться панелью инструментов Форматирование. На ней расположены элементы для быстрого изменения любого параметра оформления данных в ячейке, кроме цвета шрифта. Кроме того, некоторые параметры оформления можно менять с помощью стандартных для программ Microsoft сочетаний клавиш: Ctrl+В выделяет данные полужирным шрифтом, Ctrl+I – курсивом и Ctrl+U – подчеркиванием.

Во-вторых, MS Project позволяет одновременно форматировать строки таблицы, относящиеся к задачам или ресурсам определённого типа. Для этого нужно выбрать команду меню ФорматСтили текста или воспользоваться командой Стили текста контекстного меню, которое отображается при щелчке правой кнопки мыши по выделенной колонке таблицы.

Список приведённых в списке элементов зависит от типа таблицы, открытой в текущем представлении. В списке элементов, доступных для форматирования, всегда есть пункт Заголовки строк и столбцов, выбрав который, можно изменить шрифтовое оформление заголовков колонок и данных в первой колонке (если она заблокирована).


3 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ К ПРОЕКТУ «РЕМОНТ КВАРТИРЫ»

Таблица 3.1 – Предполагаемые виды и длительность работ

Название работы Длительность (дней) Используемые ресурсы Примечание
Разработка дизайн-проекта Дизайнер  
Сантехнические работы слесарь сантехник и подсобный рабочий 2 этап начинается после 1 этапа.
Плиточные работы Плиточник-облицовщик и подсобный рабочий 3 этап начинается по завершению 2 этапа с опережением 40%.
Электромонтажные работы Электрик и подсобный рабочий 4 этап начинается после 1 этапа и не может закончиться позднее 5 этапа
Шпаклевка стен и потолков Отделочник и подсобный рабочий 5 этап начинается после окончания 2 этапа
Грунтовка стен и потолков Подсобный рабочий 6 этап начинается после окончания 5 этапа
Побелка потолка Отделочник 7 этап начинается после завершения 6 этапа.
Укладка ламината Плотник и подсобный рабочий 8 этап начинается после завершения 7 этапа.
Оклейка обоями Два отделочника 9 этап начинается после 8 этапа с опережением на 50%.
Монтаж встроенных шкафов Плотник и подсобный рабочий 10 этап начинается после завершения 8 и 9 этапов
Укладка плинтуса Плотник и подсобный рабочий 11 этап начинается после окончания 9 этапа

 

Таблица 3.2 – Используемые ресурсы и их стоимость

Ресурс Количество человек Оплата/затраты
Дизайнер 300 $
Слесарь-сантехник 160 $
Плиточник-облицовщик 300 $
Электрик 350 $
Отделочник 440 $
Плотник 360 $
Рабочий подсобный 15 $/день

Таблица 3.3 – Календарь на 2012 год

Праздничные (выходные) дни Предпраздничные (сокращённые) рабочие дни Рабочие дни (переносы)
1, 7 января 6 января  
8, 9, 10 марта 7 марта 11 марта
23, 24, 30 апреля 20, 28 апреля  
1, 9 мая 5, 8 мая  
2, 3 июля 29 июня 7 июля
7 ноября 6 ноября  
24, 25 декабря 21, 29 декабря  

Примечание:

Количество рабочих часов в неделю – 40.

Количество рабочих часов в смену – 8.

Рабочий день: 9:00-13:00, 14:00-18:00.

Рабочее время в предпраздничный день: 9:00-12:00, 13:00-17:00.

Финансовый год начинается с января месяца.

 


Задание 1
СОЗДАНИЕ НОВОГО ПРОЕКТА И СОЗДАНИЕ БАЗОВОГО КАЛЕНДАРЯ

1) Выберите команды меню ПроектСведения о проекте. Появится диалоговое окно Сведения о проекте. MS Project позволяет создавать проект от начальной или конечной даты. Одна из этих возможностей может быть выбрана в открывающемся списке Планирование от. По умолчанию здесь установлено даты начала проекта, а под этим списком в центре диалога выводится надпись Все задачи начинаются как можно раньше.

- Нажмите кнопку у правой границы поля открывающегося списка Дата начала. В окне диалога появится календарь текущего месяца.

- Выберите на календаре дату16 апреля 2012 года.

- В поле открывающегося списка Дата начала отобразится выбранная дата.

- В поле открывающегося списка Текущая дата выводится текущая дата.

- В открывающемся списке Календарь можно выбрать один из типов предлагаемых программой календарей: Стандартный, Суточный, Ночная смена. Пока выберите «Стандартный».

- Нажмите кнопку ОК, чтобы закрыть диалог Сведения о проекте для «Проект1». Установки, сделанные в нем, будут использоваться для созданного проекта.

2) MS Project создает график выполнения работ на основе встроенного календаря. По умолчанию, это базовый календарь (Стандартный), параметры которого можно легко изменять. Кроме того, Вы можете создать новый, индивидуальный календарь для каждого работника (ресурса) или группы ресурсов, на основании которого будет планироваться выполнение работ. Например, одна бригада может работать без выходных дней на сдельной оплате труда, а другая – на повременной оплате со всеми выходными днями. Прежде чем Вы начнете вводить в проект исходную информацию, следует сделать некоторые изменения в базовом календаре, который MS Project использует по умолчанию.

- Выберите команду меню СервисПараметры. На экране появится диалог Параметры.

- Щёлкните мышью на ярлычке Календарь, чтобы перейти на нужную вкладку.

- В нашем проекте рабочая неделя должна начинаться с понедельника. Убедитесь, что в открывающемся списке День начала недели установлено Понедельник.

- Финансовый год должен начинаться с января. Убедитесь, что в открывающемся спискеМесяц начала финансового года установленоЯнварь.

- Рабочий день должен начинаться в 9:00 и заканчиваться в 18:00. В поле спискаВремя начала по умолчанию введите 9:00.В поле спискаВремя окончания по умолчанию введите 18:00.

- Убедитесь, что в поле со счётчикомЧасов в дне установлено 8, а в полеЧасов в неделе установлено 40.

- Нажмите кнопкуПо умолчанию. Это позволит использовать установленные параметры календаря в текущем и во всех вновь создаваемых проектах.

- Закройте диалог(Параметры) нажатием кнопки ОК.

3) Теперь Вы должны указать программе нерабочие, праздничные и сокращённые предпраздничные дни, чтобы график выполнения работ автоматически создавался с учётом таких дней.

- Выберите команду менюСервисИзменить рабочее время. На экране появится диалогИзменение рабочего времени.

В центре диалогового окна находится традиционный календарь, для каждого дня в котором можно задать определённую настройку. Дни календаря выделены цветом в соответствии с легендой: рабочие дни обозначены белым, нерабочие – серым, а дни с нестандартным рабочим временем будут заштрихованы. Для переключения между месяцами нужно использовать полосу прокрутки, а чтобы выбрать нужный день – щёлкнуть на нём мышью. Для того чтобы выделить сразу несколько дней, нужно щёлкать на них при нажатой клавише [Ctrl], а чтобы выделить все одинаковые дни календаря (например, все субботы), нужно щёлкнуть на названии дня в верхней строке календаря. Настройка параметров выбранных дней осуществляется в правой части диалогового окна. Переключатель стандартное время применяет стандартные настройки, если ранее параметры дня были изменены. Переключатель нерабочее время пометит выбранный рабочий день как выходной, а нестандартное рабочее время – как рабочий. Под переключателями расположены две колонки полей, содержащих временные интервалы, в которых осуществляется работа в течение дня.

- Нажмите кнопку Создатьв диалогеИзменение рабочего времени. На экране появится диалогСоздание базового календаря.

- Установите переключательСоздать новый базовый календарь. В поле вводаИмя появится название нового календаряКалендарь 1.

- Закройте диалогСоздать новый базовый календарь с помощью кнопки ОК. Произойдёт возврат к диалогу Изменение рабочего времени, в поле открывающегося спискаДля календаря которого отобразится название нового календаряКалендарь 1.

– В новом календаре отметьте согласно исходных данных к проекту все праздничные (нерабочие) дни, а также предпраздничные дни, у которых сокращённый день (не забудьте учесть переносы рабочих дней). Для этого:

– Выделите 1 января и 7 января 2012 года как нерабочие дни (по умолчанию они уже должны быть обозначены как нерабочие).

- Предпраздничный день 6 января 2012 года должны быть сокращёнными. Щёлкните мышью на ячейках с датой 6 января, чтобы выделить её.

- Установите переключательнестандартное рабочее время. В полях вводаСи По введите рабочее время в предпраздничный день:9:00-12:00, 13:00-17:00, которое учитывает обедённый перерыв.

- Щёлкните мышью за пределами этой ячейки (6 января), чтобы снять выделение. Как Вы видите, указанная ячейка будет выделена наклонной штриховкой, характеризующей сокращённый рабочий день.

- Теперь установите как нерабочие дни 8 и 9 марта 2012 года; как рабочий день 11 марта 2012 года (нестандартное рабочее время с рабочим временем:9:00-13:00,14:00-18:00) и сокращённый рабочий день для 7 марта 2012 года (рабочее время:9:00-12:00, 13:00-17:00).

- Таким же образом введите все необходимые изменения в Календарь 1 согласно таблице 3.3 исходных данных к проекту.

- Нажмите кнопку ОК в диалогеИзменение рабочего времени. Диалог закроется. Установленные параметры будут запомнены.

4) Как Вы помните, при создании нового проекта в диалоге (Сведения о проекте для «Проект1») Вы не изменяли установленный по умолчанию календарь (Стандартный). Теперь же, когда у Вас есть новый календарь, следует подключить его к Вашему проекту, для того чтобы MS Project составлял график работ, основываясь на нём.

- Выберите команду менюПроектСведения о проекте. На экране появится уже знакомый вам диалог Сведения о проекте для «Проект1».

- В открывающемся спискеКалендарь выберите созданный вамиКалендарь 1.

- Закройте диалог, нажав кнопку ОК. Созданный календарь будет подключён к проекту.

5) Теперь следует выделить на панели диаграммы все выходные дни как нерабочие. Для этого выполните следующие шаги.

- Щёлкните правой кнопкой мыши на правой части рабочего поля программы. На экране появится контекстное меню.

- Выберите команду контекстного меню Нерабочее время. На экране появится диалог Шкала времени с открытой вкладкойНерабочее время.

- В открывающемся спискеКалендарь выберитеКалендарь 1 (Календарь проекта).

- Перейдите на вкладку Нижний уровень и в открывающемся списке Надписи выберите формат отображения даты.

- Закройте диалогШкала времени, нажав кнопку ОК. На панели диаграммы серыми вертикальными полосами отобразятся указанные Вами нерабочие и праздничные дни. Обратите внимание на даты 9 и 10 марта 2012г.

6) Прежде чем продолжать создание проекта, его следует сохранить.

- Нажмите кнопку Сохранить на панели инструментовСтандартная. На экране появится диалогСохранение файла.

- В открывающемся спискеСохранить в выберите указанные преподавателем сначала диск, а затем папку, в которой будет сохранён проект.

- В поле вводаИмя файла введитесвою фамилию, дефис и 1.

- Закройте диалогСохранение файла с помощью кнопки Сохранить. Файл проекта будет сохранён на диске. В заголовке рабочего окна программы появится новое имя проекта – Ваша фамилия-1.

7) Итак, Вы выполнили все подготовительные операции по созданию нового проекта и настройке базового календаря. В MS Project есть несколько настроек, определяющих поведение программы при работе пользователя с календарным планом. Эти параметры можно изменить на вкладке Планирование в диалоговом окне Параметры меню Сервис. Установите показанные на рисунке настройки.

Обязательно отключите Автоматическое связывание вставленных или перемещённых задач.

- На вкладке Вид определите параметры валюты для нашего проекта.

- На вкладке Общие определите формат стандартной и сверхурочной ставок:

- Чтобы при планировании MS Project подсказывал Вам о возможных ошибках и способах ускорить ввод данных, стоит включить режим подсказки (вкладка Общие), а на ней в разделе Мастер планирования нужно установить все флажки.

8) Закройте диалог.

9) Нажмите кнопку Сохранить .

10) Закройте файл.

11) Корректно выйдите из программы Microsoft Project.

12) Корректно завершите сеанс.


Задание 2
ВВОД РАБОТ И СОЗДАНИЕ ВЕХ

1) Откройте свой файл, созданный при выполнении задания 1.

2) Щёлкните мышью на самой первой ячейке первой строки поляНазвание задачи таблицы в рабочей области окна. Ячейка будет выделена рамкой. Введите с клавиатуры название первой работы–Разработка дизайн проекта. Как только вы начнете ввод, будет активизирована строка ввода, в которой отобразится вводимая в ячейку информация. В левой части этой панели появятся две кнопки. Левая кнопка используется для отказа от введённой информации, а правая для завершения ввода информации. Далее будет использоваться слово «зафиксировать» для обозначения окончания ввода информации в ячейки таблицы.

3) Нажмите на клавиатуре клавишу[стрелка вправо], чтобы закончить ввод текста и переместить прямоугольник выделения в полеДлительность. В этом поле отобразится продолжительность работы, равная 1 дню,устанавливаемая MS Project по умолчанию для каждого вида работ. Как только любая ячейка в полеДлительность выделяется, в ней появляется счётчик , с помощью которого можно изменить продолжительность работы.

4) Используя кнопку счётчика , установите длительность введённой работы 6 дней. Обратите внимание, что эта длительность отобразится в строке ввода. Нажмите кнопку в строке ввода, чтобы зафиксировать введённую длительность.

5) Теперь увеличьте ширину левой панели диаграммы Ганта, переместив её правую границу, чтобы видеть соседние поля. Установите указатель мыши на вертикальной полосе, разделяющей панели таблицы. Указатель примет форму . Нажмите и удерживайте левую кнопку мыши. Переместите указатель мыши вправо так, чтобы видимая часть таблицы увеличилась примерно вдвое. Отпустите левую кнопку мыши. Ширина таблицы увеличится. Справа от поля Длительность вы теперь видите два поля – Начало и Окончание, в которых отображаются даты начала и окончания указанного вами вида работ. Изменить формат даты можно с помощью Сервис, Параметры, Вид, Формат даты.

6) Как Вы видите, на основании введённой продолжительности работы Разработка дизайн-проекта – 6 дней – MS Project может вычислить календарную дату окончания этого вида работ и при этом учёл предпраздничный день пятница 20 апреля (это сокращённый рабочий день), выходные дни – 21‑24 апреля 2012 года. На панели диаграммы в правой части рабочего окна появилась синяя горизонтальная полоска диаграммы с общей длиной 10,5 календарных дней (6 рабочих + 4 выходных).


Вы можете изменить дату начала любого вида работы. Для этого:

ü Щёлкните мышью на поле(Начало) во второй строке, чтобы выделить соответствующую ячейку. У правого её края появится кнопка открывающегося списка .

ü Нажмите кнопку . На экране появится календарьтекущего месяца.

ü Выберите 25 апреля 2012 года. Календарь закроется. Выбранная дата (среда, 25 апреля 2012 года) отобразится в выделенной ячейке поляНачало, а горизонтальная полоска-работа на панели диаграммы сместится вправо так, что её правый край будет находиться на отметке 4 мая 2012 года.

ü Изменить дату начала работы можно также перемещая полоску-работу на панели диаграммы. Посмотрим, как это делается.

ü Установите указатель мыши на синей горизонтальной полоске-работе на правой панели диаграммы. Указатель примет форму .

ü Нажмите и удерживайте левую кнопку мыши. На экране появится информационное окно задачи с указанием начальной и конечной даты этой работы.

ü Не отпуская левую кнопку мыши, перемещайте мышь вправо. Вы увидите, что по мере перемещения в информационном окне изменяются даты начала и конца работы.

ü Добейтесь такого положения полоски, чтобы работа начиналась, например, в четверг 19 апреля.

ü Отпустите левую кнопку мыши. Информационное окно работы исчезнет. Положение полоски-работы зафиксируется. Новая дата начала работы отобразится в поле (Начало) таблицы диаграммы Ганта.

ü Подобным же образом можно изменить длительность любой работы.

ü Установите указатель мыши на правом крае нижней полоски-работы на панели диаграммы. Указатель примет форму .

ü Нажмите и удерживайте левую кнопку мыши. На экране появится информационное окно задачи, в котором теперь указаны дата её окончания и длительность.

ü Не отпуская левую кнопку мыши, перемещайте мышь вправо. При этом по мере перемещения в информационном окне работы будут изменяться дата окончания работы и её длительность.

ü Добейтесь такого положения правого края полоски, чтобы длительность работы составила приблизительно 12 календарных дней.

ü Отпустите левую кнопку мыши. Информационное окно закроется. Размер полоски-работы зафиксируется в соответствии с новой длительностью. Измененная длительность отобразится в поле Длительность таблицы, а новая дата окончания работы – в поле Окончание.

ü Таким образом, MS Project предоставляет разнообразные возможности для установки начальной и конечной дат каждого вида работ и их продолжительности. Любую работу в случае необходимости можно удалить.

Восстановите для этой работы начальные данные: начало работы
16 апреля 2012 г. и длительность 6 дней.

7) Самостоятельно введите в таблицу остальные виды работ и их длительности, взяв необходимые данные из таблицы 3.1 п.3 «Исходные данные к проекту «Ремонт квартиры». Для этого можно скопировать содержимое первого столбца таблицы 3.1. Затем выделить свободную ячейку в поле Название задачи и вставить содержимое буфера. Лишние (пустые) строки необходимо удалить. Для этого щелчком мыши выделяете все строки (курсор наводите на номер необходимой строки) и нажимаете [Delete].

8) На диаграмме Ганта можно создавать так называемые контрольные точки (вехи), которые отражают промежуточные итоги проекта. Контрольная точка – это работа нулевой длительности. Создайте на диаграмме контрольную точкуНачало работ. Для этого:

- Щёлкните мышью на первой строке в полеНазвание задачи, чтобы выделить соответствующую ячейку.

- Выберите команду меню ВставкаНовая задача (либо нажмите на клавиатуре клавишу [Insert]). В таблице будет вставлена пустая первая строка.

- В вставленной первой строке поля Название задачи введите: Начало работ.

- Нажмите клавишу [стрелка вправо], чтобы закончить ввод и переместить выделение в поле Длительность.

- В полеДлительность установите продолжительность работы
(0 дней) и нажмите клавишу [Enter]. На панели диаграммы в первой строке появится контрольная точка в виде черного ромбика с датой начала работ16.04.

- Самостоятельно создайте вторую контрольную точку Завершение проекта в конце списка работ.

9) Нажмите кнопку Сохранить .

10) Закройте файл.

11) Корректно выйдите из программы Microsoft Project.

12) Корректно завершите сеанс.


Задание 3
СОЗДАНИЕ ГРАФИКА РАБОТ

Следующий шаг подготовки проекта после ввода названий работ – создание графика работ. Пока что все виды работ начинаются с даты начала проекта – 16 апреля 2012 года. Но это неправильно. В любом проекте все виды работ взаимосвязаны и должны выполняться в определённой последовательности. Например, все работы по ремонту могут начаться только после того, как будет готов дизайн-проект; укладка плитки в ванной и туалете не может начаться прежде, чем будет проведены все необходимые сантехнические работы, а укладка полового покрытия должна выполняться только после выравнивания пола и высыхания стяжки. Некоторые виды работ могут выполняться одновременно, например, сантехнические работы и электромонтажные работы в комнатах.

В MS Project создание графика работ сводится к установке связей между работами (как это делается и при построении сетевых моделей вида «вершина – событие» и «вершина – работа»). При этом нужно указать тип связи: выполняется ли одна работа после другой или перед ней. Если же работы выполняются параллельно, то должны ли они одновременно начинаться или заканчиваться. Различают четыре типа возможных связей:

a) «Окончание–Начало» (ОН) – последующая работа начинается после окончания предыдущей;

b) «Начало–Начало» (НН) – последующая работа не может начаться, пока не началась предыдущая;

c) «Окончание–Окончание» (ОО) – последующая работа не может закончиться, пока не закончилась предыдущая;

d) «Начало–Окончание» (НО) – последующая работа не может закончиться, пока не началась предыдущая.

Установите связи между работами. Для этого:

1) Щёлкните мышью на названии работыРазработка дизайн-проекта в поле Название задачи, чтобы выделить её. Нажмите и удерживайте клавишу [Ctrl]. Не отпуская клавишу [Ctrl], щёлкните мышью на названии второй работыСантехнические работы, зависящей от первой. Отпустите клавишу [Ctrl]. Оба вида работ будут выделены. Нажмите кнопку Связать задачи на панели инструментовСтандартная. Между выделенными видами работ будет установлена связь типа«Окончание – начало», которая отобразится на диаграмме в виде стрелки. Как уже указывалось выше, этот тип связи означает, что Сантехнические работы будут начинаться после окончания работыРазработка дизайн-проекта. Это наглядно показано на диаграмме, где работа Сантехнические работы начинается в четверг 26 апреля 2012г. после окончания работы Разработка дизайн-проекта, а стрелка, направленная от конца полоски-работы Разработка дизайн-проекта к началу –Сантехнические работы, указывает тип связи «Окончание – начало». Этот тип связи MS Project устанавливает по умолчанию.

Как и большинство операций, установка связей между видами работ может быть отменена. Нажмите кнопку Отменить ввод на панели инструментов Стандартная. Предыдущая команда будет отменена.

Теперь установите связь между этими же видами работ, выделив их в обратном порядке, чтобы увидеть, как зависит вид установленной связи от порядка выбора работ. Щёлкните мышью на названии работы Сантехнические работы, чтобы выделить её. Нажмите и, не отпуская клавишу [Ctrl], .щёлкните мышью на названии работыРазработка дизайн-проекта. Отпустите клавишу [Ctrl]. Ячейки с указанными работами будут выделены. Нажмите кнопку Связать задачи на панели инструментовСтандартная. Между выделенными видами работ снова будет установлена связь.

Но теперь работа Разработка дизайн- проекта будет начинаться только после окончания работы Сантехнические работы. Как видите, вид установленной связи зависит от порядка выделения работ. Конечно же, эта связь неправильна. Такие ошибочные связи в любой момент можно удалить. Не отменяя выделения видов работ в таблице, нажмите кнопку Разорвать связи задач на панели инструментов Стандартная. Связь между указанными видами работ будет удалена.

Восстановите для этих работ зависимость, установленную в начале.

2) Создайте связь ОН между видами работ Разработка дизайн-проекта и Электромонтажные работы,Сантехнические работыиПлиточные работы,Шпаклевка стен и потолковиГрунтовка стен и потолков,Грунтовка стен и потолкови Побелка потолков, Побелка потолка и Укладка ламината (см. таблицу 3.1).

3) Теперьучтите,что Электромонтажные работы не должны оканчиваться позднее Шпаклевка стен и потолков т.е. установите тип связи «Окончание-окончание» (ОО). Для этого выделите сначала название работы Электромонтажные работы, а затем – Шпаклевка стен и потолков. Создайте связь между ними, нажав кнопку Связать задачи на панели инструментов Стандартная. Установленный по умолчанию тип связи ОН необходимо изменить. Установив курсор на название задачи Шпаклевка стен и потолков или её полоску, нажмите правую кнопку мыши и в появившемся контекстном диалоге выберите Заметки задачи. В появившемся диалоге выберите закладку Предшественники. В ней в поле Название задачи выберите Электромонтажные работы, а в поле Тип из списка выберите зависимость «Окончание-окончание» (ОО). Нажмите кнопку ОК.

4) Дважды щёлкните мышью на стрелке, обозначающей связь на диаграмме. На экране появится диалог Зависимость задач. В верхней части диалога указаны названия работ, между которыми установлена связь, а в поле открывающегося списка Тип – тип этой связи. Для связи от Электромонтажные работы к Шпаклевка стен и потолков это тип – «Окончание-окончание» (ОО). При необходимости вы можете удалить эту связь нажатием кнопки Удалить. Оставьте в открывающемся списке Тип связь «Окончание-окончание» (ОО).

Нажмите кнопкуОК, чтобы закрыть диалогЗависимость задач. Установленная связь отобразится на диаграмме.

Проверьте, будут ли Сантехнические работы и Электромонтажные работы начинаться сразу после предыдущей Разработка дизайн-проекта, если изменить её длительность. Для этого:

– Щёлкните мышью на поле Длительность в строке с работойРазработка дизайн – проекта, чтобы выделить соответствующую ячейку. Используя счётчик, увеличьте длительность работы до 10 дней и нажмите клавишу[Enter].

– Просмотрите диаграмму, воспользовавшись горизонтальной полосой прокрутки, и убедитесь, что тип связи между видами работ не изменился, и они по-прежнему начинаются одновременно сразу после окончания предыдущей.