ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Теория социального научения, в отличие от других, гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе соци­ализации.

Социализацией агрессии можно назвать процесс науче­ния контролю собственных агрессивных устремлений или выраже­ние их в формах, приемлемых в определенном сообществе, цивили­зации. Совершенно ясно, что "природный" агрессивный потенциал никуда не исчезает в более зрелом возрасте. Просто в результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.

Другие остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалиро­ванные требования, вандализм и другие тактические приемы.

Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные им­пульсы в физическом насилии.

Исследованиями М. Мид установлено, что социализация агрес­сии зависит от трех основных условий:

Ø раннего опыта воспитания ребенка в конкретной культурной

среде,

Ø семейных традиций;

Ø эмо­ционального фона отношений родителей к ребенку.

Изучая прими­тивные сообщества, оставшиеся на более ранних этапах цивилиза­ции, она наблюдала очень интересные факты. *Например, в тех со­обществах, где ребенок имел негативный опыт (раннее отлучение ребенка от груди матери, редкое общение с матерью, одиночество ребенка в течение длительного времени, частое использование на­казаний при отсутствии поощрений, отсутствие осуждения взрос­лыми враждебности детей по отношению друг к другу), у него, как правило, формировались отрицательные черты личности: тревож­ность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жесто­кость.

Совершенно иное наблюдалось в сообществах, где вся структу­ра жизни была построена на взаимопомощи и кооперации: с пер­вых дней жизни ребенок окружался заботой и вниманием родите­лей или родственников, общение взрослых и детей было позитивно окрашено, наказания редки. Единственной особенностью поведе­ния, которая вызывает строгость и недовольство родителей, явля­лась детская агрессивность. Драки и ссоры между детьми немед­ленно пресекались, и детей учили конструктивному поведению. Например, вымещать гнев преимущественно на неодушевленных предметах. В результате у детей формировались мягкость в обще­нии, альтруистическое отношение к другим. Очень схожие факты наблюдали и другие исследователи.

Таким образом, опираясь на полученные эмпирические дан­ные, можно заключить, что на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора: