Другие виды фактуры

Allegro В. Моцарт. Соната G-dur

Благодаря различному ритму мелодии и сопровождающих голосов, а также тому, что мелодия, как правило, находится в верхнем, наиболее ясно слышимом голосе, она занимает ведущее место и ярко выделяется из общего звучания. Однако в ряде случаев мелодия помещается и в средних голосах, а иногда и в нижнем (см., например, «Мелодию» F-dur op. 3 А. Рубинштейна или пьесу «Веселый крестьянин» из Альбома для юношества Р. Шумана).

Второй вид гомофонной фактуры характеризуется ритмическим тождеством мелодии и сопровождения. В этом случае мелодия выделяется благодаря своему положению в фактуре в качестве верхнего голоса и более выпуклому мелодическому рисунку:

318 [Allegro] П. Чайковский. Симфония № 4, ч. III

 

Названные виды фактуры, безусловно, не исчерпывают всех ее видов. Возможны и иные, в частности промежуточные виды, в которых могут встретиться признаки тех или других из рассмотренных выше. Кроме того, во многих случаях используются сложные виды фактуры, основанные на сочетаниях более простых форм. Так, например, в хоре И. С. Баха “Crucifixus” из мессы h-moll фактура оркестрового сопровождения — типично гомофонная, а в хоровой партии — полифоническая, основанная на имитации. В начале I части кантаты С. Танеева «Иоанн Дамаскин» хоровая экспозиция фуги сопровождается гомофонным аккомпанементом оркестра. И в том и в другом случаях образуется смешанная, своего рода «многослойная» фактура. В процессе музыкального развертывания произведения можно встретить чередование разных видов фактуры. Но в целом она меняется обычно значительно реже, чем, например, гармония, тональности. Как правило, смена фактуры знаменует и смену крупных разделов музыкального произведения.

 

Глава XII. ТРАНСПОЗИЦИЯ